1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Организационный момент. Здравствуйте! Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чистописание. СЛАЙД 2 БББ // ббб Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. -Найдите сходные по смыслу слова.Назовите в них общую часть. Сообщение темы урока. -Можем мы сказать, что эти слова- родственники? -Как называется общая часть родственных слов? -Тема нашего сегодняшнего урока КОРЕНЬ СЛОВА. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 3-4 -Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение. Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой. -Проверьте, у вас так же? Работа по теме урока. -Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать два секрета. Давайте их откроем сегодня на уроке. СЛАЙД 5 РОДИНА НАРОД РОДНИК -Что объединяет эти слова? Что общего у них? Запишем эти слова в тетрадь. -Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского. СЛАЙД 6 -Какие слова из текста можно добавить к словам в тетради? -Запишите их в тетрадь. -Откройте учебник на стр. 56 Упр. 118 Прочитайте текст упражнения. -Какие слова мы можем добавить ещё к нашим словам? -Запишем и эти слова в тетрадь. -Что общего во всех этих словах? В какой части заключён общий смысл? -Как вы считаете, что же такое корень? СЛАЙД 7 Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов. -Выделите корень в записанных словах. -Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов. -Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. -А ещё корень подсказывает нам , как пишутся все эти слова. -Как же написаны корни в наших словах? -Это и есть второй секрет. СЛАЙД 8 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Наблюдение за родственными словами. -Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?» СЛАЙД 9 -Вы кто такие? -Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка Гусеница. -Есть ли в этом рассказе слова-родственники? -Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. -Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово. -Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.» -Вы согласны с Петей? Почему? Физкультминутка. -Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз. Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник. Работа с родственными словами. Корень есть у разных слов, Ты найти его готов? Не ленись и не зевай, А ищи и выделяй! Речка, реченька, речушка, Рис, рискует, рисковать, Рисовать, нарисовать. Лень,лениться и ленивый, Труд, трудиться и трусливый. -Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень. Составь слова. 1 ряд с корнем -гриб- 2 ряд с корнем –дом- 3 ряд с корнем –лист- Работа с учебником.с.61-62 Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. проверка Итог урока. -Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет-то красный. Учить, школьник, ученик Сила, силач, спортсмен Лень, ленивый лентяй Вода, подводный, водяной -Давайте подведём итог урока, начиная со слов -Я УЗНАЛ (А)… -Я ПОНЯЛ (А)… -Молодцы! Урок закончен. | БББ // ббб Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. Корень Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай. У них есть общая часть РОДИНА НАРОД РОДНИК РОДИТ РОДНЯ РОДИЛСЯ РОДНАЯ В корне Одинаково Речка, реченька, речушка Рискует, рисковать Рисовать, нарисовать Лень, лениться, ленивый Труд, трудиться Грибок, грибной, грибница Домик, домашний, домище Листик, листок, лиственница Водитель, водит Водник, воде |