Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости»
Цели:
отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, разработанная презентация.
Организационный момент.
Целеполагание
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
2.Лингвистическая разминка
- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).
- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
- Что должно быть отражено в сжатом изложении? (основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем).
- Что особенно важно при написании сжатого изложения?
отобрать основное содержание текста;
исключить второстепенное, выделить главное;
найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;
соблюдать связность текста;
заменить большие по объему предложения синонимичными.
Первичное прослушивание текста.
Словарная работа
Вежливость - - моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Рыцарь 1)Тот, кто в средние века в Западной Европе принадлежал к военно-
землевладельческому сословию.
2)перен. Самоотверженный, благородный, великодушный человек.
3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому-л. делу, какой-л. идее.
6. Работа с текстом. Беседа по вопросам.
- какова тема текста?
- основная мысль?
- озаглавьте текст.
-определим количество микротем (абзацев) в тексте.
- выделите в каждой микротеме основные факты и действия.
7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.
8.Текст для работы.
Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете. Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.
Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.
Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?
Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера.
Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности: поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.
Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение — пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!
Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.
(По книге «Школа вежливости»)
9. Работа над 1-ой микротемой:
- 1-ое предложение:
Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми( на свете) . Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете.)
- 2-ое предложение:
Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.
Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Они учились владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками).
- 3-е и 4-ое предложения:
Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?
Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений? (В них главная мысль)
10. Творческое задание
Мы с вами сжали первые абзацы, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя простые синтаксические конструкции; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
11. Подведение итогов работы .
- чтение полученных текстов;
- какие приемы сжатия текста вы использовали?
(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.
8.Текст для работы.
Говорят, что давным-давно рыцари были самыми вежливыми людьми. Они учились владеть оружием, сражались, защищали честь дам, поклонялись им и привозили с войны сундуки, набитые шелками.
Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками сейчас тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает, как себя вести в её обществе?
Для этого надо немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает. Они боятся, как бы о них не подумали, что они ненастоящие мужчины. Для них двинуть приятеля кулаком — это и есть проявление истинно мужских черт характера. Стоит такой мальчик, смотрит в небо, лишь бы не здороваться со знакомой его родителей.
Бедные мальчишки! Для вас наказание — тихо прикрыть дверь; пробормотать поздравление сестре или помочь соседке, которая несёт тяжёлую сумку!
Засмеют, если будешь вежлив! А мальчишки боятся этого как огня! Но настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая все время должна быть одинаково опрятной и красивой.
(По книге «Школа вежливости»)
5