СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Предложение как единица синтаксиса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Предложение как единица синтаксиса"»

Тема: Предложение как единица синтаксиса. Цель: 1) Повторить изученное о простом предложении, виды простых предложений, вспомнить синтаксический анализ предложений. 2) Развитие речи, мышления. 3) Воспитание Оборудование: раздаточный материал, тесты.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний

1.Синтаксическая пятиминутка

Выполните их разбор словосочетаний.

Убрать урожай, сохранить надёжно, лучи солнца, капли дождя, осиновые листья

2.На доске: (дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко)

Беседа с классом.

- Прочитайте. Что вы можете сказать о данной записи? (это слова и словосочетания; смысл не понятен.)

- Что нужно сделать? (соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.)

Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…


Вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.

Основные признаки предложения:

1.С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить.

2.Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

3.В каждом предложении есть грамматическая основа.

4.Каждое предложение обладает интонацией конца предложения.

---Какова цель данного высказывания? (сообщить )

4. Объяснение нового материала.

Обратите внимание на доску. Там вы видите слова. Составьте с ними словосочетания. А потом из этих словосочетаний составьте предложения. Запишите их. ( 1. Хорошо, в, лес, ранний, день, осенний. 2. Виться, в, воздух, тонкий, паутина. 3. Скоро, прийти, холода.)

- А теперь, ребята, сделайте вывод, что такое предложение? Для чего оно нужно? (Чтобы выразить свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить).

Вывод:  Предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ).

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.

Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.

II. Работа по теме урока.

1.Беседа.

- Что мы называем предложением?

_ Чем отличается предложение от словосочетания?

-Какую функцию выполняет предложение в речи?

- На какие группы делятся предложения по цели высказывания?

- По эмоциональной окраске?

- По наличию грамматических основ?

- По строению грамматической основы?

- По наличию второстепенных членов?

- По замещенности синтаксических позиций?

-По наличию осложняющих конструкций?

- Прочитайте п. 71. Что из него мы узнаем?

III. Повторение темы «Односоставные предложения».

1.На какие предложения делятся односоставные?

2. По каким признакам мы определяем о/л, н/л, об/л, б/л, назывные предложения?

! Все односоставные предложения полные.

IV. Закрепление материала.

Упражнение

1) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат ( А.Толстой). (назывное). 2)Любуешься задумчивыми соснами. (о/л) 3)Спой, светик, не стыдись. (о/л) 4) Очень важно жить большими интересами. (Б/л) 5) Здесь учат плаванию. (Н/л) 6) Лежа хлеба не добудешь. (Об/л)

  Рефлексия деятельности. Итог урока.

«Я сегодня узнал…..», «Я не понял …..», «Мне нужно повторить и закрепить….»

Домашнее задание: Выполнить упр. 20, 21(у)повторить случаи постановки тире в простом предложении, составить свои примеры на каждый случай.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!