СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок познани мира "Семья - маленькое общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. включить в учебный процесс всех учащихся, формируя представления об обществе, в котором главной частью является семья, её функции.

2. Развивать творческие способности каждого ребенка на основе самостоятельной и коллективной деятельности, используя жизненный личный опыт и различные научные источники. Учить  логически грамотно строить свои рассуждения, выделять в статьях главное, наиболее существенное.

3. Воспитывать у каждого ученика активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Урок познани мира "Семья - маленькое общество"»





Открытый урок в 4 «а» классе

по познанию мира

(педмастерская)
































Тема: «Семья – маленькое общество».



Цель: 1. включить в учебный процесс всех учащихся, формируя представления об обществе, в котором главной частью является семья, её функции.

2. Развивать творческие способности каждого ребенка на основе самостоятельной и коллективной деятельности, используя жизненный личный опыт и различные научные источники. Учить логически грамотно строить свои рассуждения, выделять в статьях главное, наиболее существенное.

3. Воспитывать у каждого ученика активную жизненную позицию.


Оборудование: - Портрет Н.А. Назарбаева

- дополнительные тексты

- выставка творческих работ учащихся «Портрет моей семьи».

- стихи учеников собственного сочинения

- карточки для индивидуальной работы

- тесты

- ксероксная бумага, маркеры, клей.



Ход педмастерской.


  1. Занятие начнем с творческих работ, представленных на выставке и со стихов собственного сочинения, которые помогут определить тему сегодняшнего разговора на педмастерской. (1-2 ученика читают стихи собственного сочинения - Землянских Екатерина и Айкенова Алина)

- Итак, какова тема занятия? Какое слово будет главным?


СЕМЬЯ


- Обсудите в группах значение этого слова, напишите на листах, затем афишируйте свои выводы.

ЛЮДИ

БЛИЗКИЕ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ ВМЕСТЕ

РОДНЫЕ ЛЮДИ

ОТЕЦ, МАТЬ, ДНДУШКА

ОТЕЦ, МАТЬ, ДЕТИ

ОБЩЕСТВО

МАЛЕНЬКОЕ ОБЩЕСТВО

- Какое из слов новое, но не совсем понятное?

ОБЩЕСТВО




  1. •Вспомните уроки литературы и русского языка, какое объяснение можно дать этому термину?

Самостоятельная работа в группах с учебником стр.125 I, II, III абзацы и с дополнительными текстами.

• Обсудить в группах и подготовить характеристику слова ОБЩЕСТВО.

3. Проверка. (на листах каждая группа записывает важные мысли, опорные слова, дающие объяснение понятию «общество»).

1 группа.

Общество - большие группы людей, которые объединены производственными и общественными взаимоотношениями.

Все жители РК составляют общество нашего государства.

Государство занимает определенную территорию, где проживают граждане.

Площадь Казахстана 2 717 300 кв.км.

Его население составляет 15 143 704 человека

Возглавляет казахское общество Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев (портрет).


В результате составлен кластер


общество

люди граждане Казахстана

группы людей

население государство


народ страна


2 группа.

Чтобы общество жило, успешно развивалось, люди, граждане любой страны должны работать на производстве:

  • на промышленных предприятиях (фабриках, заводах, в карьерах и т.д.)

  • обязательное образование – школы, педколеджи, вузы

  • люди должны быть культурными – развитие культурных центров – клубы, дворцы, театры

  • развитие спорта

  • на высоком уровне должно быть медицинское образование

На доске вывешивается таблица

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

МЕДИЦИНА

НАУКА

КУЛЬТУРА

СПОРТ



3 группа.

Человек не может жить вне общества. Каждая семья входит в состав общества.

Семья- это маленькая частица общества.

И от того, хорошая или плохая семья зависит состояние всего государства.

Чем богаче государство, тем лучше будет жить каждый из нас, т.к. мы - граждане этого государства.

Недаром говорят: «Порядок в семье – порядок в государстве». Это я понимаю так:

Чем экономнее, разумнее мы распоряжаемся домашними доходами и расходами, тем крепче и богаче будет наше общество, наше государство.




На доске.

  1. Семья – это маленькое общество.


  1. Порядок в семье - порядок в государстве.


4 группа. Семья- часть общества.

Государство относится к ней с особой заботой, помогает и защищает семью. Государство, конечно, предъявляет определенные требования к своим гражданам, членам общества.

Вот так о семье сказано в самом главном документе РК - Конституции РК.

Статья 27РК. 1. Брак, семья, материнство, отцовство, детство, находятся под защитой государства.

2.забота о детях и их воспитании является естественным правом и обязанностью родителей.



4 • Сколь бы ни был длинен путь человека, а начинается он с первого шага,- гласит восточная мудрость. А начинается первый шаг ….. в семье.

Положите ладошку на лист бумаги, обведите ее и напишите, на листе, какую семью можно назвать хорошей? (дружная, сплоченная, культурная, добрая, благополучная, процветающая, бедная, любящая, заботливая)


•Но в каждой семье, как и в любом большом обществе, есть кто-то самый главный.

Кто это? (индивидуально, а затем в группах).

Глава государства именно от этих людей зависит

Глава семьи жизнь общества, жизнь семьи

Обязательно

работает

Имеет образование организует деятельность

семьи

Обеспечивает проживание

семьи в доме или квартире

•Куда каждый из вас спешит после уроков? (домой)

•А что по - вашему уютный дом?

•Закройте глаза, вы дома, у вас уютно.

1 группа: чистота и порядок

2 группа: каждая вещь на своем месте.

3 группа: все заботятся друг о друге, любят друг друга.

4 группа: вкусный обед, можно поесть и отдохнуть после трудового дня.


5. Каждый хочет сделать свой дом уютным, но не у всех это получается. Для этого нужно быть: - хорошей семьей

- любить свою семью

- быть экономным бережливым хозяином

- умело управлять семейным бюджетом


Словарь С.Ожегова. Бюджет - ?

семейный бюджет – в переводе с французского обозначает «денежный кошелек» - это суммы доходов и расходов в семье.

Бюджет

Доходы Расходы

- А сейчас мы заглянем в семью Мухи-Цокотухи, познакомимся вместе с ее детьми мушатами с очень важным понятием. А с каким именно вы ответите после чтения сказки. (Индивидуальное чтение сказки).


Как Муха и ее семья денежки считали.

Семья Мухи собралась вечером за столом, кроме малышей-мушат. Скоро и они влетели в окошко. Крик, шум:

- Мама! Мама! Мне купи.

- Нет, мне.

- Мне, мама, а ему не надо,

- Такой красивый! Ж-ж-ж.

- И крыльями махать не надо!

- Тихо, - прикрикнула на них мать.- Ничего понять нельзя.

Наконец было выяснено, что у соседских мушат появился новый красный самокат. И такой же самокат хотели иметь Мухины дети.

Так, - сказал отец неторопливо. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо да слушайте внимательно. А ты, будущий ученый (это старшему сыну- студенту Жужжику), неси калькулятор, посчитаем.

Папа взял кусочек сухого лопуха, на котором так удобно писать, и сухой еловой иголочкой написал: «Доход»

Мальчишки - мушата прочли, да никак не поймут: что еще за доход?!

- Доход, - объяснил папа важно, - это денежки, которые мне платят за работу по озеленению и очистке нашего леса, т.е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу и отдаю маме 1500 денежек.

Мальчишки с уважением посмотрели на отца: о-го-го!

Дедушка с бабушкой в стороне не остались:

- Мы тоже получаем по 300 денежек в месяц. Раз нас двое, значит 600.

- Но ведь вы не ходите на работу, как наш папа, а денежки получаете. За что? – удивились мушата.

Дедушка объяснил:

- Когда мы были моложе, мы работали, строили дома для лесных жителей и получали заработную плату. А теперь, когда состарились, получаем деньги - пенсию.

-А я тоже приношу деньги в наш доход- это моя стипендия, которую мне платит институт, пока я не выучусь,- сказал брат- студент.

- Наша малышка- мушка тоже получает деньги, - объявила мама, так как я в декретном отпуске, не работаю, а малышка варенье любит, его покупать надо. И называются эти денежки – пособие на ребенка.

- А теперь,- папа взял в руки иголочку и обмакнул в сок, - посчитаем, каков доход нашей семьи.

Доход

Моя заработная плата- 1500 денежек

Пенсия бабушки и дедушки- 600 денежек

Стипендия Жужжика- 200 денежек

Пособие на малышку- 200 денежек

Итого: 2500 денежек


- О чем узнали мушата?

-Что входит в понятие доход? Премии

выигрыши

подарки

подработка

оплата по больничному листу

Расход - ?

Каждому из вас дано задание по карточкам. Решите проблему, которая предлагается после всего текста. ( работа индивидуально, затем в группах)


Вывод: Накопление семьи = доходы – расходы

Итак, как вы считаете лучше жить одному или жить семьей.

Проведем игру «Хорошо-плохо».

Кто считает, что одному жить хорошо, поднимает одну руку, кто наоборот, считает лучше жить семьей, поднимаете две руки.


6. В нашем обществе много семей, но есть и одинокие люди, т.е. они живут одни и им хорошо. Правы ли они?

Давайте послушаем разговор бабушки и двух молодых людей.

Инсценировка.

Бабушка: - Почему люди создают семьи?

Хором: - Как это почему? (удивленно).

Девочка: - Хотят вместе жить.

Мальчик: - Потому что любят друг друга.

Бабушка: - Любовь – это прекрасно. Любовь- это фундамент семьи. Но чтобы построить хороший прочный дом, создать хорошую семью, одной любви – мало. Как вы думаете, кому легче жить на свете – одинокому или семейному человеку?

Мальчик: - Конечно, одинокому. У него меньше проблем, чем у семейного. Не надо ни о ком беспокоиться, ни о ком заботиться.

Мне кажется, ему жить хорошо, легче.

Девочка: - А мне кажется, что одинокому человеку жить нисколько не легче. Ведь ждать помощи не о кого. Нужно самому думать, как деньги зарабатывать на жизнь и как всю домашнюю работу сделать.

Бабушка: - А как трудно во время болезни: кто побеспокоится, кто купит лекарства, подаст воды, кто пожалеет?

Другое дело, когда люди живут вместе, семьей. Все обязанности распределены между ними. Да и сделать можно намного больше, чем один. Работа быстрей пойдет.


- А вы, ребята, с кем из героев согласны?


7. • Семья – это маленькое общество, в котором ежедневно возникают различные жизненные ситуации. Важно найти выход, правильное решение, например, в данной ситуации.

Необходимо выполнить следующую домашнюю работу.

Сходить в магазин за продуктами- 1 ч

Приготовить ужин- 1ч

Постирать белье- 30 мин

Отремонтировать выключатель- 30 мин

Сколько времени потребуется на эту работу одному человеку и сколько семье, где живут папа, мама, сын? (решают индивидуально, затем в группах).

1 человек будет работать 3 часа.

Мама готовит ужин

Сын пошел в магазин за продуктами 1 час

Папа отремонтировал выключатель

Папа постирал белье

Т.е. за один час все дела будут сделаны, а затем дружно всей семьей можно отдохнуть.


телевизор


отдых прогулка по городу

в гости


сходить к родственникам



- А кто такие родственники? Люди, близкие по родству, но вместе не живут.


На доске:

Мама

Папа

Дедушка

Бабушка

Брат

Сестра


8. Вывод: Вы много сегодня узнали о семье. Сравните начало и конец урока. Какие открытия вы сделали для себя? Какие ощущения, чувства появились у вас?


9. Тест по теме «Семья».

самопроверка по ключу на доске.


10. Домашнее задание: стр.132-135.