СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект «Рифма»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие ритма, познакомить с рифмой, научить различать стихотворный и прозаический тексты, учить сочинять стихи.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект «Рифма»»

14



Урок.  Проект «Рифма»

Цель: дать ребятам понятие, что такое «рифма», учить сочинять стихи.

Задачи: 1) образовательная: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.

2)развивающая : развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;

3) воспитательная: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня необычный день. Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу и успокоимся и поздороваемся с нашими гостями.

- Урок сегодня необычный для вас и для меня, поэтому мы будем стараться помогать друг - другу.

2. Актуализация знаний.

а) Чистописание.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

- Прописать буквы Зз

- Прочитайте строки. О чем идет речь? ( Текст на доске)

б) Звуко-буквенный разбор слова

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом,

Значит, в гости к нам сама

Кто пришла, скажи?.. (зима)

ЗИМА

Запишите это слово и сделайте звуко-буквеный разбор.

Зима – 2 сл., 4 зв., 5 букв., 2 гл. (и, а,), 2 согл. (з, м)

- Как вы догадались, что речь идет о зиме? ( Помогла рифма).

- Определите тему нашего урока? (Рифма)

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Продолжите высказывание:

  • Узнать, …………(что такое рифма)?

  • Учиться …………(находить рифму).

  • Составлять ……….(рифмы.)

(На экране по очереди появляются высказыания)



- Я уже сказала, что урок наш необычный. Мы сегодня с вами на уроке будем работать над проектом. Результатом нашей работы станет альбом «Рифма». , страницы которого будем создавать вместе.

- А посвящен он будет, как вы наверно уже догадались, зиме.

в) Словарный диктант. (5 мин)

- Сейчас мы поупражняемся в подборе рифмующегося слова.

Ответы записать в тетрадь.


Загадки:

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? ………… (мороз)


На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? ………(коньки)


Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна… (лопата)

ЛОПАТА

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная.. (метель).


Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он -... (февраль)

ФЕВРАЛЬ

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра... (хоккей)


— Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь,
А зовут меня
.. .(снегирь)


- Разделить на слоги и поставить ударение в словах.

(Выходят ученики по очереди и разбирают слова)


- Ребята, что помогло вам правильно подобрать слова? (Рифма)


д) Запись предложения с комментированием.

- Прочитайте. Закончите предложение.


Не колючий, светло-синий

По кустам развешан …

(иней)

- Запишите. Подчеркните грамматическую основу.

Один ученик у доски разбирает предложение по членам

3. Начало работы над проектом

а) Постановка учебной проблемы.

-Ребята, а вы пробовали когда-нибудь писать стихи?

- О чем вы писали?

- А вам бы хотелось этому научиться сочинять стихи?

- Вот Незнайке тоже захотелось научиться сочинять стихи. А вот то, что у него вышло, мы сейчас увидим. (Видеоролик)

- Думал Незнайка, думал, ничего не смог придумать.


б) Поиск информации. Работа по группам.

- А вы, ребята, поняли, что такое рифма? (Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково).

На доску вывешивается лист с этим определением.


- Скажите, а где можно проверить наши предположения? (в учебнике, в словаре)

- Займемся поиском информации. В этом нам помогут словари и учебник.

- 1 и 2 ряды найдите определение в учебнике ( стр. 8), а 3 ряд в словаре.

-Так что же такое рифма? Какое определение дано в учебнике? ( Это созвучие концов стихотворных строк).

Учитель приклеивает на доску лист с определением, которое нашли в учебнике.

- Что говорится в толковом словаре? (Это созвучие концов стихотворных строк). Такое же определение, как и в наших учебниках. (Складность, соразмерность, однозвучие конечных слогов в стихах.)

(На доске учитель открывает определения).

- Мы видим , что наше предположение оказалось верным.

- Вот и готова первая страничка нашего проекта. Мы нашли информацию и продолжим работать дальше.


Физминутка.


Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)


- Кто был внимателен, какие рифмы вы услышали?


5. Работа по оформлению проекта (5 мин)


а) Работа в парах. ( У каждого ряда свое задание)

- И так, мы получили информацию и узнали, что такое рифма.

- Как вы считаете, в стихотворных строках, где будут находиться рифмующиеся слова? (В конце строки)


-Теперь мы проведем исследование. Работать будете в парах.

- Возьмите Лист №1 и найди рифмующиеся слова. Подчеркните.


1 ряд


Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла зима


2 ряд

СНЕЖИНКИ

Очень страшен птицам холод,

Но ещё страшнее голод.

На березке две подружки

Для птиц повесили кормушки

ИНЕЙ

3 ряд


Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый иней.


МООЗ

Проверка выполненных заданий по слайду.

(По одному листу с каждого ряда учитель вывешивает на доску)



Б ) Составить словарь рифм. Работа в парах.


- Вы хорошо справились с этим заданием и сейчас мы поупражняемся в составлении словаря рифм.

- Достаньте из папки Лист №2.


1 ряд


Словарик рифм:

лисица (синица, куница, сестрица, птица, девица, страница).

снежок (дружок, кувырок, прыжок)


- Кто хочет дополнить?


2 ряд


Словарик рифм:

кукушка (макушка, петрушка, лягушка, хлопушка)

снежинка (льдинка, пушинка, картинка)


- Кто хочет дополнить?



3 ряд


Словарик рифм:

птичка

белка


- Какие же рифмующиеся слова вы записали?

- Кто хочет дополнить?


(По одному листу с каждого ряда учитель вывешивает на доску)



г) Работа в группах по 6 человек . Сочинить небольшое стихотворение.


- Вам понравилось подбирать рифмы?

.- А хотите себя попробовать в роли поэтов?

- Вы хорошо работали в парах, а теперь вам предстоит объединиться в группы по 6 человек.

- Перед тем как вы приступите к работе, распределите в группе обязанности: кто будет поэтом, кто будет художником, а кто главным редактором, который и представит созданный группой проект.

- Я предлагаю назвать 1 группу: Риторы

2 группа Исследователи

3 группа Ф Философы

4 группа Мыслители

5 группа Академики.


- Достаньте из конверта Лист №3


- Внимательно прочитайте слова. Постарайтесь сочинить стихотворение, чтобы оно было продолжением начатых строк. Записать и сделать к нему иллюстрацию.


1 группа.

Рифма: Взял-побежал


Вот зима, кругом бело:

Много снега намело,

____________ взял

______________побежал


(Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал)


2 группа

Рифма: ледок-каток


Люблю морозные деньки,

Возьму фигурные коньки,

_________________ ледок

__________________каток


(Для нас уже готов ледок,

Залит и ждёт ребят каток).


3 группа

Рифма: Кружатся- ложатся


Падают снежинки —

Белые пушинки..

____________ кружатся,

___________ ложатся.


(В воздухе кружатся

На землю ложатся)

4 группа

Рифма: в пургу - в снегу


Любят куропатки
Играть зимою в прятки,

___________________в пургу

__________________в снегу


(Они холодно в пургу.
Любят прятаться (лежать) в снегу!)


5 группа

Рифма: пушок- снежок.

Зиму ждали целый век

Наконец-то выпал снег.

____________________пушок

___________________снежок.


(Что за беленький пушок?

С неба сыплется снежок)



Каждая группа после завершения крепит на магнитной доске свои работы.


- Вот сколько красивых стихотворений вам удалось сочинить о зиме! Все созданные вами страницы мы

- Ребята, а вы знаете, я не случайно дала именно такие названия вашим группам. Может быть, кто-то догадался, почему группы так называются?

(Рифма).

- Так что же такое рифма? (Вывод)


- Сегодня мы вместе создали проект на тему рифма. Все листы мы поместим в эту папку. Сюда же мы поместим и ваши собственные проекты, которые вы подготовите дома.

- Как вы думаете, а где можно применить наш проект? (На уроках чтения, рассказать другим учащимся, что такое рифма)


6. Итог урока.

- Чему вы сегодня научились на уроке? Что новое для себя открыли?

_ Что вам больше всего понравилось делать?

- Может вам хочется кого-то поблагодарить из одноклассников?

- Я в ответ тоже хочу поблагодарить вас за хорошую активную работу.

- И хочу , чтобы все, кто работал хорошо мне улыбнулись, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!