Тема: «Деловые бумаги» 9
Цели: Закрепить и углубить знания учащихся по теории официально-делового стиля;
формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, доверенность, апелляция, автобиография), необходимые в повседневной жизни;
совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся. формировать у школьников умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное; развивать навыки работы учащихся в коллективе; воспитывать навыки деловой литературной речи школьников; поддержать стремление учащихся высказывать свои мысли; воспитывать интерес к предмету
ХОД УРОКА
Орг. момент
Повторение сведений об официально-деловом стиле.
Вспомните, что вам известно об официально-деловом стиле. (Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.
Назовите стилевые черты официально-делового стиля. (Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.
В чем особенность употребления языковых средств? (Лексика: слова только в прямом значении, специальные термины (дипломатические, юридические и др.). Морфология: отглагольные существительные, глаголы в н.ф. и повел. накл., предлоги: в деле, в целях, в связи, ввиду. Синтаксис: стандартные обороты речи.)
Сообщение целей и задач урока.
- Не случайно мы остановились на определении официально делового стиля и его особенностях. Тема нашего урока «Деловые бумаги». Вы должны научиться составлять различные деловые документы, необходимые в повседневной жизни.
Составление официально-деловых документов.
Слово учителя. Итак, слово официальный значит «правительственный, должностной, служебный». «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я),отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.
Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная. Вспомните, например, форму заявления, справки, расписки и т.п.
Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки.
Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал: «… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».
Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».
Беседа с целью ознакомления учащихся с одним из видов официально-деловой речи – заявлением.
-В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления бумаг разного рода, писать объяснительные записки, доверенности, расписки, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов.
Когда и по какому поводу пишутся заявления? (Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)
Работа с раздаточным материалом. Чтение заявлений.
Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление?
Запись компонентов в тетрадь.
Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
Заголовок (заявление.)
Текст заявления.
Что прилагается?
Дата и подпись.
Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).
Сообщение сведений об автобиографии с целью ознакомления учащихся с этим жанром делового стиля
Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова.
Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего.
План автобиографии следующий:
Заголовок (автобиография) в центре.
Фамилия, имя, отчество.
Дата и место рождения.
Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).
Дата поступления в школу и ее окончания.
Начало и последующее время работы и указание места (если работает).
7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).
8)Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.
9)Дата составления и подпись.
Чтение автобиографии с последующим анализом
Автобиография
Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.
Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.
В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.
В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.
В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.
10.02.2002 г. А. Берестов
Закрепление знаний об автобиографи
Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.
Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.
Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.
Подведение итогов урока.
Задание на дом: написать автобиографию в форме официального документа.