СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Что такое основа слова?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятием "основа слова" ; способствовать открытию способа нахождения основы

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Что такое основа слова?"»


Тема: Что такое основа слова?

Цели:

 образовательная: познакомить с понятием «основа слова»; способствовать открытию способа нахождения основы.

Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

Планируемый результат

Предметный

-учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;

-речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

− сохранять и принимать учебную задачу;

– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

– проявлять самостоятельность и инициативу;

-способность контролировать свои действия.

Познавательные УУД:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

– задавать вопросы


Сценарий урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте девиз нашего урока.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Как вы понимаете девиз нашего урока?

- О каком деле идет речь?

- Сегодня на уроке нам пригодятся все изученные знания и умения, чтобы совершить еще одно маленькое открытие. Какие два шага вам необходимо сделать при открытии?

- Первый шаг – самим понять, что мы еще не знаем, второй шаг – самим «открыть» новое знание.

2. Актуализация знаний

Игра «Крестики – нолики».

-Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.

1.Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

2.Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)

3.Корень – это главная часть предложения. (-)

4.Окончание – изменяемая часть слова.(+)

5.Основа – это часть речи.(-)

6.Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

7.Окончание помогает образовывать новые слова. (-)

8.Основа – часть слова без окончания. (+)

9.Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)-Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

(Работа в парах.)

- Распределите слова в три столбика. Придумайте и допиши­те два своих слова в каждый столбик. Какое слово лишнее? Придумайте с этим словом предложение.

Переходы, звёздочка, река, побежит, ночной, облака.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

- Какое слово лишнее? (Предлог.)

- Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное части слова.)

Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите

Все ли в ней верно?

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите.

Что произошло со схемой.

Дайте определения частей слова.

— Рассмотрите таблицу, которая на доске. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

- Каких целей должны достичь?

5. Реализация проекта.

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой

Снег, снежный, снежки

Мороз, морозный, Морозко

Зима, зимний, зимушка

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

Упр. 178 (с. 95).

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое основа?

- Как найти основу в слове?

Упр. 179 (с. 95).

- Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

- Что нового вы узнали из текста?

- Выполните задания.

- Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

- Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящери­цей, ящерицу.)

- Назовите все значимые части слов.

(Учитель может предложить нескольким учащимся выполнить это задание на доске.)

Физкультминутка

-Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –приседайте и похлопайте перед собой.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево, руки, сады.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Упр. 180 (с. 96).

7. Самостоятельная работа

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.

8. Включение в систему знаний.

Упр. 180 (с. 96). (Групповая работа.)

Упр. 182 (с. 96).( коллективная работа)

9. Рефлексия

Игра « Зажги свет в домике»

-У вас карточка с изображением домика .Я буду говорить утверждение , если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете.

1.Основа слова может быть равна корню.

2. В основу слова может входить окончание

3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.

4.В основу слова никогда не входит окончание.

5. Основа-это часть слова без приставки.

6.Основа-это часть слова без корня.

7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.

8. Часть слова без окончания является основой слова.

Оцените свою работу.

-У кого в домике горит свет, так же как меня? Молодцы!

-У кого горит свет не в тех окошках?

-Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать?

Домашнее задание

Упр. 183 (с. 97).