Цель урока: Формирование ключевых компетенций через освоение знаний о правописании частицы не с причастиями.
Задачи урока.
Образовательные:
Развивающие:
Развивать у детей учебно-организационные умения:
определять задачу на уроке;
осуществлять самоконтроль;
расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.
Воспитательныее:
Оборудование: ноутбук, учебник, раздаточный материал, карточки, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: Семь модулей Программы трехуровневых курсов.
Ход урока
1.Организационный
- приветствие «Круг пожеланий»
-психологический настрой на работу
«Австралийский дождь»
2.Активизация мыслительной деятельности
- «10 вопросов»
-Я задумала слово. У вас есть возможность отгадать, какое слово я задумала, задав мне 10 вопросов, на которые я могу ответить только «Да» или «Нет». Задумано слово «причастие»
3.Актуализация имеющихся знаний.
3.1.Установи соответствие:
Установить соответствия.
1. Причастие — особая форма глагола, которая обозначает: | а) признак предмета по действию б) признак; в) действие. |
2. Краткие причастия в предложении являются: | а) определением; б) сказуемым; в) дополнением. |
3. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который: | а) испытывает действие со стороны другого предмета; б) сам производит действие. |
4. Страдательные причастия настоящего времени образуются: | а) от основы глаголов прошедшего времени; б) от основы инфинитива; в) от основы глаголов настоящего времени. |
5. Действительные причастия настоящего времени образуются: | а) от основы глаголов настоящеговремени; б) от основы инфинитива; в) от основы глаголов прошедшего времени. |
6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов: | |
3.2. Структура «Джот-тотс».
Задача: вспомнить правописание НЕ с существительными, прилагательными.
Алгоритм работы:
1)Берите лист бумаги, складывайте на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.
2) Придумайте и запишите по 4 слова - 2 слитного написания 2 раздельного;
3)Проговорите это слово громко для членов вашей команды, объясняя условия написания
4)Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;
5)Каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов на карточках у каждой команды)
3.3.Структура Тик-тэк-тоу:
Задача: составить предложения с придуманными прилагательными и существительными.
Алгоритм:
1) партнер №1 раскладывает 9 листочков в формате 3\3 на середине стола;
2) каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).
- У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1
4..Мотивация к учебной деятельности.
4.1.Стратегия «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)
Алгоритм:
1шаг: работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)
2 шаг: сверяем свои работы с товарищем по парте, объясняем ошибки, если они допущены
3 шаг: определите правописание каких слов не смогли отметить?
Определите общее у этих слов.
«До и после»
До - или + | Утверждения Пишется: | После +или - |
| (не) высокий - слитно | |
| (не)брежный -слитно | |
| (не)маленький, а большой- раздельно | |
| совсем (не) умный - слитно | |
| вовсе (не) слабый - раздельно | |
| ничуть (не) спокойный - слитно | |
| нисколько (не) красивый - раздельно | |
| девочка (не)ряшлива- раздельно | |
| (Не)прочитанная мною книга –раздельно | |
| Задача (не)решена- слитно | |
| (Не)прочитанная книга - слитно | |
| | |
4.2.Сформулируйте задачу нашего урока
Узнать
Научиться
5.Усвоение новых знаний
1.Самостоятельная работа в парах
Алгоритм выполнения:
Задание
Открой учебник на стр …
1.Внимательно прочти учебную статью.
2.Вместе с соседом по парте составь план учебной статьи.
3.Расскажи товарищу, что ты узнал.
4.Выслушай соседа по парте.
5.Оцени себя.
6.Выслушай оценку товарища. Это поможет тебе усвоить теоретические понятия.
2.Работа в группе:
СОСТАВЬТЕ АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ ПРИЧАСТИЙ
Примеры алгоритмов определения «Правописание частицы не с причастиями», составленные учащимися:
1. Причастие имеет краткую или полную форму?
краткая полная
пишем раздельно 1 Есть ли противопоставление?
(не привито, не пройдено)
да нет
Пишем раздельно
2 Есть ли зависимые слова?
да нет
Пишем раздельно Пишем слитно
(ещё не прочитанная книга) (непрочитанная книга )
2.
Смотрю: употребляется ли оно без НЕ
(не употребляется – слитно)
Определяю: полное оно или краткое.
( краткое – пишу раздельно)
Полное
Смотрю: есть ли противопоставление или зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Нет – пишу слитно.)
Проговорите правило, используя алгоритм
6.Первичное закрепление нового материала
6.1Работа в парах
Стратегия «Клок-баддис»(Встреча по часам)
-Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)
- Даем друг другу «5» , приветствуем и начинаем работу.
1.встреча. Задача для всех : ответить на вопрос и запомнить, условия раздельного написания не с причастиями(встреча с партнером на 9 часов, 30 сек.)
Тот, кто в паре оказался ниже ростом слушает того, кто выше, а потом рассказывает услышанное классу.
2. встреча. Задача для всех: ответить на вопрос и запомнить, условия слитного написания не с причастиями (встреча с партнером на 9 часов, 1 минуту.)
Тот, у кого волос короче слушает того, у кого волос длиннее, а потом рассказывает услышанное классу.
Задача для сильных: запомнить, чем отличаются
1.Чем различаются правила правописания Не с прилагательными и не с причастиями?(встреча с партнером на 9 часов)
(Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, а причастия пишутся раздельно если есть зависимые слова)
Алгоритм:
1.Подумайте.
2.Расскажите партнеру.
-Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.
7.Закрепление нового материала
7.1Работа в группе
1.Каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение которого даётся 4 минуты.
Задание: обнаружить в каждом из предложений то(-е) условие(-ия), которое(-ые) даёт(-ют) слитное / раздельное написание причастия с не.
1. Это был никем ещё не открытый закон – настоящий прорыв в науке!
2. Иванов, действительно, не знающий усталости спортсмен.
3. К концу месяца зарядили непрекращающиеся дожди.
4. Я поразился этим совсем непродуманным действиям товарища.
5. Бифштекс был совсем не прожарен.
6. Ничем не огороженный участок был совсем не обработан.
7. Эти собаки не обучены.
8. Не нарисованный, а выложенный из соломки узор украшал эту картину.
9. Невыгруженный, но уже привезённый товар был оплачен вовремя.
10. Ненавидевший пауков, он тем не менее спокойно относился ко всем другим насекомым.
Команда, наиболее качественно справившаяся с заданием, получает 5 баллов. Команда, допустившая 2-3 орфографические ошибки, получает 4 балла. Команда, сделавшая 4 и более ошибок, - 3 балла.
Проверка по группами по карточке – ключу.
7.2.Стратегия «Ол- райт –раунд-робин»
Каждая группа получит карточку с рисунком, на котором представлена ситуация общения: «Правила поведения в магазине», «Как вести себя в транспорте?», «Правила хорошего тона при общении со старшими», «Домашний этикет», «Поведение в театре».
Задача: составить записать 5-7 рекомендаций о поведении в той или иной ситуации, употребляя причастия с частицей не. Расположите советы по этикету, в логическом порядке, не допуская орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
Распределите обязанности в группе, назначив руководителя, консультанта, отвечающего.
Время выполнения задания – 7 минут.
Критерии оценки: последовательность, связность, точность текста, количество орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
Алгоритм.
1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет свою рекомендацию по поведению в указанной ситуации.
2этап. Каждый по очереди читает свои советы, кто слушает, тот пишет черточку после своих советов и добавляет в свой лист после черточки те, которых у него нет.
3 этап. Партнеры №3 читают всему классу рекомендации, которые получились в результате совместной работы бригады.
8.Контроль самопроверка знаний
8.1Самостоятельная работа. Задания на выбор:
1. задание – в данных выражениях раскрыть скобки. Объясни слитно-раздельное написание НЕ. (взаимоконтроль).
На бруснике блестела (не) высохшая трава. Река (не) замерзавшая целую зиму безмолвно струит свои мутные воды. Комната( не) проветрена.
Собака (не) видевшая тигра (не) боится его. Шорох ветвей ничем (не) заглушаемый раздавался близко.
Задача: написать слова с НЕ правильно, объяснить.
1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.
Критерии оценивания: без ошибок – 5, 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки – «3»
Ключ на слайде 8.
2.Самозачет (самостоятельная работа с самопроверкой).
Выбери способ написания не со словами (слитно или раздельно). Повторите задание еще раз, спланируйте свои действия.
Слитно:
А – не употребляется без не
Б – отсутствие пояснительных слов
Раздельно:
В - есть противопоставления с союзом А
Г - есть зависимое слово, есть слова сигналы
Д – краткое причастие
(Не) сущийся поток, отнюдь (не) законченный разговор, еще (не) вспаханная земля, никем (не) собранные ягоды, тетради (не) собраны; (не) придуманное, а взятое из книги предложение,(не) окрашенный вовремя забор, (не)удержавшись,(не)замерзающий пруд.
Критерии оценивания: без ошибок – 5, 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки – «3»
Ключ на слайде 9
9. Итог урока
С каким правилом мы познакомились на уроке?
-С какими частями речи сходно причастие по правописанию частицы не?
-Каковы пути разграничения слитного и раздельного написания частицы не с причастием?
- Какие умения и навыки мы освоили на уроке
Рефлексия.
10.Рефлексия.
-Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?
Структура: 3-2-1
3 самых важных момента, которые я сегодня узнал.
2 правила, которые я буду помнить при написании Не с причастиями.
1 вопрос, который у меня возник на уроке.
-Напишите краткие ответы и обменяйтесь мнением в парах по плечу
11. Постановка домашнего задания:
Уровень А: правило стр. ___ выучить , упражнение _______ по заданию
Уровень В: правило ___ выучить, упражнение 106.
Уровень С: правило стр. ___ выучить. Напишите статью «Как вести себя с родителями», которая представит 7-8 правил хорошего тона. В статье должно быть 3-4 причастия с частицей не.
Карточки с ситуациями
Карточка 1-ой группы Карточка 2-ой группы
Карточка 3-ей группы Карточка 4-ой группы