СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Описание животного по картине. 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развитмя речи считаю самыми сложными. Возможно, этот материал будет кому-нибудь полезным.

Просмотр содержимого документа
«зайчики»
















Просмотр содержимого документа
«карточка)»

1. Почему зайчик оказался на дереве?

2. Как он туда попал?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каким художник изобразил зайчонка? Опишите его: какие у него голова, глаза,

уши, шерсть?

4. Какое состояние испытывает зайчик?

5. Как ведет себя зайчик?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что произойдет с зайцем дальше?

7. Как он может спастись?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«мой УРОК»

Урок развития речи в 5 классе.

Устное сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Наводнение».



Цель деятельности учителя

Познакомить со спецификой описания животного, изображенного на картине; описанием в разговорном стиле; формировать умение описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.

Тип урока

Урок развития речи.


Планируемые образова­тельные

результаты

Предметные: знать о специфике описания животного, изображенного на картине; учиться описывать животное на основе изображенного.


Метапредметные: осознание целей учебной деятельности и умение их пояснить; выбор адек­ватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; умение извлекать информацию из иллюстрации; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; анализировать на основе жизненного опыта


Личностные: любовь к природе, к животным, патриотизм;

Методы и формы

обучения

Наблюдение над языком;; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование


компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрацион­ный

материал


Мультимедийный ряд: презентация по теме урока
















Технологическая карта урока


Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1

2

3

4

6

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион­ная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

Вступительное слово

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной).


- Опишите это время года прилагательными (солнечным, ярким, веселым)


Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем, предполагают

Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, ,операции. Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию партнера)


2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситу­ациях

- А вот я знаю точно, что оно бывает даже страшным для некоторых обитателей леса.

Вот послушайте, как это описывает Н.Некрасов


(аудиозапись «Дед Мазай и зайцы»)

- С каким же грозным явлением столкнулись герои стихотворения Некрасова?



- А какие ещё вы помните произведения, где происходят подобные события? (В.Бианки «заяц на дереве»)

- И художники тоже его изображали.


На слайде - репродукция картины А. Н. Комарова «Наводне­ние».




Слушают отрывки из произведений, вступают в диалог с учителем

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

3. Выход на тему урока

Беседа, обсуж­дение результа­тов предыдуще­го этапа. Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся

- Как вы думаете, какова сегодня тема урока?

- О ком это сочинение? Почему мы пишем о зайце? Какая часть речи нам поможет?









Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целепо- лагание, выявление места затруднения, постро­ение про­екта выхо­да из затруднения

Раскрытие сущ­ности новых понятий,усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуж­дение результа­тов наблюдения

- Поставим цели нашей работы






- Сегодня на уроке мы с вами будем описывать животное, изоб­раженное на картине.

- Что вам нужно сделать, чтобы сочинение получилось выразительным, ярким, образным?


- Это большая подготовительная работа. А как нам выполнить её быстро и эффективно?








Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.



Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом. Выде­ляют главное, устанавливают причинно- следственные связи между от­дельными языко­выми явлениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способ ны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Коммуникативные: строят монологические высказы­вания, осуществляют сов­местную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-­познавательных задач.


Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.


Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом


5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих за­даний на повы­шение орфогра­фической зорко­сти, развитие логического мышления, са­мостоятельности и самоконтроля

- Познакомьтесь с художником ( инфо-лист). Отметьте то, что вам показалось интересным. Поделитесь этим с соседом.

- Встретилось ли что-то непонятное? (анималист)





Работа в группах (Задания на карточках)

Карточка 1

  1. Почему зайчик оказался на дереве?

  2. Как он туда попал?

Карточка 2

1. Каким  художник изобразил зайчика? Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть?

2. Какое состояние испытывает зайчик? 

3. Как ведет себя зайчик? Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика


Карточка 3

  1. Что произойдет с зайцем дальше?

  2. Как  он может спастись?

Ответы учащихся по группам.


Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы




Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы, узнают значение нового слова.




Личностные: желают при­обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи.

6. Первич­ное за­крепление с коммен­тирова­нием

во внеш­ней речи.


Обобщение и си­стематизация знаний, форми­рование рацио­нальных спосо­бов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру­ющих природу изучаемого язы­кового явления, составление связных расска­зов об изучен­ных нормах, сочинение по плану

Устное сочинение по картине с использованием рабочих листов.








Организует и сопровождает деятельность детей по подготов­ке и проговариванию сочинения, контролирует правильность выпол­нения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосред­ственно на уроке

Проговаривают сочинение.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Вклю­чение в систему знаний и повторе­ние

Знакомство с работами уча­щихся. Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

Оценивание сочинений в парах или группах, обсуждение.














Составляют и произносят мо­нологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на во­просы

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Рефлек-

сия


- Достигли ли мы поставленной цели?

-Выразить свое отношение к уроку: интересно? трудно? скучно?

- Оцените свою работу по всем видам деятельности.


* зайчики на память об уроке








Выражают своё отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке.


Регулятивные:

- осуществление действий самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке с учителем и сверстниками.

Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



















Кто изображен на картине?

Заяц, который забрался на дерево, спасаясь от наводнения.

Расскажите, где и как он сидит.

Он сидит на толстом сучке старого крепкого дерева, низко над водой, затопившей остров. Заяц от страха весь съежился, напрягся, крепко прижался к стволу дерева, поджал лапы.

Каким изобразил художник зайца? Опишите его.

Голова у зайца продолговатая, мордочка светленькая, с широкой темно-коричневой полосочкой посередине. Глаза крупные, большие, зрачки расширены от испуга. Уши длинные, стоят торчком, чуткие, настороженные, на кончиках рыжеватых ушей черные пятнышки. Шерсть у зайца на грудке желтоватая, на брюшке – светло-серая.

Что еще можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя?

Он умный, хитрый, догадливый, находчивый. Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения.

Расскажите, как могло так случиться, что заяц оказался на дереве?

Наступила долгожданная весна. Небо по-весеннему голубеет. Рыхлый снег уже не может выдержать теплых лучей солнца. Повсюду текут и звенят разговорчивые ручейки. Вода поднимается выше берегов, затопляя поля, луга и кустарники, образуя маленькие острова. На одном островке, под кустом, спал заяц. Ему так крепко спалось, что он не слышал, как шумит и бурлит прибывающая вода. И только когда вода прикоснулась к его лапкам, зайка, вскочил, огляделся. В страхе он начал метаться по островку, а вода все прибывала и прибывала. Зайцу показалось, что его ничто не спасет. И вдруг он увидел сухое могучее дерево. Это был старый ветвистый дуб. Русак подбежал к нему и стал прыгать на толстый нижний сук. Несколько раз бедняжка прыгал на дерево, но каждый раз обрывался и падал вниз, в холодную воду. Наконец он достиг цели. Так заяц оказался на дереве.












Дедушка Мазай и зайцы (Некрасов Н.А.)


…Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
"То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"…



В. Бианки. Заяц на дереве.

I.

А c зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди широкой реки. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лед. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.

II.

Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил, — а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лап-ки, заяц удрал на середину островка: там было еще сухо. Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился все меньше и меньше. Заяц метался с одного конца в другой. Он видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в холодные, быстрые волны: он не мог бы переплыть разбушевавшуюся реку.

III.

Так прошел весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлепался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нем и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке уже больше не прибывала.

IV.

С голоду умереть он не боялся: кора старого дерева была хоть и очень горькая, но все-таки в пищу пригодная. Гораздо страшнее был ветер. Он качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. Он был точно матрос на мачте корабля: сук под ним раскачивался, как рея, а внизу бежала глубокая холодная вода. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь среди реки на острове — до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега.




Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).


Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).

Домашнее задание

  1. Рассказать младшим о беде зайца.

  2. Устроить родителям «экскурсию» в картинную галерею, т.е. рассказать им о картине(обязательно немного рассказать о художнике).



















Алексей Никанорович Комаров - один из самых талантливых художников-анималистов.

Алексей Никанорович прожил долгую, наполненную событиями жизнь (1879–1977). Комаров родился в Тульской губернии и раннее детство провел в деревне, с раннего детства любил животных и пытался их изображать, мечтал, что когда-нибудь нарисует «всех птиц и зверей мира».

Алексей Никанорович много путешествовал, из всех странствий художник привозил изображения животных, но его любимыми персонажами были звери и птицы средней полосы России. Именно их жизнь он лучше всего знал, мог наблюдать не в зоопарке, а в родной для них обстановке, в живой природе, их язык был понятен ему без переводчика.

Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать,  что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства: тревогу, радость, страх.

Все произведения А. Н. Комарова проникнуты любовью к род­ной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника,- украшение природы! Как бриллиант!». А. Н. Комаров был иллюстратором многих детских книг, и картина «Наводнение» может служить иллюстрацией к рассказу Виталия Бианки «Заяц на дереве». Вы можете потом найти это произведение и узнать из него, что же случилось с зайцем.











Алексей Никанорович Комаров - один из самых талантливых художников-анималистов.

Алексей Никанорович прожил долгую, наполненную событиями жизнь (1879–1977). Комаров родился в Тульской губернии и раннее детство провел в деревне, с раннего детства любил животных и пытался их изображать, мечтал, что когда-нибудь нарисует «всех птиц и зверей мира».

Алексей Никанорович много путешествовал, из всех странствий художник привозил изображения животных, но его любимыми персонажами были звери и птицы средней полосы России. Именно их жизнь он лучше всего знал, мог наблюдать не в зоопарке, а в родной для них обстановке, в живой природе, их язык был понятен ему без переводчика.

Алексей Никанорович Комаров не просто изображал животных, а стремился показать,  что они тоже, как и люди, испытывают разные чувства: тревогу, радость, страх.

Все произведения А. Н. Комарова проникнуты любовью к род­ной природе, ее живому миру. «Ведь та же лиса, тот же заяц, - по словам художника,- украшение природы! Как бриллиант!». А. Н. Комаров был иллюстратором многих детских книг, и картина «Наводнение» может служить иллюстрацией к рассказу Виталия Бианки «Заяц на дереве». Вы можете потом найти это произведение и узнать из него, что же случилось с зайцем.















Просмотр содержимого презентации
«Описание животного по картине А»

Описание животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение» .

Описание животного по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

.

Алексей Никанорович Комаров
  • Алексей Никанорович Комаров

(1879–1977)

Один из самых талантливых художников- анималистов.

  • АНИМАЛИСТхудожник или скульптор, изображающий в своих произведениях преимущественно животных.
Художник А.Н. Комаров «Тревога»

Художник А.Н. Комаров «Тревога»

умный, хитрый, догадливый, находчивый.  Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения.
  • умный, хитрый, догадливый, находчивый.
  • Не растерялся в опасный момент, нашел выход из создавшегося положения.
Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его и надеется на его спасение

Художник любит животных, сочувствует зайцу, жалеет его и надеется на его спасение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!