СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  продолжает работу по формированию умения писать  сжатое изложение

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Сжатое изложение»

Тема: РР3. Сжатое изложение.

Цель: формировать основные навыки работы с текстом: учить видеть структуру текста, выявлять микротемы, находить тезисы и аргументы, различать главную и второстепенную информацию, закрепить навыки краткого пересказа текста, соблюдая логические связи между его частями, учить сжимать текст при помощи основных приемов: обобщения и исключения, продолжить воспитание у школьников любви к книге и чтению.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения ( из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение ученикам темы и целей урока.

  3. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом предполагает знание структуры текста, правильное выделение его смысловых частей, умение использовать приемы сжатия текста.

- Что означает слово «сжатое»? - Какие приемы сжатия текста нам известны?

Текст Д.С. Лихачева.

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллекту-ального развития – чтение.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям куль-

туры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере

результатом самовоспитания.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры. Чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

4.Работа по тексту.

  1. Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? (Рассуждение).

  2. Какова основная мысль текста? (Основная мысль: чтение – основной способ интеллектуального развития человека).

  3. Вспомните определение основных понятий: микротема, тезис, аргумент.

  4. Как можно озаглавить текст? «Чтение – основа развития человека»,«Любите читать».

  5. Из скольких частей состоит текст? Текст состоит из шести частей.

  6. Выделите основные мысли каждой из микротем.

№ абзаца Микротема

1 Каждому человеку нужно заботиться о своем интеллектуальном развитии.

2 Чтение – основной способ интеллектуального развития.

3 Интерес к чтению – результат самовоспитания.

4 Читать нужно с удовольствием, тогда литература дает понимание жизни.

5 Читать нужно больше и с величайшим выбором.

6 Нужно читать не только классику, но и современную литературу. Главное – не быть суетным, не терять время.

  1. Поскольку данный текст относится с рассуждению, необходимо выделить тезис и аргументы автора.

Тезис: Чтение – основной способ интеллектуального развития человека.

Аргументы: 1)Необходимо развивать в себе интерес к чтению. 2) Чтение с удовольствием делает человека мудрым и развивает понимание жизни. 3)Читайте больше и с величайшим выбором. 4)Современная литература дает ответы на вопросы сегодняшнего дня.

8.Работа над сжатием текста.

Мы будем сжимать текст при помощи способов исключения и обобщения информации.

В своей работе мы объединим первые три абзаца исходного текста:

Каждый человек должен заботиться о своем интеллектуальном развитии при помощи чтения. Оно должно быть интересным читателю. Интерес к чтению – результат самовоспитания человека.

В первом предложении обозначается тезис автора. Используем обобщение близких по смыслу предложений, объединяя их в одно. Далее используем прием исключения однородных членов и замену сложного предложения простым.

В следующем абзаце следуют аргументы-доказательства авторского тезиса.

Литература дает жизненный опыт, делает человека мудрым и интеллигентным, развивает понимание жизни. Все это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, вникаете в каждую мелочь. Смотрите телепередачи и читайте книги с серьезным выбором. Не растрачивайте время на несущественные произведения. Уделяйте внимание как классической, так и современной литературе. Она даст ответы на вопросы сегодняшнего дня.

Здесь мы исключили повторы слов (понимание, мелочи), авторское пояснение в скобках (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), вопросительные предложения. Конструкции предложений сделали более простыми. Обобщаем предложения, связанные одной мыслью.

Далее следует заключение:

Поэтому больше читайте, но не будьте суетны в своем выборе литературы. Это убережет вас от потери самой большой ценности — времени.

Мы заменили часть предложения местоимением, устранили повторы слов, однородных членов предложения. Обобщили предложения, близкие по смыслу.

Логические связи между частями текста обеспечивают слова одной тематической группы (книга, чтение, литература), резюмирующие слова (поэтому), использование личных и указательных местоимений.

9. Написание текста

Подведение итогов урока.

Какие приемы сжатия текста мы использовали?

Все ли цели урока были достигнуты?







2 текст

Полный текст

Вариант сжатого изложения

Приемы сжатия

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

(Из журнала)
(176 слов )

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

(90 слов)


1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны);

2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).




Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!