Тема: Что такое основа слова?
Цели:
образовательная: познакомить с понятием «основа слова»; способствовать открытию способа нахождения основы.
Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.
Планируемый результат
Предметный
-учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;
-речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.
Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
− сохранять и принимать учебную задачу;
– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;
– проявлять самостоятельность и инициативу;
-способность контролировать свои действия.
Познавательные УУД:
– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
– стремиться к более точному выражению собственного мнения;
– задавать вопросы
Сценарий урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте девиз нашего урока.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Как вы понимаете девиз нашего урока?
- О каком деле идет речь?
- Сегодня на уроке нам пригодятся все изученные знания и умения, чтобы совершить еще одно маленькое открытие. Какие два шага вам необходимо сделать при открытии?
- Первый шаг – самим понять, что мы еще не знаем, второй шаг – самим «открыть» новое знание.
2. Актуализация знаний
Игра «Крестики – нолики».
-Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
1.Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
2.Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
3.Корень – это главная часть предложения. (-)
4.Окончание – изменяемая часть слова.(+)
5.Основа – это часть речи.(-)
6.Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
7.Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
8.Основа – часть слова без окончания. (+)
9.Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)-Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
(Работа в парах.)
- Распределите слова в три столбика. Придумайте и допишите два своих слова в каждый столбик. Какое слово лишнее? Придумайте с этим словом предложение.
Переходы, звёздочка, река, побежит, ночной, облака.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Прочитайте слова.
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
- Какое слово лишнее? (Предлог.)
- Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)
Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите
Все ли в ней верно?

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите.
Что произошло со схемой.

Дайте определения частей слова.
— Рассмотрите таблицу, которая на доске. Со всеми ли частями слова мы познакомились?
— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
- Каких целей должны достичь?
5. Реализация проекта.
-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой
Снег, снежный, снежки
Мороз, морозный, Морозко
Зима, зимний, зимушка
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:
-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.
Упр. 178 (с. 95).
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что такое основа?
- Как найти основу в слове?
Упр. 179 (с. 95).
- Прочитайте текст. О ком в нём говорится?
- Что нового вы узнали из текста?
- Выполните задания.
- Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)
- Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)
- Назовите все значимые части слов.
(Учитель может предложить нескольким учащимся выполнить это задание на доске.)
Физкультминутка
-Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –приседайте и похлопайте перед собой.
Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево, руки, сады.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.
— О чём может рассказать словообразовательный словарь?
Упр. 180 (с. 96).
7. Самостоятельная работа
— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.
Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.
8. Включение в систему знаний.
Упр. 180 (с. 96). (Групповая работа.)
Упр. 182 (с. 96).( коллективная работа)
9. Рефлексия
Игра « Зажги свет в домике»
-У вас карточка с изображением домика .Я буду говорить утверждение , если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете.
1.Основа слова может быть равна корню.
2. В основу слова может входить окончание
3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.
4.В основу слова никогда не входит окончание.
5. Основа-это часть слова без приставки.
6.Основа-это часть слова без корня.
7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.
8. Часть слова без окончания является основой слова.
Оцените свою работу.
-У кого в домике горит свет, так же как меня? Молодцы!
-У кого горит свет не в тех окошках?
-Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать?
Домашнее задание
Упр. 183 (с. 97).