СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Описание действий". Цели урока: повторить типы речи; научить делать описание действий; развитие речевых ументй, творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по русскому языку»

Конспект урока.

Тип урока: Урок развития речи (русский язык).

Тема урока: «Описание действий» (трудовых процессов).

Класс: 7

Оборудование урока: Таблицы по развитию речи (типы речи, стили речи), дидактические материалы (творческие задания), выставка книг по данной теме, видеоматериалы, проектор, компьютер.

Уроки развития речи предполагают включение элементов разных типов уроков. Наш урок – комбинированного типа.

Цели урока:

  • Повторить типы речи;

  • познакомить с описанием действия, его структурой;

  • научить делать описание действия, познакомить с образцами таких описаний;

  • развитие речевого умения (коммуникативных навыков);

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре или группе.

Ход урока

Организационный момент:

Сообщение темы, целей урока. 

Слово учителя: Какое лингвистическое понятие в теме урока вам знакомо? Можете ли вы самостоятельно сформулировать цели урока (если учащиеся затрудняются в формулировке целей урока, тогда учитель озвучивает их сам)? 

2 Этап - проверка домашней работы (уч-ся сдают карточки с индивидуальными заданиями).

3 Этап – повторение сформированных ЗУНов, являющихся опорой. 

Беседа по вопросам по ранее изученным темам в 5- 6 классах:

  • С какими типами речи вы уже знакомы?

  • Какова композиция этих типов речи?

  • Какой общий вопрос можно задать к каждому из типов речи?

  • С какими видами описаний вы уже встречались?

Предполагаемый ответ уч-ся:

- повествование, описание, рассуждение

На экране спроецирована таблица «Типы речи» с пропусками информации, по которой уч-ся смогут восстановить теорию 

Конечный вариант таблицы-ответа  на вопрос учителя:

Название типов речи

На какой вопрос дает ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные временные отношения

Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы).

Описание

Каков предмет?

О признаках (предмета, человека и т. д.)

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повествование

Что происходит с человеком и предметом?

О событиях и действиях

последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему?

Развитие событий, действий

Разные временные отношения

Тезис 
(мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод

-  описание предмета, животного, растения, интерьера, внешности, общего вида местности.

4 Этап работы – подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала

Мы с вами неоднократно писали «немой» диктант. Чаще всего исполняли его ваши одноклассники из творческой группы, гости урока или я сама. Сегодня мы напишем такой диктант, используя видеоролик, созданный выпускницей нашей школы.  (Как все начиналось…). После его просмотра творческая группа уч-ся (2 подготовленных человека) в замедленном темпе повторяют действия, производимые на видеоролике.

Задание к видеоролику:

Как вы думаете, на что, прежде всего, вам следует обратить внимание при написании диктанта? Какие вопросы вы сами себе зададите, учитывая тему нашего сегодняшнего урока?

После просмотра видеоролика и показа творческой группы, учащиеся пишут «немой» диктант. Если кто-то затруднятся в написании, на экран проецируется слайд  «Помощники».

5 Этап работы – закрепление материала, пройденного ранее

Чтение учащимися своих диктантов. Их анализ .

Вопросы:

- Что общего в ваших диктантах?

- Чем диктанты отличаются?

- Зная композиционные элементы других типов описаний, содержание слайда «Помощники», можете ли вы назвать основные элементы описания действий?

(Ответы учащихся)

6 Этап работы – изучение нового материала, в том числе и объяснение

  а) Вы все справились с заданием в той или иной степени. Теперь давайте прочитаем теоретический материал в параграфе учебника (стр. 31 § 3)

- Сравним наши выводы с теорией

- Какие структурные элементы отсутствуют в нашем видеоролике?

(Предполагаемые ответы уч-ся – отсутствует первый композиционный элемент, первый структурный элемент неполный и др.)

   б) Выполним совместно упражнение № 38 «Как я впервые сажала тюльпаны».
Составим цитатный план, отражающий структуру типа речи - описание действий.

 - чтение текста;

 - составление плана;

 - определение темы и идеи (основной мысли) текста.

Конечный результат проецируется на доске

7 Этап – закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного

а) Ребята, вам нужно разделиться на 3 – 4 группы. Перед вами слайд «В мире профессий». Выберите человека понравившейся вам профессии (или группу лиц, объединенных одним направлением), составьте устно небольшой рассказ – описание действий о его (их) работе по плану (слайд № 7), используя, если потребуется, «помощников». Инсценируйте их.

Учащиеся составляют рассказы-миниатюры.

Озвучивание рассказов. Можно использовать инсценирование по ходу чтения рассказа.

б) Сейчас творческая группа  познакомит нас со своими мини-проектами по теме нашего сегодняшнего урока (учащиеся были заранее подготовлены, проинструктированы). Просмотр презентаций-проектов (с озвучиванием - защитой).

- сделайте общие выводы по презентациям (соблюдение структурных элементов, тематическое единство и др.).

- что вам понравилось в презентации?

- какие советы, рекомендации можно дать каждому из творческой группы?

8 Этап  - оценочно-рефлексивный

Обратимся еще раз к целям нашего урока. Прочитайте их.

- Что нового мы научились делать, обратившись к теме «Типы речи»?

- Как она связана с темой нашего сегодняшнего урока?

- Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Подумаем, а все ли мы смогли сделать? Может быть, могли сделать что-то лучше?

9 Этап - домашнее задание. Озвучивание его. Объяснение.

10 Выставление и комментирование отметок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!