СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка 2 класс по теме:  АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ 

УМК "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка по теме: АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ»

Русский язык

АЛФАВИТ.

НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.

Цель:

образовательные:

развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании

слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл; учить отличать имена собственные от нарицательных; учить самостоятельно формулировать правила употребления большой буквы в словах; учить вести наблюдения над лексическим значением прочитанных слов и предложений;

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность; развивать умение классифицировать слова;

воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремленность, коммуникативность, объективность;

здоровьесберегающие:

создать атмосферу успешности каждого ученика; создать благоприятный психологический климат; предупредить утомляемость детей.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • Определять степень успешности своей работы и работы других;

  • Проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в учебнике;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • Умение слушать других;

  • Предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • Формировать умение высказывать своё отношение к работе;

Организационный момент

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики!

  1. Психологический настрой на урок.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

  1. Девиз нашего урока.

- Какой девиз урока вы выбрали бы для себя?

-Я хочу вам предложить еще один девиз.

Ешь хлеб в поте лица.

- О чем говорит пословица?

- Как связать пословицу с уроком?

Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа. Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: "В поте лица твоего будешь есть хлеб"

  1. Минутка чистописания.

Москва (прописали, обозначили орфограмму, какие однокоренные слова можете подобрать, составьте предложение, запишите). москвич, москвичка, москвичи, замоскворечье, подмосковье

-Какую орфограмму вспомнили?

---С какой целью проводим минутку чистописания?

  1. Проверка домашнего задания.

1. Ученики зачитывают фамилии знаменитых людей, имя которых Иван, рассказывают о них.

Например:

Иван Саввич Никитин. Великий русский поэт, родился и жил в Воронеже. Жизнь его протекала безрадостно. Он мечтал об учёбе, а уже в раннем детстве отец заставлял торговать свечами, позже он работал на постоялом дворе, по ночам писал стихи. В Воронеже есть площадь, названная его именем, на ней Ивану Никитину поставлен памятник. Иван Алексеевич Бунин, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Яковлевич Билибин, Иван Сусанин, Иван Андреевич Крылов, Иван Фёдоров и др.

(Никита,Данис,Лена)

2. Сказка про алфавит. ( Карина)


  1. Словарная работа.

На доске (слайде) слова.

Город, река, фамилия, улица, океан, имя, кличка, воробей.

– Выпишите в столбик слова, в которых есть непроверяемая буква безударного гласного в корне, обозначьте орфограмму.


– Подберите и рядом напишите по одному подходящему названию.

Какое правило написания надо вспомнить?

Город Нефтекамск

фамилия Овечкин

океан Тихий

улица Ленина

воробей Чирик

-Какие орфограммы будем повторять сегодня? (Большая буква в словах.)

– Как называются слова с такими орфограммами? (Имена собственные.)

Составление кластера (Большая буква-имена собственные-имена, фамилии, отчества, города, реки ит.д.)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание большой буквы в именах собственных). (слайд)

(Кубик Блума)-Попробуйте сформулировать вопросы по теме.

Составьте план нашей деятельности.


  1. Проблемная ситуация.

– Запишите предложение. (Пишут на слух)

У меня есть шарик.

– Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.)

– А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.)


Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.)

– Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

-КАКОЙ вопрос возникает?

_Какое задание можно придумать с этими словами?

– Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.)

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному?

  2. Составление предложений с этими словами.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

  1. Открытие нового знания. Работают в парах.

Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах.

Задание 1.

– Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии.


Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).

– Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы.

– А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Задание 2.

– Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов.

А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов.

Орёл и орёл.

Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы.

– Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов.

Составим предложения.

В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах.

– Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.


  1. Физминутка

Теперь давайте проверим, насколько вы внимательны. Я буду называть вам имена собственные, если я ошибусь, вы хлопнете в ладоши. Приготовьте свои руки….

Воробей, Нефтекамск, кино, улица, Москва. Байкал, озеро, Чиполино, Анюта, Владимировна, Иванов, фамилия, кличка животного, Африка, Куяново, государство.

  1. Групповая работа. Оценить себя !

Выбери один вариант ответа и обведи в кружок.

  1. Это имя с отчеством

  1. Иван-царевич

  2. Иван купеческий сын.

  3. Мороз Иванович

  4. Илья Муромец

  1. С большой буквы надо писать слово Белка, если это

  1. название животного

  2. кличка собаки

  3. название игрушки

  4. зверек в сказке А.С.Пушкина

  1. Напиши в алфавитном порядке все гласные буквы.



  1. Соедини слово и название

1. море а). Байкал

2. океан б). Красное

3. озеро в) Лена

4. река г). Тихий



  1. Исправь ошибки.

Москва, Воробей, лена, Фамилия, Город, река, волга, Березовка,



мурка, Имя, отчество, ивановна, роза, Роза.

  1. Закончи предложение.

С большой буквы пишутся имена__________________

Клички животных пишутся__________________________

Названия животных пишутся_________________________

Сокращённое имя- Лиза , а полное _____________________



- С какой целью мы провели групповую работу?

- Сделайте выводы.

10. Прослушать и записать имена собственные из текстов песен. (Одесса, Черное море, Базилио, Алиса, Волга, Берлин, Алеша. Наташа. Африка) Выводы

11. Работа по интерактивной доске (диск 2 класс Канакина) Выводы

12. Итог урока проведем в виде графического диктанта. Ставь +, если согласен

Слово «Маша» пишется с большой буквы.

Слово «воробей» пишется с большой буквы.

Слово «река» пишется с маленькой буквы

Слово «Волга» пишется с маленькой буквы

Слово «Орел» пишется с большой буквы. (+-+-?)

-Были ли затруднения? Чем они связаны?

11 Рефлексия. (говорят)

Вспомните девиз урока .усердно ли вы работали сегодня?



12 Мишень участия.



13. дом задание(по выбору) 1.Творческое задание стр. 64 № 139 дидактический материал.

Вставить в предложения имена собственные.

2.Сочинить рассказ, используя имена собственные.

3. поиграть в игру и записать «Я знаю пять имен девочек…, пять названий рек…, пять островов… .



Дополнение.

    1. Мозговой штурм.

    2. Творческое задание. Придумай и запиши.

У леса стоит деревня ….. . Рядом речка …. . Друзья …. и …. Пошли на рыбалку. За ними весело бежит собака …. .









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!