СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного (русского) языка в 9 классе на тему :" Язык как развивающееся явление".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка актуальна для учителей русского языка и литературы, преподающих в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского) языка в 9 классе на тему :" Язык как развивающееся явление".»


Урок родного (русского) языка в 9 классе.
Тема: «Язык как развивающееся явление»
Цели:1.Составить представление о языковых процессах, происходящих в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка
2. Формировать правильную речь обучающихся.
3.Прививать любовь к родному (русскому) языку.
Оборудование: компьютерная презентация «Язык как развивающееся явление», распечатанные материалы, видеопрезентация «Песня о русском языке».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка цели урока.
Ребята! 21.02 в нашей стране будут отмечать всемирный День родного языка. А какой язык является государственным в нашей стране? А каков ваш родной язык?
- Какие языки являются родственными русскому языку?
(украинский и белорусский).
- Какова основная функция языка?
(Язык как средство общения)
Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа, выведенного на экране:

 «Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

одно великое, историческое живое целое…»

К.Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Итак, тема сегодняшнего урока – «Язык как развивающееся явление».

Ребята, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Что же такое язык ?

Работа со словарём. Словарь Ожегова. (Заглянем в толковый словарь и посмотрим, сколько значений имеет это слово.)

Легенда «Язык мой - друг мой»

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каком языковом явлении основана эта легенда?

- (Омонимия).

Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

- ребята, а чем различаются понятия «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение.

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

-Давайте вспомним фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык» и объясним их значение:

1.Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2.Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3.Найти общий язык (договориться).

4.Язык не повернется (не осмелится).

5.Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6.Проглотить язык (лишиться дара речи).

7.Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8.Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9.Язык чешется (хочется высказаться).

10.Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11.Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12.Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13.Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14.Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15.Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

Орфоэпическая разминка.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык,речь.

Повторение способов связи словосочетаний:

Языковая колбаса(согл.), молоть языком(упр.), упоминать всуе (прим.), изучать языки(упр.), развивать речь (упр.), переводить с немецкого (упр.), читать выразительно (прим.).

Синтаксический разбор предложения.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.

(Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 предложений. Далее разбирается каждое предложение)

По очереди определить вид придаточного предложения.

1.Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

2. Чтобы много знать, надо много учиться.

3.В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов,

потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий.

4.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и

слу­чая.

Новый материал.

Цель нашего урока – познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы, историзмы, неологизмы).

(Прежде чем знакомиться с этими процессами, посмотрим видеопрезентацию «Песня о русском языке».)

Задание: определить, в чём сила русского языка, его мощь?

Ответы учащихся после просмотра.
- Как называют человека, который знает много языков? ПОЛИГЛОТ.

- Сколько языков должен знать полиглот?

Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.

Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.

Язык в своем развитии прошел долгий путь. Развитие языка позволило людям закреплять свой разнообразный опыт, передавать его из поколения в поколение, что способствовало повышению материального уровня жизни, прогрессу науки, техники, культуры.

Слово учителя.

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Русский язык, это наш родной язык, и наша с вами задача – сберечь его богатство и самобытность для будущих поколений!

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

ФОНЕТИКА - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. 
ОРФОГРАФИЯ - это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. 
МОРФОЛОГИЯ - это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. 
ЛЕКСИКА - это раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения их лексического значения
СИНТАКСИС - это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. 
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. 
ПУНКТУЦИЯ - это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Итак, мы говорим о языке как о развивающемся явлении. 
Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.
Изменения орфоэпических норм
- Что такое орфоэпия?
(Орфоэпия – это правила литературного произношения.)
Задание:  поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

- Вспомните строчки из романа А. Пушкина «Евгений Онегин»:
« Гремит музыка полковая…», « Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу».

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

– Изменение грамматических форм слов.
Шумит порывный ветр между дерев нагих.
И, желтый лист крутя, далеко завевает.
- Какова тема предложения? (Поздняя осень.)
- Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)
- Какие из названных слов не употребляются в современном русском
языке? Назовите современные аналоги этих слов.
(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)
- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?
(Изменения в образовании прилагательных – с  помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)
   (На каждую парту раздаются распечатанные задания).  

      В приведенных ниже отрывках из романа  А. С. Пушкина « Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

  1. Бывало, он еще в постеле:

        К нему записочки несут.

  1. Воспомня прежних лет романы,

        Воспомня прежнюю любовь…

  1. Он пел те дальные страны,

        Где долго в лоно тишины

       Лились его живые слезы;

       Он пел поблеклый жизни цвет

        Без малого в осьмнадцать лет.

  1. К несчастью, Ларина тащилась,

        Боясь прогонов дорогих,

        Не на почтовых, на своих,

        И наша дева насладилась

        Дорожной скукою вполне:

        Семь суток ехали оне.

Проверка.

Изменение лексики современного русского языка

Перейдём к следующим изменениям в русском языке - изменениям в лексике.

Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный процесс (исчезновение реалий - исчезновение слов, их называющих).

-Рассмотрим следующую таблицу.

(ЛЕКСИКА - это словарный состав языка. Все слова в русском языке делятся на слова, кот. составляют

                                Активный словарь                                Пассивный словарь

 Общеупотребительные слова               Историзмы  Архаизмы  Неологизмы

Общеупотребительные слова всем знакомы - Мама, Родина, вода, небо, хлеб, человек, слышать, говорить,  веселый, грустный, можно, хорошо и многие другие – они составляют основу русского литературного языка.

Таким образом, создается необходимая устойчивость языка, обеспечивающая преемственность в его использовании разными поколениями людей.

Уход из жизни тех или иных понятий, предметов и, наоборот, появление новых вызывает изменение в словарном составе языка.

- Вспомним, что такое историзмы?

 (Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

 - Что такое архаизмы?

 (Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

 - Что такое неологизмы?

 (Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

Задание: распределить слова в 3 столбика (работа в парах).

Интернет, виждь, верста, дщерь, байк, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, рецепшен, юзер, кольчуга, хит, биополе, зело, пуд, фунт, баксы, десница, банкомат, вершок, саммит, сажень, латы.
Проверка задания: 

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы? 

Работа с учебником.

Упр 262 (устно)

СИНКВЕЙН.

Язык
Могучий,великий
Учит, изменяется, развивается
Живет вместе с народом
Жизнь



Закрепление изученного материала.
Итоги урока:
- Итак, с чем мы сегодня знакомились на уроке?
(С активными процессами, происходящими в русском языке.) 
- В связи с этим, какой вывод мы можем сделать о русском языке?
(Русский язык - постоянно развивающееся, обновляющееся, совершенствующееся явление.) Итак, мы убедились, что язык – развивающееся явление. Конечно же, каждого из нас должна волновать судьба родного языка. Ведь он и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный», являющийся зеркалом нашей жизни.

Только портим мы его сами, забывая о том, что он живой, живой как жизнь, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой.

Ваша задача, молодого поколения, сберечь чистым, богатым, многообразным, наш родной русский язык, и передать его следующему поколению..

Оценки за урок.

Д/з. п.20, сочинение-миниатюра «Современный русский язык».

Заключительное слово учителя: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»