СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: " Чередование гласных в корне слова. Сложные слова ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-познакомить с признаками родственных слов;

-учить выделять общую часть родственных слов;

-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

-формировать орфографическую зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: " Чередование гласных в корне слова. Сложные слова ".»

Урок №39 русского языка в 3 классе 24.10.16

Чередование гласных в корне слова. Сложные слова . Цели:

-познакомить с признаками родственных слов;

-учить выделять общую часть родственных слов;

-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

-формировать орфографическую зоркость.

Работа учителя

Работа учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный момент.

Здравствуйте! Начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание.  СЛАЙД 2

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

-Найдите сходные по смыслу слова.Назовите в них общую часть.

Сообщение темы урока.

-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Тема нашего сегодняшнего урока КОРЕНЬ СЛОВА.

Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 3-4

-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.

Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.

Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.

-Проверьте, у вас так же?

Работа по теме урока.

-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать два секрета. Давайте их откроем сегодня на уроке.

СЛАЙД 5

РОДИНА   НАРОД  РОДНИК

-Что объединяет эти слова? Что общего у них?

Запишем эти слова в тетрадь.

-Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского.

СЛАЙД 6

-Какие слова из текста можно добавить к словам в тетради?

-Запишите их в тетрадь.

-Откройте учебник на стр. 56 Упр. 118

Прочитайте текст упражнения.

-Какие слова мы можем добавить ещё к нашим словам?

-Запишем и эти слова в тетрадь.

-Что общего во всех этих словах?

В какой части заключён общий смысл?

-Как вы считаете, что же такое корень?

СЛАЙД 7

Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов.

-Выделите корень в записанных словах.

-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.

-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное.

-А ещё корень подсказывает нам , как пишутся все эти слова.

-Как же написаны корни в наших словах?

-Это и есть второй секрет.

СЛАЙД 8

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Наблюдение за родственными словами.

-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»

СЛАЙД 9

-Вы кто такие?

-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?

-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.

-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»

-Вы согласны с Петей? Почему?

Физкультминутка. 

-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.

Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.

Работа с родственными словами.

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

Речка, реченька, речушка,

Рис, рискует, рисковать,

Рисовать, нарисовать.

Лень,лениться и ленивый,

Труд, трудиться и трусливый.

-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.

 Составь слова.

1 ряд с корнем   -гриб-

2 ряд с корнем  –дом-

3 ряд с корнем  –лист-

Работа с учебником.с.61-62

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

проверка

Итог урока.

-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет-то красный.

Учить, школьник, ученик

Сила, силач, спортсмен

Лень, ленивый лентяй

 Вода, подводный, водяной

-Давайте подведём итог урока, начиная со слов

-Я УЗНАЛ (А)…

-Я ПОНЯЛ (А)…

-Молодцы! Урок закончен.

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

Корень

Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.

У них есть общая часть

РОДИНА  НАРОД  РОДНИК

РОДИТ   РОДНЯ

РОДИЛСЯ   РОДНАЯ

В корне

Одинаково

Речка, реченька, речушка

Рискует, рисковать

Рисовать, нарисовать

Лень, лениться, ленивый

Труд, трудиться

Грибок, грибной, грибница

Домик, домашний, домище

Листик, листок, лиственница

Водитель, водит

Водник, воде



Домашнее задание: с. 78,№ 141