2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | - А вот я знаю точно, что оно бывает даже страшным для некоторых обитателей леса. Вот послушайте, как это описывает Н.Некрасов (аудиозапись «Дед Мазай и зайцы») - С каким же грозным явлением столкнулись герои стихотворения Некрасова? - А какие ещё вы помните произведения, где происходят подобные события? (В.Бианки «заяц на дереве») - И художники тоже его изображали. На слайде - репродукция картины А. Н. Комарова «Наводнение». | Слушают отрывки из произведений, вступают в диалог с учителем | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи |
3. Выход на тему урока | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | - Как вы думаете, какова сегодня тема урока? - О ком это сочинение? Почему мы пишем о зайце? Какая часть речи нам поможет?
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целепо- лагание, выявление места затруднения, построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий,усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения | - Поставим цели нашей работы - Сегодня на уроке мы с вами будем описывать животное, изображенное на картине. - Что вам нужно сделать, чтобы сочинение получилось выразительным, ярким, образным? - Это большая подготовительная работа. А как нам выполнить её быстро и эффективно? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Личностные: осознают свои возможности в учении; способ ны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
| Физкультминутка | Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Вот так, вот так надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Вот так, вот так надо зайке поскакать! Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. | Выполняют движения в соответствии с текстом | |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | - Познакомьтесь с художником ( инфо-лист). Отметьте то, что вам показалось интересным. Поделитесь этим с соседом. - Встретилось ли что-то непонятное? (анималист)
Работа в группах (Задания на карточках) Карточка 1 Почему зайчик оказался на дереве? Как он туда попал? Карточка 2 1. Каким художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? 2. Какое состояние испытывает зайчик? 3. Как ведет себя зайчик? Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика Карточка 3 Что произойдет с зайцем дальше? Как он может спастись? Ответы учащихся по группам. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, узнают значение нового слова. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, сочинение по плану | Устное сочинение по картине с использованием рабочих листов. Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и проговариванию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Проговаривают сочинение. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Оценивание сочинений в парах или группах, обсуждение. | Составляют и произносят монологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
8.Рефлек- сия | | - Достигли ли мы поставленной цели? -Выразить свое отношение к уроку: интересно? трудно? скучно? - Оцените свою работу по всем видам деятельности. * зайчики на память об уроке | Выражают своё отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: - осуществление действий самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке с учителем и сверстниками. Коммуникативные: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Кто изображен на картине? | Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения. |
Расскажите, где и как он сидит. | Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы. |
Каким изобразил художник зайца? Опишите его. | Голова у зайца продолговатая, мордочка светленькая, с широкой темно-коричневой полосочкой посередине. Глаза крупные, большие, зрачки расширены от испуга. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке – светло-серая. |
Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? | Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения. |
Расскажите, как могло так случиться, что заяц оказался на дереве? | Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему голубеет. Рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручейки. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка, вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайцу показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве. |
Дедушка Мазай и зайцы (Некрасов Н.А.) …Зайцы вот тоже, - их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. Я раз за дровами В лодке поехал - их много с реки К нам в половодье весной нагоняет - Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой: "То-то! - сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"…
| В. Бианки. Заяц на дереве. I. А c зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди широкой реки. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лед. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. II. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил, — а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лап-ки, заяц удрал на середину островка: там было еще сухо. Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился все меньше и меньше. Заяц метался с одного конца в другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные, быстрые волны: он не мог бы переплыть разбушевавшуюся реку. III. Так прошел весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлепался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нем и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке уже больше не прибывала. IV. С голоду умереть он не боялся: кора старого дерева была хоть и очень горькая, но все-таки в пищу пригодная. Гораздо страшнее был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. Он был точно матрос на мачте корабля: сук под ним раскачивался, как рея, а внизу бежала глубокая холодная вода. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь среди реки на острове — до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега. |
Алексей Никанорович Комаров - один из самых талантливых художников-анималистов. Алексей Никанорович прожил долгую, наполненную событиями жизнь (1879–1977). Комаров родился в Тульской губернии и раннее детство провел в деревне, с раннего детства любил животных и пытался их изображать, мечтал, что когда-нибудь нарисует «всех птиц и зверей мира». Алексей Никанорович много путешествовал, из всех странствий художник привозил изображения животных, но его любимыми персонажами были звери и птицы средней полосы России. Именно их жизнь он лучше всего знал, мог наблюдать не в зоопарке, а в родной для них обстановке, в живой природе, их язык был понятен ему без переводчика. Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать, что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства: тревогу, радость, страх. Все произведения А. Н. Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника,- украшение природы! Как бриллиант!». А. Н. Комаров был иллюстратором многих детских книг, и картина «Наводнение» может служить иллюстрацией к рассказу Виталия Бианки «Заяц на дереве». Вы можете потом найти это произведение и узнать из него, что же случилось с зайцем.
| Алексей Никанорович Комаров - один из самых талантливых художников-анималистов. Алексей Никанорович прожил долгую, наполненную событиями жизнь (1879–1977). Комаров родился в Тульской губернии и раннее детство провел в деревне, с раннего детства любил животных и пытался их изображать, мечтал, что когда-нибудь нарисует «всех птиц и зверей мира». Алексей Никанорович много путешествовал, из всех странствий художник привозил изображения животных, но его любимыми персонажами были звери и птицы средней полосы России. Именно их жизнь он лучше всего знал, мог наблюдать не в зоопарке, а в родной для них обстановке, в живой природе, их язык был понятен ему без переводчика. Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать, что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства: тревогу, радость, страх. Все произведения А. Н. Комарова проникнуты любовью к родной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника,- украшение природы! Как бриллиант!». А. Н. Комаров был иллюстратором многих детских книг, и картина «Наводнение» может служить иллюстрацией к рассказу Виталия Бианки «Заяц на дереве». Вы можете потом найти это произведение и узнать из него, что же случилось с зайцем.
|