СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Цели:  

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Сжатое изложение»

Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»

Цели:

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация.

Организационный момент.

Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

2.Лингвистическая разминка

- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

- Что должно быть отражено в сжатом изложении? (основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем).

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

отобрать основное содержание текста;

исключить второстепенное, выделить главное;

найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

соблюдать связность текста;

заменить большие по объему предложения синонимичными.

  1. Первичное прослушивание текста.

  2. Словарная работа

Вежливость - - моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Рыцарь 1)Тот, кто в средние века в Западной Европе принадлежал к военно-
землевладельческому сословию.
2)перен. Самоотверженный, благородный, великодушный человек.
3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому-л. делу, какой-л. идее.

6. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

- какова тема текста?

- основная мысль?

- озаглавьте текст.

-определим количество микротем (абзацев) в тексте.

- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

8.Текст для работы.

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.

Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера.

Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности: поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.

Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение — пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!

Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.

(По книге «Школа вежливости»)

9. Работа над 1-ой микротемой:

- 1-ое предложение:

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми( на свете) . Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете.)

- 2-ое предложение:

Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Они учились владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками).

- 3-е и 4-ое предложения:

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?

Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений? (В них главная мысль)

10. Творческое задание

Мы с вами сжали первые абзацы, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя простые синтаксические конструкции; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

11. Подведение итогов работы .

- чтение полученных текстов;

- какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.


8.Текст для работы.

Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми. Они учились владеть оружием, сражались, защищали честь дам, поклонялись им и привозили с войны сундуки, набитые шелками.

Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками сейчас тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает, как себя вести в её обществе?

Для этого надо немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Они боятся, как бы о них не подумали, что они ненастоящие мужчины. Для них двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера. Стоит такой мальчик, смотрит в небо, лишь бы не здороваться со знакомой его родителей.

Бедные мальчишки! Для вас наказание — тихо прикрыть дверь; пробормотать поздравление сестре или помочь соседке, которая несёт тяжёлую сумку!

Засмеют, если будешь вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Но настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая все время должна быть одинаково опрятной и красивой.

(По книге «Школа вежливости»)

5