Учитель Брянская Л.Б.
Предмет: Математика.
Учебник: Виленкин Н.Я.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: научится решать уравнения, повторить правила, которыми пользуются при решении уравнений; ознакомить со свойствами уравнений и новым способом решения уравнений;
выработка умений решать уравнения с применением их свойств.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ЭОР к уроку: Яндекс учебник – education.yandex.ru.
• относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
• технологическая карта.
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи);
– выполнение знаково-символических действий (в т.ч. моделирования);
– формулирование проблемы.
– строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
– контроль усвоения учебной информации.
– установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
дополнительные: раздаточный материал.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Применяемые технологии: проблемное обучение; уровневая дифференциация, здоровьесберегающая.
План урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие учителя. ( Создать благоприятный психологический настрой на работу, настроить внимание учащихся, установить обстановку взаимопонимания и доверия. Приветствует учащихся проверяет готовность класса к уроку, настраивает учащихся на работу. Ребята, я приветствую вас на своем уроке. Надеюсь, вы проведете 45 минут с большой пользой, приобретете новые знания, получите новые навыки работы, станете умнее. А ведь для этого вы и приходите в школу. Надеюсь, вы будите удовлетворены нашей совместной работой. В течении урока вы будете выполнять задания. Желаю вам успеха. И так, начинаем! Сообщает план урока | Показывают готовность к уроку. Включаются в работу. | Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа:подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Начинаем работу с устного счета Раскройте скобки: -3+(a+b+c+d); - 7 +(-a-b-c-d); (5a-2b-4c+3d)*(-3), -12(-2a+5b-4с+3d) , (-3a-2b+5c+4d)*(-15) - Обратите внимание на записи. На доске: 5(x-3)=20 ,a-4-d x+8=-15, 4c, 75-2g , 5x=2x+6, 6a-1. - На какие две группы можно разделить написанное; - Как можно назвать каждую из групп -Значит, какая тема сегодняшнего урока? -Такие уравнения мы с вами умеем решать? -Значит, что мы с вами сегодня будем делать на уроке? Какова будет цель нашего урока? Запишите тему нашего урока в тетради. -Что такое уравнение? -Из чего оно состоит? -Назовите предыдущие темы, которые мы изучили. -Давайте повторим основные моменты этих тем. Учитель проводит устную работу. - Умеем ли мы решать уравнения? Разминка: 1) -5х=10 2)2х=-2,6 3)-13х=0 4)0х=-4 По какому правилу решаем уравнения? (По правилу отыскания неизвестного множителя) Как найти неизвестный множитель? | -Решение уравнений. -Нет. -Учиться решать новый вид уравнений. Учащиеся записывают тему урока в тетради. -Равенство с неизвестным. -Цифры, знаки действий, х, скобки. -Раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы учителя. | Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Поиск и выделение необходимой информации (О). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа:осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний учащихся, их умений или способностей. | Учитель подводит учащихся к постановке проблемы. Решите уравнеие 3(х-5)=2(2х-8) Почему с нашим запасом знаний мы не можем решить это уравнение? -Что мы должны уметь, чтобы суметь решить это уравнение? -Попробуем решить эту проблему. | 1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике. 2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием. 3)Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски. | Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся (П). |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Обсуждение способов решения уравнения | Делают комментарии. Предлагают решение, раскрыть скобки привести подобные слагаемые | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). |
5. Этап реализации построенного проекта. Цель этапа:построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Откроем учебник выполним №429 | Выполняют задания из учебника , делают взаимопроверку | Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р). |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа:усвоение учащимися нового способа действия. | Физкультминутка. Объявляю игру “В каждой шутке есть доля правды”. Собираясь с родителями за границу на отдых, вы прежде всего позаботитесь о чем? (о заграничном паспорте). Переехал границу – меняй паспорт. На доске записаны три уравнения, знак = означает “границу”. Некоторые слагаемые перенесены через “границу”, но все ли сделано верно? х - 7,2 = - 7,3 х = -7,3 - 7,2 1,8 - х = 1,9 1,8 - 1,9 = х 12х -13 = 8х - 9 12х - 8х = -13- 9 | 1,8 – х = 1,9 1,8 – 1,9 = х | 12х – 13 = 8х – 9 12х – 8х = -13 – 9 | Если переход через границу законный, наклоните медленно головы вперед; если переход осуществлен “без паспорта”, наклоните головы назад. (По каждому уравнению спрашиваю учеников отдельно) Хорошо. Шутки сейчас закончены, но доля правды останется. Игра. «Живое не живое». Если я называю живой предмет, то вы встаете, если не живой, сидите, если математический термин, то хлопаете в ладоши. (заяц, камень, прямая, птица, уравнение, вода, утка, звезда, слагаемое, самолет, ученик, число, пенал) | Делают физические упражнения | Личностный результат УУД: - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа:интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | И так ребята вы немного отдохнули. Продолжаем работу. Знаете ли вы какой праздник был отмечен в нашей стране 12 апреля? (Краткая справка) А известно ли вам имя космонавта который первый в мире вышел в открытый космоc. Выполнив самостоятельную работу, вы узнаете фамилию космонавта. Кодированная самостоятельная работа 1) 4х+12=3х+8 2)3х-17=8х+18 3)9х=-18 4)2(х-5)=5(х+4) 5)4(3+х) =4 6)6-2с=8-3с -4 Л | 5 Ш | -100 С | 12,5 К | -7 Е | 19 У | -2 О | 8 А | -10 Н | 3,4 М | 2 В | -8 П | Летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов герой Советского Союза, совершил первый в мире выход в открытый космос. Время пребывания космонавта в открытом космосе 12 мин 09 сек. | Полет Ю. Гагарина в космос Выполняют работу. | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Р). |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа:включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Подведем итоги урока. Давайте еще раз вспомним определения. Дополните предложения. - Уравнением называется,,, -Решить уравнение значит найти все его корни или... - Если перенести слагаемые из одной части уравнения в другую и поменять его знак на противоположный ,то... - Обе части уравнения можно умножать или делить на … - Что нового было на уроке? В завершении слова Альберта Эйнштейна: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» | Отвечают на вопросы | Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р). |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Наш урок подходит к концу, с начало запишем домашнее задание, затем подведем итоги. - На доске домашнее задание №453 (а,б,в), 454. Ваши вопросы к домашнему заданию. Выставление отметок. Итог урока каждый из вас подведет с помощью карты самооценки. -Спасибо за урок! Урок окончен! | Записывают домашнее задание Оценивают свою работу. Задают вопросы | Рефлексия способов и условий действия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |