Тема: Предложение как единица синтаксиса. Цель: 1) Повторить изученное о простом предложении, виды простых предложений, вспомнить синтаксический анализ предложений. 2) Развитие речи, мышления. 3) Воспитание Оборудование: раздаточный материал, тесты.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний
1.Синтаксическая пятиминутка
Выполните их разбор словосочетаний.
Убрать урожай, сохранить надёжно, лучи солнца, капли дождя, осиновые листья
2.На доске: (дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко)
Беседа с классом.
- Прочитайте. Что вы можете сказать о данной записи? (это слова и словосочетания; смысл не понятен.)
- Что нужно сделать? (соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.)
Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.
Основные признаки предложения:
1.С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить.
2.Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
3.В каждом предложении есть грамматическая основа.
4.Каждое предложение обладает интонацией конца предложения.
---Какова цель данного высказывания? (сообщить )
4. Объяснение нового материала.
Обратите внимание на доску. Там вы видите слова. Составьте с ними словосочетания. А потом из этих словосочетаний составьте предложения. Запишите их. ( 1. Хорошо, в, лес, ранний, день, осенний. 2. Виться, в, воздух, тонкий, паутина. 3. Скоро, прийти, холода.)
- А теперь, ребята, сделайте вывод, что такое предложение? Для чего оно нужно? (Чтобы выразить свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить).
Вывод: Предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).
Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.
Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.
II. Работа по теме урока.
1.Беседа.
- Что мы называем предложением?
_ Чем отличается предложение от словосочетания?
-Какую функцию выполняет предложение в речи?
- На какие группы делятся предложения по цели высказывания?
- По эмоциональной окраске?
- По наличию грамматических основ?
- По строению грамматической основы?
- По наличию второстепенных членов?
- По замещенности синтаксических позиций?
-По наличию осложняющих конструкций?
- Прочитайте п. 71. Что из него мы узнаем?
III. Повторение темы «Односоставные предложения».
1.На какие предложения делятся односоставные?
2. По каким признакам мы определяем о/л, н/л, об/л, б/л, назывные предложения?
! Все односоставные предложения полные.
IV. Закрепление материала.
Упражнение
1) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат ( А.Толстой). (назывное). 2)Любуешься задумчивыми соснами. (о/л) 3)Спой, светик, не стыдись. (о/л) 4) Очень важно жить большими интересами. (Б/л) 5) Здесь учат плаванию. (Н/л) 6) Лежа хлеба не добудешь. (Об/л)
Рефлексия деятельности. Итог урока.
«Я сегодня узнал…..», «Я не понял …..», «Мне нужно повторить и закрепить….»
Домашнее задание: Выполнить упр. 20, 21(у)повторить случаи постановки тире в простом предложении, составить свои примеры на каждый случай.