СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок, презентация Л.Н. Толстой "Отрочество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок, презентация Л.Н. Толстой "Отрочество"»

Лев Николаевич Толстой «Отрочество» - автобиографическая повесть Толстого. Предмет изображения. Новаторство.

Лев Николаевич Толстой

«Отрочество» -

автобиографическая повесть Толстого.

Предмет изображения. Новаторство.

Лев Николаевич Толстой прожил длинную жизнь. Он родился в 1828 году. За свою жизнь он был офицером, принимал участие в Крымской войне в 1853-1856 годах, участвовал в обороне Севастополя в 1854-1856 годах. За участие в обороне Севастополя был награждён наградами, а результатом сражений стали его «Севастопольские рассказы», с которыми вы познакомитесь позже. Большую часть жизни Толстой прожил в Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано осиротел: сначала умерла мать, потом отец. С сестрой и тремя братьями он переезжает в Казань к тётушке, ставшей их опекуншей. Поступив в университет, самостоятельно повышает свой уровень знаний. Лев Николаевич был удивительным человеком! Он свободно владел английским, французским и немецким языками, читал на итальянском, чешском, сербском, знал греческий, латинский, украинский, татарский Изучал голландский, древнееврейский, турецкий и другие языки. Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник и продолжал его до последних дней .Для творчества Льва Николаевича характерны неизменный интерес к человеку, его нравственному миру. По замыслу Толстого, его первое произведение должно было состоять из четырёх частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость». От последнего он вскоре отказался, а трилогия вышла в 1856 году.

Цели урока: Познакомить с историей создания трилогии. Познакомить с предметом изображения и главной мыслью произведения Л.Н.Толстого. Показать, как меняется взгляд ребенка на мир по мере его взросления. Доказать, что произведение Толстого новаторское.

Цели урока:

  • Познакомить с историей создания трилогии.
  • Познакомить с предметом изображения и главной мыслью произведения Л.Н.Толстого.
  • Показать, как меняется взгляд ребенка на мир по мере его взросления.
  • Доказать, что произведение Толстого новаторское.
Л.Н. Толстой о трилогии:   «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»,– эти слова, сказанные Л. Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.

Л.Н. Толстой о трилогии:

 

  • «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»,– эти слова, сказанные Л. Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого его крайне взыскательному автору.
Толстой хотел показать «Четыре эпохи развития» – детство, отрочество, юность и молодость. «В детстве – теплота и верность чувства, пора бездумно-любящая (каждый любит всех и все любят его);

Толстой хотел показать

  • «Четыре эпохи развития» – детство, отрочество, юность и молодость.
  • «В детстве – теплота и верность чувства, пора бездумно-любящая (каждый любит всех и все любят его);
Толстой хотел показать в отрочестве – пробуждение самосознания, вера в то, что в мире царствует любовь и справедливость; самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость

Толстой хотел показать

  • в отрочестве – пробуждение самосознания, вера в то, что в мире царствует любовь и справедливость; самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость
Толстой хотел показать в юности – возникновение избирательного чувства дружбы и любви, мечты об идеальных планах собственной жизни; красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости – начало реализации выработанного мировоззрения; место гордости и тщеславия занимает самолюбие, знание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность»

Толстой хотел показать

  • в юности – возникновение избирательного чувства дружбы и любви, мечты об идеальных планах собственной жизни; красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе;
  • в молодости – начало реализации выработанного мировоззрения; место гордости и тщеславия занимает самолюбие, знание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность»
Толстой обозначил главную мысль произведения: «Чувство любви к богу и к ближним сильно в детстве; в отрочестве чувства эти заглушаются сладострастием, самонадеянностью и тщеславием; в юности – гордостью и склонностью к умствованию…» В начале второй части резко обозначен перелом от ясности детства к проблемности отроческих лет.

Толстой обозначил главную мысль произведения:

  • «Чувство любви к богу и к ближним сильно в детстве; в отрочестве чувства эти заглушаются сладострастием, самонадеянностью и тщеславием; в юности – гордостью и склонностью к умствованию…»
  • В начале второй части резко обозначен перелом от ясности детства к проблемности отроческих лет.
Все меняется. Меняется и восприятие природы. Для детства характерно самозабвенное слияние с природой. В отроческие годы возрастает умение видеть и различать . И ветер и дождь, и молния и гром, и звуки и запахи врываются в душу, «блестящий, обмытый кузов кареты… спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес – все мокро и блестит…». Все привлекательно, все захватывает внимание, все радостно для юного сердца: «…осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя…» Восприятие природы
  • Все меняется. Меняется и восприятие природы. Для детства характерно самозабвенное слияние с природой. В отроческие годы возрастает умение видеть и различать . И ветер и дождь, и молния и гром, и звуки и запахи врываются в душу, «блестящий, обмытый кузов кареты… спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колес – все мокро и блестит…». Все привлекательно, все захватывает внимание, все радостно для юного сердца: «…осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя…»

Восприятие природы

  Отрочество – трудное время, полное смятения неустановившихся нравственных понятий, влечений, сумбурных мыслей. «Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества…» «Пустыню отрочества», – это выражение, которое заставляет задуматься; каждый подросток пересекает эту «пустыню», и слишком часто вместо помощи и понимания встречает только окрики и требование повиноваться, которые обособляют его. Отрочество – трудное время…

 

  • Отрочество – трудное время, полное смятения неустановившихся нравственных понятий, влечений, сумбурных мыслей. «Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества…» «Пустыню отрочества», – это выражение, которое заставляет задуматься; каждый подросток пересекает эту «пустыню», и слишком часто вместо помощи и понимания встречает только окрики и требование повиноваться, которые обособляют его.

Отрочество – трудное время…

Новаторство Толстого: Юный герой трилогии Николенька Иртеньев (лицо отчасти автобиографическое), и другие действующие лица — дети, подростки, взрослые — изображаются во всей своей внутренней подвижности, изменчивости, во взаимодействии разнообразных и даже взаимоисключающих свойств.

Новаторство Толстого:

  • Юный герой трилогии Николенька Иртеньев (лицо отчасти автобиографическое), и другие действующие лица — дети, подростки, взрослые — изображаются во всей своей внутренней подвижности, изменчивости, во взаимодействии разнообразных и даже взаимоисключающих свойств.
Главная цель Толстого:   Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности , то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды.

Главная цель Толстого:

 

  • Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности , то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды.
Главные герои Николай (Николенька)  Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет. Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях». Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве. Другие персонажи Отец Николая. Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая. Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая. Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая. Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю. Василий – портной, возлюбленный Маши. Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.
  • Главные герои
  • Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
  • Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».
  • Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.
  • Другие персонажи
  • Отец Николая.
  • Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
  • Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
  • Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.
  • Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
  • Василий – портной, возлюбленный Маши.
  • Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.
Анализ жизни: Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются художником. Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас. Николенька Иртеньев стал первым в ряду толстовских героев-правдоискателей, с детства отравленных злом и фальшью барских нравов.

Анализ жизни:

  • Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются художником. Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас. Николенька Иртеньев стал первым в ряду толстовских героев-правдоискателей, с детства отравленных злом и фальшью барских нравов.
Два героя:  Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов писателя. Толстой писал обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще. 

Два героя:

  • Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов писателя. Толстой писал обо всем, что в данный момент его волновало, а значит, в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще. 
Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется
  • Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется "народностью".
Мастерство Толстого: Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля. Его мастерство как художника сказалось и в том, что прекрасные порывы Николеньки даны с явственным оттенком иронии.

Мастерство Толстого:

  • Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля. Его мастерство как художника сказалось и в том, что прекрасные порывы Николеньки даны с явственным оттенком иронии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!