Открытый урок в 4 «а» классе
по познанию мира
(педмастерская)
Тема: «Семья – маленькое общество».
Цель: 1. включить в учебный процесс всех учащихся, формируя представления об обществе, в котором главной частью является семья, её функции.
2. Развивать творческие способности каждого ребенка на основе самостоятельной и коллективной деятельности, используя жизненный личный опыт и различные научные источники. Учить логически грамотно строить свои рассуждения, выделять в статьях главное, наиболее существенное.
3. Воспитывать у каждого ученика активную жизненную позицию.
Оборудование: - Портрет Н.А. Назарбаева
- дополнительные тексты
- выставка творческих работ учащихся «Портрет моей семьи».
- стихи учеников собственного сочинения
- карточки для индивидуальной работы
- тесты
- ксероксная бумага, маркеры, клей.
Ход педмастерской.
Занятие начнем с творческих работ, представленных на выставке и со стихов собственного сочинения, которые помогут определить тему сегодняшнего разговора на педмастерской. (1-2 ученика читают стихи собственного сочинения - Землянских Екатерина и Айкенова Алина)
- Итак, какова тема занятия? Какое слово будет главным?
СЕМЬЯ
- Обсудите в группах значение этого слова, напишите на листах, затем афишируйте свои выводы.
ЛЮДИ
БЛИЗКИЕ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ ВМЕСТЕ
РОДНЫЕ ЛЮДИ
ОТЕЦ, МАТЬ, ДНДУШКА
ОТЕЦ, МАТЬ, ДЕТИ
ОБЩЕСТВО
МАЛЕНЬКОЕ ОБЩЕСТВО
- Какое из слов новое, но не совсем понятное?
•Вспомните уроки литературы и русского языка, какое объяснение можно дать этому термину?
Самостоятельная работа в группах с учебником стр.125 I, II, III абзацы и с дополнительными текстами.
• Обсудить в группах и подготовить характеристику слова ОБЩЕСТВО.
3. Проверка. (на листах каждая группа записывает важные мысли, опорные слова, дающие объяснение понятию «общество»).
1 группа.
Общество - большие группы людей, которые объединены производственными и общественными взаимоотношениями.
Все жители РК составляют общество нашего государства.
Государство занимает определенную территорию, где проживают граждане.
Площадь Казахстана 2 717 300 кв.км.
Его население составляет 15 143 704 человека
Возглавляет казахское общество Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев (портрет).
В результате составлен кластер

общество
л


юди граждане Казахстана


группы людей
население государство
народ страна
2 группа.
Чтобы общество жило, успешно развивалось, люди, граждане любой страны должны работать на производстве:
на промышленных предприятиях (фабриках, заводах, в карьерах и т.д.)
обязательное образование – школы, педколеджи, вузы
люди должны быть культурными – развитие культурных центров – клубы, дворцы, театры
развитие спорта
на высоком уровне должно быть медицинское образование
На доске вывешивается таблица
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
МЕДИЦИНА |
НАУКА |
КУЛЬТУРА |
СПОРТ |
3 группа.
Человек не может жить вне общества. Каждая семья входит в состав общества.
Семья- это маленькая частица общества.
И от того, хорошая или плохая семья зависит состояние всего государства.
Чем богаче государство, тем лучше будет жить каждый из нас, т.к. мы - граждане этого государства.
Недаром говорят: «Порядок в семье – порядок в государстве». Это я понимаю так:
Чем экономнее, разумнее мы распоряжаемся домашними доходами и расходами, тем крепче и богаче будет наше общество, наше государство.
На доске.
Семья – это маленькое общество.
Порядок в семье - порядок в государстве.
4 группа. Семья- часть общества.
Государство относится к ней с особой заботой, помогает и защищает семью. Государство, конечно, предъявляет определенные требования к своим гражданам, членам общества.
Вот так о семье сказано в самом главном документе РК - Конституции РК.
Статья 27РК. 1. Брак, семья, материнство, отцовство, детство, находятся под защитой государства.
2.забота о детях и их воспитании является естественным правом и обязанностью родителей.
4 • Сколь бы ни был длинен путь человека, а начинается он с первого шага,- гласит восточная мудрость. А начинается первый шаг ….. в семье.
Положите ладошку на лист бумаги, обведите ее и напишите, на листе, какую семью можно назвать хорошей? (дружная, сплоченная, культурная, добрая, благополучная, процветающая, бедная, любящая, заботливая)
•Но в каждой семье, как и в любом большом обществе, есть кто-то самый главный.
Кто это? (индивидуально, а затем в группах).
Г
лава государства именно от этих людей зависит
Г
лава семьи жизнь общества, жизнь семьи
О
бязательно
р
аботает
Имеет образование организует деятельность
семьи
Обеспечивает проживание
семьи в доме или квартире
•Куда каждый из вас спешит после уроков? (домой)
•А что по - вашему уютный дом?
•Закройте глаза, вы дома, у вас уютно.
1 группа: чистота и порядок
2 группа: каждая вещь на своем месте.
3 группа: все заботятся друг о друге, любят друг друга.
4 группа: вкусный обед, можно поесть и отдохнуть после трудового дня.
5. Каждый хочет сделать свой дом уютным, но не у всех это получается. Для этого нужно быть: - хорошей семьей
- любить свою семью
- быть экономным бережливым хозяином
- умело управлять семейным бюджетом
Словарь С.Ожегова. Бюджет - ?
семейный бюджет – в переводе с французского обозначает «денежный кошелек» - это суммы доходов и расходов в семье.

Бюджет
Доходы Расходы
- А сейчас мы заглянем в семью Мухи-Цокотухи, познакомимся вместе с ее детьми мушатами с очень важным понятием. А с каким именно вы ответите после чтения сказки. (Индивидуальное чтение сказки).
Как Муха и ее семья денежки считали.
Семья Мухи собралась вечером за столом, кроме малышей-мушат. Скоро и они влетели в окошко. Крик, шум:
- Мама! Мама! Мне купи.
- Нет, мне.
- Мне, мама, а ему не надо,
- Такой красивый! Ж-ж-ж.
- И крыльями махать не надо!
- Тихо, - прикрикнула на них мать.- Ничего понять нельзя.
Наконец было выяснено, что у соседских мушат появился новый красный самокат. И такой же самокат хотели иметь Мухины дети.
Так, - сказал отец неторопливо. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо да слушайте внимательно. А ты, будущий ученый (это старшему сыну- студенту Жужжику), неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусочек сухого лопуха, на котором так удобно писать, и сухой еловой иголочкой написал: «Доход»
Мальчишки - мушата прочли, да никак не поймут: что еще за доход?!
- Доход, - объяснил папа важно, - это денежки, которые мне платят за работу по озеленению и очистке нашего леса, т.е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу и отдаю маме 1500 денежек.
Мальчишки с уважением посмотрели на отца: о-го-го!
Дедушка с бабушкой в стороне не остались:
- Мы тоже получаем по 300 денежек в месяц. Раз нас двое, значит 600.
- Но ведь вы не ходите на работу, как наш папа, а денежки получаете. За что? – удивились мушата.
Дедушка объяснил:
- Когда мы были моложе, мы работали, строили дома для лесных жителей и получали заработную плату. А теперь, когда состарились, получаем деньги - пенсию.
-А я тоже приношу деньги в наш доход- это моя стипендия, которую мне платит институт, пока я не выучусь,- сказал брат- студент.
- Наша малышка- мушка тоже получает деньги, - объявила мама, так как я в декретном отпуске, не работаю, а малышка варенье любит, его покупать надо. И называются эти денежки – пособие на ребенка.
- А теперь,- папа взял в руки иголочку и обмакнул в сок, - посчитаем, каков доход нашей семьи.
Доход
Моя заработная плата- 1500 денежек
Пенсия бабушки и дедушки- 600 денежек
Стипендия Жужжика- 200 денежек
Пособие на малышку- 200 денежек
Итого: 2500 денежек
- О чем узнали мушата?
-Что входит в понятие доход? Премии
выигрыши
подарки
подработка
оплата по больничному листу
Расход - ?
Каждому из вас дано задание по карточкам. Решите проблему, которая предлагается после всего текста. ( работа индивидуально, затем в группах)
Вывод: Накопление семьи = доходы – расходы
Итак, как вы считаете лучше жить одному или жить семьей.
Проведем игру «Хорошо-плохо».
Кто считает, что одному жить хорошо, поднимает одну руку, кто наоборот, считает лучше жить семьей, поднимаете две руки.
6. В нашем обществе много семей, но есть и одинокие люди, т.е. они живут одни и им хорошо. Правы ли они?
Давайте послушаем разговор бабушки и двух молодых людей.
Инсценировка.
Бабушка: - Почему люди создают семьи?
Хором: - Как это почему? (удивленно).
Девочка: - Хотят вместе жить.
Мальчик: - Потому что любят друг друга.
Бабушка: - Любовь – это прекрасно. Любовь- это фундамент семьи. Но чтобы построить хороший прочный дом, создать хорошую семью, одной любви – мало. Как вы думаете, кому легче жить на свете – одинокому или семейному человеку?
Мальчик: - Конечно, одинокому. У него меньше проблем, чем у семейного. Не надо ни о ком беспокоиться, ни о ком заботиться.
Мне кажется, ему жить хорошо, легче.
Девочка: - А мне кажется, что одинокому человеку жить нисколько не легче. Ведь ждать помощи не о кого. Нужно самому думать, как деньги зарабатывать на жизнь и как всю домашнюю работу сделать.
Бабушка: - А как трудно во время болезни: кто побеспокоится, кто купит лекарства, подаст воды, кто пожалеет?
Другое дело, когда люди живут вместе, семьей. Все обязанности распределены между ними. Да и сделать можно намного больше, чем один. Работа быстрей пойдет.
- А вы, ребята, с кем из героев согласны?
7. • Семья – это маленькое общество, в котором ежедневно возникают различные жизненные ситуации. Важно найти выход, правильное решение, например, в данной ситуации.
Необходимо выполнить следующую домашнюю работу.
Сходить в магазин за продуктами- 1 ч
Приготовить ужин- 1ч
Постирать белье- 30 мин
Отремонтировать выключатель- 30 мин
Сколько времени потребуется на эту работу одному человеку и сколько семье, где живут папа, мама, сын? (решают индивидуально, затем в группах).
1 человек будет работать 3 часа.
М
ама готовит ужин
С
ын пошел в магазин за продуктами 1 час
Папа отремонтировал выключатель
Папа постирал белье
Т.е. за один час все дела будут сделаны, а затем дружно всей семьей можно отдохнуть.
телевизор
о
тдых прогулка по городу

в гости
сходить к родственникам
- А кто такие родственники? Люди, близкие по родству, но вместе не живут.
На доске:
Мама
Папа
Дедушка
Бабушка
Брат
Сестра
8. Вывод: Вы много сегодня узнали о семье. Сравните начало и конец урока. Какие открытия вы сделали для себя? Какие ощущения, чувства появились у вас?
9. Тест по теме «Семья».
самопроверка по ключу на доске.
10. Домашнее задание: стр.132-135.