СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок посвящён подготовке к описанию архитектурного памятника. У учащихся такой тип речи всегда вызывает затруднения. Урок поможет написать сочинение легко.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи»

Урок развития речи в 8 классе

Описание памятника архитектуры

«Белая лебедь русской архитектуры»

Цели: 1. Подготовить обучающихся к сочинению-описанию с элементами повествования памятника архитектуры; активизировать лексику, необходимую для описания архитектурного памятника.

2. Создать текст-описание с использованием изобразительно-выразительных средств и выражением своего отношения к описываемому памятнику.

3. Способствовать формированию интереса и уважения к русской культуре.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; рабочий лист; презентация к уроку «Белая лебедь русской архитектуры» (видеофрагмент из передачи «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом» (от 5 октября 2010 года), фотогалерея с музыкальным сопровождением (песня Александра Гами).

Ход урока

Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… Надо только научиться слушать эти ноты.

Отрывок из сочинения ученицы

  1. Организационный момент.

  2. Чтение эпиграфа (на доске).

  3. Вступительное слово учителя и беседа с учениками. (слайд 1)

«Белая лебедь русской архитектуры». Это тема сегодняшнего урока, на котором мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры – одного из храмов Росси – и попробуем услышать его звучание, его музыку.

- Что такое храм? Церковь? (слайд 2)

Храм – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Христианский храм также называют «церковью».

- Кто из вас бывал в храме?

- Какие храмы России вам известны? Увидеть некоторые из них вы можете на слайдах презентации (слайды 3-8).

Учитель.

14 октября 910 года в осаждённом сарацинами Константинополе, в храме, в котором хранились пояс и покров Пресвятой Богородицы, молились о спасении христиане, жители города. И произошло чудо. Пресвятая Дева, появившаяся в сопровождении ангелов и святых, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростёрла его над молившимися в храме людьми, ознаменовав тем самым даруемую всему христианскому миру защиту от врагов. Когда Богородица отошла, то покров стал невидим. Храм также стал невидим для врагов.

На Руси под словом «покров» понималось и покрывало, и покровительство, исходящее от образа Пресвятой Девы. Именно этому покровительству приписываются многочисленные победы русского народа.

Храм, который мы будем описывать, был построен в 1165 году в честь Покрова Богородицы князем Андреем Боголюбским.

- Как называется этот храм? (Церковь Покрова на Нерли.) (слайд 9)

Учитель.

Известный художник 20 века Игорь Грабарь так писал об этом храме: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».

4. Подготовка к восприятию (слайд 10 - фотогалерея с музыкальным сопровождением (песня Александра Гами)

5. Беседа с учениками.

- Знаете ли вы, где расположен храм? (Владимиро-Суздальская земля.)

- Кто-нибудь из вас видел этот храм?

- Какое впечатление он произвёл на вас?

- У каждого из вас есть фотография храма в рабочем листе. Кто сможет описать церковь? Что мешает описать храм, изображение которого – перед вашими глазами? (Необходимо знание фактов; знание архитектурных элементов, деталей церкви…)

6. Слово учителя.

Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Для этого мы должны обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Покрова на Нерли, научиться описывать его, используя в речи специальные термины, с которыми познакомимся сейчас во время словарной работы.

7. Словарная работа. (Начало работы с рабочим листом: знакомство с терминами и определение их на схеме.)

8. Сбор фактического материала к сочинению.

А) Обращение ко второй части рабочего листа - знакомство с таблицей для заполнения.

Б) Просмотр видеофрагмента из передачи «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом» и самостоятельное заполнение части рабочего листа (история, место расположения, особенности строения, впечатление).

(слайд 11 – переход по гиперссылке)

В) Беседа по вопросам. Продолжается заполнение рабочего листа. (слайд 12)

- Где расположен храм? Вспомните картину С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и опишите это место.

- Храм называют «белой лебедью русской архитектуры». Какие особенности его лежат в основе такого сравнения?

(Стройность, лёгкость, устремлённость ввысь, нет наружной росписи и позолоты, построен из ослепительно белого камня, во время разлива кажется, что лебедь-храм плывет среди неоглядных просторов)

- Чем создаются эти особенности? Начнём со стен.

(Стены храма слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания).

- Обратите внимание пилястры, окна и барабан купола. Как они подчёркивают устремлённость ввысь? (слайды 13-15)

(Большое количество вертикальных линий: сильно выступающие из стен вертикальные пилястры с наложенными на них полуколоннами, щелевидные окна-бойницы, здание венчает высокий тонкий барабан с узкими окнами и вознёсшийся ввысь купол-луковица)

- Посмотрите на апсиды. Как они расположены? (слайд 16)

(Полуцилиндры апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в других храмах, здесь словно утоплены в тело храма. Они приобрели облегчённые пропорции, сообщившие силуэту храма уравновешенность и стройность.)

- Храм будто подпоясан. Как зодчим удалось этого достичь?
(слайд 17)

(Резной пояс пересекает фасад и делит его на две почти равные зоны: колонки становятся ближе, арочки вытягиваются, принимая подковообразную форму.)

- Но особую изысканность, торжественность и красоту верхней части храма придаёт одна архитектурная деталь. Что это за деталь? (слайд 18)

(Закомары, заполненные резными рельефами.)

- Чем украшены закомары? (слайд 19)

(Рельефами с изображением святого царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц – олицетворение земных и небесных стихий. В боковых закомарах – резные грифоны с ланями в когтях. Но они не раздирают жертву, а как бы прислушиваются к голосу Давида. Это символ защиты от зла.)

Зодчие прониклись идеями заступничества Богородицы за Русь и её народ. На это указывают женские маски под окнами.

- В нижней части фасада расположены порталы, которым строители уделяли особое внимание. Что это такое? (слайд 20)

(Вход в церковь)

- Опишите один из них.

(Полукружье входа украшено каменной резьбой, которая выделяет его.)

Учитель (слайд 21)

И вся эта красота стоит на мощном фундаменте, опоясывающем лентой храм.

Итак, мы видим, что всё здесь продумано до мельчайших подробностей. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создаёт тонкую и просветлённую гармонию, уподобляя архитектуру одухотворённой и летящей ввысь музыке или песне», – пишет Н.Н.Воронин об этом храме.

9. Словарно-стилистическая работа (слайды 22-25)

Наша задача заключается в том, чтобы не просто механически описать храм, а передать через слова свои чувства и настроения при виде этого величественного памятника. Поэтому без средств художественной выразительности не обойтись.

Синонимы:

Храм - церковь; лёгкая - воздушная; архитектура - зодчество; строители – создатели - зодчие

Создали, построили, возвели

Метафоры: жемчужина архитектуры; одухотворённая и летящая ввысь песня; белая лебедь; парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам времени; белый наряд церкви; взволнованный ритм аркатурно-колончатого пояса; окутанные тайной резные рельефы; одно из самых лирических творений.

Эпитеты: миниатюрная, грациозная, парящая, невесомая, стройная, изящная, совершенная красота, нежный силуэт, выразительные порталы и оконные проёмы, таинственная глубина рельефов

Сравнения: апсиды, словно утопленные в тело храма; выразительные, как широко раскрытые очи, порталы и оконные проёмы; фундамент лентой опоясывает храм

10. Работа с эпиграфом

Итак, мы рассмотрели храм, описали его. Обратимся к эпиграфу урока (чтение эпиграфа).

- Какова же нота храма Покрова на Нерли?

11. Составление плана.

Теперь нам необходимо составить план будущего сочинения. Попробуйте составить его самостоятельно.

12. Работа над текстом сочинения.

- Подумайте и скажите, о чём вы будете писать во вступлении к сочинению?

(О том, когда и как возник храм).

- Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу?

(Повествование).

- О чём вы скажете в основной части?

( Описание храма)

- Что будет представлять собой заключение?

(Вывод, итог всего сочинения. Восприятие и оценка храма.)

13. Завершающее слово учителя.
По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?

Вот на эти вопросы вам и предстоит дать ответ в своих сочинениях. Удачной вам работы.


Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Захарова Т.А., Меховская И.А. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: «Планета», 1010. – 256с.

  2. Новикова Л.И. Описание с элементами повествования памятника русской архитектуры. – РЯШ. – 2004. - №4

  3. http://waychaser.acritum.com/8

  4. http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm

  5. http://www.trip-guide.ru/page_239.htm

  6. http://sobory.ru/article/index.html?object=185

  7. http://www.temples.ru/old_russian.php

  8. http://www.libsid.ru/iskusstvo-drevney-rusi/drevnerusskoe-iskusstvo-vtoroy-polovini-xii-%E2%80%93-xiii-vekov/architektura-vladimiro-suzdalskoy-rusi


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!