Урок по русскому языку в 4-м классе по теме: Части речи УМК«Школа России» , согласно требованиям ФГОС. (Урок систематизации и обобщения знаний)
Учитель: Назаренко Марина Степановна
МБОУ «Краснополянская СШ»
Тема: Части речи
Цель: Обобщать и систематизировать знания о частях речи; развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и русский язык.
Формирование ценностей многонационального российского общества, осознание роли языка и речи в жизни людей
Развивать умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Умение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
анализировать сравнивать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Развивать умение высказывать своё предположение;;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
Общеучебные:
формирование и развитие умений в области работы с информационно-коммуникационными технологиями, ИКТ компетенции. (интерактивная презентация, доска, работа с интерактивным пером)
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Логические: Развивать умения извлекать информацию из схем и текстов для установления причинно-следственных связей, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
уметь работать в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: распознавать части речи и определять их морфологические признаки, обобщать и классифицировать по ним.
Оборудование: интерактивная презентация; карточки; документ-камера; интерактивная доска, приставка, перо;
Планируемые результаты:
Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определять грамматические признаки , находить и различать части речи в предложениях и тексте.
Содержание урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок .
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?
- А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
А девизом нашего урока станут слова:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
- Почему эти слова важны для нас на уроке?
Будем помнить об этих словах на протяжении всего урока.
Определение темы урока, постановка учебных задач.
- Прочитайте эпиграф на доске. Как вы его понимаете?
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн – писатель
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «русский язык»?
- А что для вас значит страна, в которой вы живете? (Родина)
– Что для вас понятие Родина? Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в толковый словарь.
Родина, -ы, ж. (таблица)
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.
-Сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему Родина.(устно, фронтальная работа)
- Я составила вот такой синквейн.
1. Родина.
2. Малая, большая.
3. Родиться, жить, помнить.
4 .Место, где родился человек.
5.Отечество.
- Как можно проверить правильно ли составлен этот синквейн?
- Давайте определим в 1,2,3 пунктах какими частями речи являются слова.
- Скажите, а чем отличаются данные слова?
- Определите тему урока. А та тема для вас новая?
- Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.
3. Актуализация знаний. Обобщение.
Дополните схему (презентация, карточки) на какие вопросы отвечают и что обозначают?
Части речи
__________________ _____________________
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4.
- Теперь проверим по учебнику стр. 67
Оцените свою работу. У вас на столе стоят коробочки ,возьмите из нее знак + (если справились) или знак – (Если не справились) и положите на край стола.
- Что вы знаете о частях речи?
- Как определить какой частью речи является слово?
- Давайте попробуем это сделать.
4. Применение знаний и умений.
1.Работа в парах. (Один ученик вслух читает текст)
-Как вы думаете почему я приготовила текст про г. Иркутск?
- Из текста выпишите в таблицу по 1 примеру каждой части речи.
Крым – самое удивительное и прекрасное место на земле. Природа в Крыму самая красивая, она хороша в любое время года. Летом и весной – зелёные просторы полей и лугов, а зимой белые сугробы, летящие снежинки, метель и искрящийся на солнце снег. Крымские леса заполнены разнообразными травами, деревьями, кустарниками и ягодами.
Здесь можно встретить разнообразных птиц и зверей . Крымская природа славится своей живописностью и красочностью. Еще в Крыму есть высокие горы и глубокое Черное море. Небо в Крыму самое красивое, самое чистое и голубое, солнце яркое, а цветы самые красивые. Мой край очень красив и неповторим. Давайте беречь и любить нашу Родину!
Существ
Прилаг.
Глагол
Местоим.
Числит.
Предлог
Союз
Проверка 1 ученика на документ – камере.
- (Дети зачитывают другие варианты.)
- Оцените свою работу.
2.
- Откройте тетради, запишите число, классную работу.
- Запишите предложение в тетрадь, определите часть речи каждого слова.
Проверка по цепочке у доски записывают пером.
Оцените данное задание.
3.
- Части речи написали нам письма – загадки. Давайте их прочтем и определим, о какой части речи говорится в каждом письме. Каждая пара получит конверт, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится. ( Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.)
1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
2.Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
4.Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное и имя Прилагательное . Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?
Проверка: зачитывают письмо, называют и сверяют со слайдом свой ответ.
Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.
Оцените свою работу.
- Предлагаю повторить падежи.
1чел- расставляет правильный порядок падежей.
2 чел- порядок вопросов.
- А теперь отдохнём
Физкультминутка
(Остальные находят карточки со словосочетаниями и помещают рядом с тем падежом, которым они являются.)
И.п - русский язык
Р.п - русского языка
Д.п – русскому языку
В.п – русский язык
Т.п – русским языком
П.п – о русском языке
Оцените работу
- Вспомните, какие орфограммы вы знаете?
-На доске записаны слова
С_ло, р_дное, г__ржусь, ч_десная.
- запишите их в столбик вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.
Проверка: выборочно 4 человека у доски, работа пером.
- А затем определите и подпишите у слов
. – число
– род
Глагол – время
Проверка: сравнивают ответы с доской.
Оцените работу.
- Составьте простое предложение о своем селе, используя эти слова. Запишите его и подчеркните основу предложения.
- Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране.
5.Контроль усвоения знаний, обсуждения ошибок их коррекция
- Назовите мне учебную задачу нашего урока.
А теперь посчитайте, сколько у вас на столе «+» и «-»
Как вы считаете, справились ли мы с учебной задачей? (если кто то нет, тогда почему? Что для этого необходимо сделать? Какие ошибки допустили?)
6. Рефлексия учебной деятельности.
-Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске записаны две пословицы.(Объясните смысл)
«Дело мастера боится»
«Добрый разум не наживают сразу»
- Каждый сейчас оценит свою работу. На столах у вас лежат 2 карточки с этими пословицами. Выберите ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям.
Открытый урок в 4 классе по программе «Школа России» по русскому языку
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели урока:
Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.
Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.
Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Оборудование: индивидуальные бланки заданий.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
- А сейчас послушайте стихотворение.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)
Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.
Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)
Имя прилагательное:
- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.
Имя прилагательное:
Вместе - служба, вместе - дружба!
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
Актуализация опорных знаний.
-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает
3. На какие вопросы отвечает
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется?
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
Начнем работу с разминки:
Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов (орфографический)
Антоним к слову временный (постоянный)
Как называется дождь, идущий при солнце? (слепой)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)
Работа со стихотворением.
- Прочитайте стихотворение.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
(С.Есенин)
- Объясните значение слов «аукает», «баюкает».
Из данного стихотворения выписать словосочетания: сущ.+прил., Определить род и падеж имени прилагательного.
-Какое словосочетание можно считать лишним? Почему?
- Ребята, а знаете ли вы, что означает прилагательное в переводе с греческого языка? (эпитет).
-Что же такое эпитет? Это художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.
- Какие эпитеты использовал поэт в стихотворении?
А теперь повторим написание
Безударного окончания.
Что при этом надо знать,
Чтобы грамотно писать?
(задать вопрос от имени существительного к имени прил.)
- На какие вопросы отвечают имена прил.м.р. и с.р. в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п.?
-В чем хитрость имен прил.ж.р.? В каких падежах они отвечают на вопрос «какой?»
- Проявите зоркость. Прочитайте текст и найдите ошибки.
Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в
берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных. Разберем последнее предложение по членам и укажем части речи.
Игра: Что «лишнее»?
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Белый, синий, нежный, зеленый.
работа с деформированным текстом.
-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
4. Закачалась, ветка, вот, еловая.
5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.
- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
Физминутка.
давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – тихо помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Сядьте тихо, продолжим урок.
Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Значение прилагательных. - Прочитайте словосочетания:
1. Теплая погода
2. Холодный ветер
3. Сладкая ягода
- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).
-Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.
Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.
(Теплая беседа)
(Холодный разговор)
(Сладкая речь)
- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).
- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).
- Как называются слова близкие по смыслу? Противоположные по смыслу?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.
Самостоятельная работа по карточкам.
I вариант.
- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо черточек подходящие по смыслу прилагательные.
________пенёк опрокидывает _______воз.
_______крючком_______рыбу не выудишь.
Даже самое ______дерево выросло из _______семени.
Укажите род и падеж прилагательных и выделите падежные окончания.
II вариант.
В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
4. Горькая правда лучше____________лжи.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
Самостоятельная работа
- Вставьте окончания, укажите падеж:
О весенн…погоде, к рыж… лисице, с ранн… пташкой,
в жарк.. летн.. ночь, поздн…вечером, о свеж… ветре,
до дальн…озера, возле свеж… пахуч…сена,
с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.
-Проверим, как вы справились с этой работой.
Игра «В каком магазине?»
На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
Вывод:
Очень важно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
Последнее задание «ТЕСТ – ОПРОС»
1. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть; б) бледноватый; в) бледнота
2. В каком из данных прилагательных в окончании пишется –И?
а) к могуч…му б) летн…го в) с зимн…м г) по здешн…му
3. Имена прилагательные во множественном числе по родам:
а) изменяются б) не изменяются
4. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени; б) числа; в) рода.
5. В предложении имя прилагательное чаще всего является:
а) определением б) обстоятельством в) дополнением
Проверка.
Итог урока. Рефлексия. Что вам больше всего понравилось в уроке?
Вот уроку конец, а кто работал «Молодец»!
У р о к
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Цели:
1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.
2. Развивать умение работать с исторической картой.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Что нас ждет сегодня,
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:
1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.
2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?
3. Как называются объединения славян?
4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.
5. Бог грома и молнии.
6. Злое существо, которое поселялось в доме.
7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.
8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…
9. Материал, из которого делали посуду наши предки.
10. Праздник проводов зимы и встречи весны.
11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.
Ii. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос.
– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
– Какие занятия восточных славян вы знаете?
– Расскажите о жилище восточных славян.
– Во что верили восточные славяне?
Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Тест «Жизнь древних славян»
1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:
а) от восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:
а) солнца;
б) земли;
в) воды.
5. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) рыболовством;
в) охотой.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.
Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.
Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»
Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»
Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:

Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.
Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.
Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.
Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.
Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?
Ученики. Князья завоевывали земли.
Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?
Учитель предлагает прочитать текст на с. 40–42 учебника.
Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?
Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?
Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.
Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.

Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко
Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи
Облетал, обходил, руками.)
Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,
Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)
«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на
месте, кружатся.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?
Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.
Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.
Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.
Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.
Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.
Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит опрос.
– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?
– С какими морями древних славян связывали водные пути?
– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
– Кто был главой Руси?
– Кто помогал ему?
– Чем занимались князья?
– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?
– Почему князя Олега народ прозвал вещим?
– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
– С какой целью князь Владимир крестил Русь?
– Как происходило крещение Руси?
– Как народ принял новую веру?
– Чем христианство отличается от язычества?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.
Домашнее задание.
с. 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.