Автор: Клевалова Алеся Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ Селятинская СОШ №2
Наименование материала: методическая разработка урока по географии 5 класс
Тема: Путешествие по Евразии
Цель урока: Сформировать представление об особенностях географического положения природы, населения и странах Евразии.
Задачи:
1. обучающие: сформировать представление о величии материка Евразия, о своеобразии и разнообразии его природы;
2. развивающие: - развивать умение определять и показывать на карте горы, вершины, формы рельефа, реки, озёра, государства материка, указанные в тексте параграфа;
3. воспитательные: показать величие материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте географические объекты «рекордсмены».
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить ответы к заданиям рабочего листа.
Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка.
Ключевые понятия, номенклатура и персоналии: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия
Формы работы учащихся беседа, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Учебник, настенная карта, географический атлас, презентация, контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
--Здравствуйте ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку?
--Закройте глаза. Представьте себе воздушный шар. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Молодцы, я вижу – вы готовы к работе.
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявления затруднений.
--Скажите ребята, что мы с вами изучали на прошлых уроках? Океаны. Какие океаны мы изучили?
--Кто сможет выйти и показать их на карте?
Давайте проверим ваши знания по теме океаны, выполнив небольшой тест.
Оцените свою работу.
--А, что омывают океаны? Материки и острова. Какие материки вы знаете?
--Выйдите покажите на карте.
--Ребята, а много ли вы знаете об этих шести материках?
--Сегодня вы расширите свои знания, потому что мы отправляемся на воздушном шаре в большое путешествие по материкам. Вы будете в роли юных исследователей.
--Как вы думаете, с какого материка мы начнем свое путешествие?
--Почему вы решили, что именно с Евразии? (потому что он самый большой)
--Совершенно верно, Евразия- самый большой материк на нашей планете.
--Кто сможет выйти и показать нам Евразию?
--Значит как будет звучать тема урока? Если мы с вами отправляемся в путешествие? Путешествие по Евразии.
- Ребята, мы с вами совершим экскурсионным тур по самому большому материку. Этот тур будет виртуальным, вы узнаете особенности материка Евразия . Учебники, атласы, контурные карты и конечно же рабочие листы помогут получить нам новые знания.
- Запишите тему урока в свой рабочий лист.
--Подумайте, какова цель нашего путешествия? Сформировать представление о материке Евразия и выявить его уникальность.
--А кто мне может сказать, почему нам с вами так важно знать особенности и уникальность Евразии? На материке расположена наша страна.
В конце урока вам предстоит ответить на главный вопрос: Почему природа материка так разнообразна?
- Как вы думаете, на что мы должны обратить внимание? Что вам интересно узнать?( учитель спрашивает версии детей, а затем предлагает алгоритм изучения нового материала).
- Молодцы, именно такого плана мы и будем придерживаться при получении новых знаний о континентах.
Алгоритм действий: (вопросы для рассмотрения)
Географическое положение Евразии.
Особенности рельеф материка.
Внутренние воды.
Климат, животный и растительный мир.
Полезные ископаемые.
Население материка.
Особенность материка Евразия.
--Ну что ж, приступим!
III. Открытие нового знания
Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.
--Работать вы будете в парах.
Пара девочек-исследователей будет называться Европа.
Пара мальчиков-исследователей будет называться Азия.
--Как вы думаете, почему я дала вашим парам такое название?
--Верно, материк Евразия включает в себя две части света: Европу и Азию.
--А знаете ли вы где проходит граница между Европой и Азией?
--Давайте это узнаем, выполнив задание № 1 в рабочих листах.
--А что нам поможет при поиске информации? (Учебник, атлас)
Выполняют задание
--Кто желает выйти к карте и показать границу между Европой и Азией?
ФИЗМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
--Ну а сейчас я вам предлагаю познакомиться с размерами и географическим положением материка.
--Молодцы юные исследователи. Мы с вами узнали размеры и географическое положение материка. Все данные записываем в рабочий лист.
Я вам даю 3-4 минутки самостоятельно поработать с нашими помощниками (учебниками и атласами) и ответить на задания рабочего листа (учитель распределяет задания по парам). Вы должны не только письменно ответить , но и найти эти географические объекты и показать их на карте.
Задание № 1. Определите географическое положение Евразии. Прочитайте текст учебника стр. 107 и дополните предложения:
Граница между Европой и Азией проходит по ________________ горам, реке _________________ , равнинам _________________________________ . _______________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около ________________. Материк полностью расположен в __________________ полушарии. Евразия – материк, берега которого омывают _______ океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой _________________ ________________.
Задание № 2. Охарактеризовать рельеф Евразии. Прочитайте стр. 108-110 учебника и пользуясь картой атласа дополните предложения:
Самая большая равнина Евразии _______________________________. Самые высокие горы Европы ____________. Высота наивысшей точки Альп (гора Монблан) составляет ___________. В Азии высочайшие горы Земли _________________. Высочайшая вершина____________________.
Крупнейшие равнины Азии___________________________________________________
Задание № 3. Охарактеризуйте внутренние воды материка. Прочитайте стр. 110 1 – 5 абзац и назовите:
Самые крупные реки Европы _________________________________, озера Европы ______________________. Реки Азии, впадающие в Индийский океан ________________________; реки, впадающие в Тихий океан ____________________________; реки, впадающие в Северный Ледовитый океан ____________________________. Самое большое озеро планеты _____________, его площадь _____________; самое глубокое озеро мира __________, его глубина _____________.
Задание № 4. Какова природа Евразии? Изучив вторую часть стр.110 учебника, дополните:
Полюс холода Евразии и всего северного полушария находится в российском ____________________, температура здесь ______. Самое влажное место на Земле находится В Индии в городе _____________________, здесь выпадает __________ осадков.
К чему перейдем дальше? Верно, уникальные объекты Евразии.
Пара девочек, под названием Европа, приготовит нам исследовательский отчет о рекордсменах Европейской части материка, а пара мальчиков, под названием Азия, приготовит отчет о рекордсменах азиатской части Евразии. Все найденные объекты, вы должны будете нанести на контурную карту.
Выступление ребят и показ на карте найденных объектов.
--Вы многое сегодня узнали о материке Евразия, давайте попробуем ответить на главный вопрос: Почему природа материка так разнообразна?(потому что имеет большие размеры).
В ходе ответов учащихся у доски учитель прикрепляет красные магниты на карту к объектам «рекордсменам» Евразии.
- Молодцы Ребята, вы справились с заданиями,! В ваших рабочих листах полный отчет нашего исследования. Как вы думаете, что я отмечала магнитами на карте? (учитель выслушивает ответы учащихся)
- Да, ребята, я отмечала объекты «рекордсмены», т.е. те объекты, при названии которых используется слово «самый». Давайте еще раз их назовем.
IV Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
--Давайте вспомним самое, самое на материке Евразия.
1. Материк Евразия самый............... Его площадь - 54 млн. км²
2. Самые высокие горы - Гималаи -Эверест - 8848 м.
3. Самое большое озеро - Каспийское - 396 тыс. км ²
4. Самое глубокое озеро - Байкал - 1642 м.
5. Самое холодное место в Северном полушарии - п. Оймякон - 71 ◦С
6. Самое влажное место на Земле - Индия - г. Черапунджи - 12 тыс. мм
VСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: практическое закрепление изученного материала
--Ну а сейчас я предлагаю вам проверить себя и узнать как вы усвоили материал.
Задание: Выберите верные утверждения.
1. Здесь находятся самые высокие в мире горы (+)
2. Материк омывается водами всех океанов Земли (+)
3. Евразия включает в себя две части света. (+)
4. Евразия - самый жаркий материк. (-)
5. Евразия связана сухопутным перешейком с Северной Америкой. (-)
6. На материке расположено самое крупное по площади государство мира. (+)
VI. Обобщение по теме
Цель: закрепление и обобщение изученного материала
Составьте синквейн по теме "Евразия".
VII. Домашнее задание
Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися.
1. §21, читать.
2. Найти еще уникальные или интересные факты об Евразии.
3. Составить текст по теме Евразия с ошибками. (Минимум 5 предложений)
VIII. Этап рефлексии
Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.
Рефлексивная мишень. На доске. Задание: выйти к доске и используя смайлики показать свою эмоцию по уроку.
--Подсчитайте свои баллы и выставьте оценки.
Мне было легко и интересно с вами работать, спасибо за урок!