Мұғалімнің сабақ жоспарлары Поурочный план учителя
Сабақ Урок № Пән Предмет познание мира Дата_____________
Тақырып Тема «Стороны света.»
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері Учебно-воспитательные задачи
научить учащихся определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу; приобрести практические умения ориентирования, развивать наблюдательность и любознательность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Материалы и оборудование: иллюстрации явлений природы, компас
Критерии успеха:
Ход урока
Психологический настрой.
Сообщение темы и целей урока.
формулировка целей с позиции ученика (запись учителем на доске)

что такое стороны света
четыре стороны света

определять стороны света
Повторение изученного материала.
На доске рисунки явлений природы. Рассказать в какое время года происходят эти явления природы.
Беседа по новой теме Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
Где бы человек ни был, всюду его окружает пространство. Мы видим только часть его. Видимую часть пространства вокруг нас называют горизонтом. Чем выше поднимается человек на возвышенность, тем шире горизонт. Учитель предлагает детям все сказанное проверить. Затем дети делают вывод, что человек сверху видит дальше.
Проводится практическая работа, где дети определяют стороны горизонта, выявляют, что различают четыре основные стороны горизонта: север (С), юг (Ю), запад (3), восток (В).
Закрепление.
1. Беседа
- Как называется видимая часть пространства?
- Назовите основные стороны горизонта.
В процессе беседы дети приходят к выводу о том, что они обязательно должны уметь определять свое местоположение, что для человека очень важно уметь хорошо ориентироваться как по сторонам горизонта, так и по солнцу, ночью - по звездам, по местным признакам.
2. Решение проблемных задач в группах.
Деление на группы – дети выбирают жетон с буквой. Даны жетоны с буквами С, Ю, З, В.
Составление правил работы в группах
1-я группа- С В лес ты пошел от села на юг. В каком направлении ты должен возвращаться обратно?
2-я группа- Ю Туристы отправились в путешествие. Путь их лежал на восток. Как они могут определить направление движения к дому? Какое это направление?
3-я группа-З Какая сторона стен зданий, заборов подсыхает быстрее после дождя? Почему?
4-я группа- В подводит итог всего сказанного детьми, напоминает правила ориентирования по солнцу.
РЕФЛЕКСИЯ
Научились ли вы ориентироваться? Какие практические навыки приобрели?
Из долголетних наблюдений установлено, что:
кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;
мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;
на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;
ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;
ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;
около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;
на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу.