1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Приветствие обучающихся, проверка их готовность к уроку. Идеями делись, пробуй и ищи! Будет трудно – не пищи! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Актуализация и пробное учебное действие (Закрепить полученные знания) | Орфографическая минутка Цели: повторить виды орфограмм, закрепление способа объяснения изученных орфограмм. Задание: записать под диктовку слова в столбик. хвост.к хв.с?тище хв.статые длинн?хвостые Проверка. К доске поочередно выходят дети и объясняют орфограммы. Учащимся класса: - Поставьте «+» над буквами, которые написали правильно, а «-» - над ошибкой. - Какие из слов называют предметы, а какие – признаки? - Устно подберите к названиям признаков по одному подходящему по смыслу названию предмета. - Что объединяет все записанные слова? - Какое слово можно записать, чтобы стало ясным их значение? - Запишите слово и выделите часть, хранящую общее значение. - Выделите и другие части основы, вносящие свои значения. - Могут ли быть разные слова с совершенно одинаковыми основами и их значениями? Работа по учебнику. Упр. 95. - Прочитайте и устно закончите предложения. - Чем различаются все слова языка? Словарная работа. Работа на карточках. - Вставьте пропущенные буквы в словах с непроверяемым написанием. Слова | Другое число | к.нфета | | м.шина | | к.рова | | т.релка | | .дин?адцать | | Взаимопроверка. - Проверьте друг у друга. Кто затрудняется, можно пользоваться словарем. - Какое слово лишнее? Почему? - Что обозначают слова? | Учащиеся вставляют буквы, объясняя написание, выделяя части слов с орфограммой. - Хвостик, хвостище – н.п., хвостатые, длиннохвостые – н. пр.. - Хвостатые – звери. - Длиннохвостые – синицы. - Это родственные слова, у них одинаковый корень. - Хвост. - Нет, тогда это будут одни и те же слова. - Слов в нашем языке очень много. И свое они разные, у каждого своё значение. - Главное значение, общее для слов семьи, хранится в КОРНЕ. Его могут дополнять, уточнять значения других частей слова: ПРИСТАВКИ, СУФФИКСА. - Полное значение слова передаёт его основа. Учёные называют это значение лексическим, а мы ЗНАЧЕНИЕМ ОСНОВЫ. - Строением. - Значением. - Разные вопросы к словам. - Одиннадцать. У всех окончание – а. - Отвечает на вопрос СКОЛЬКО? - Слова-названия предметов: конфета, машина, корова, тарелка. - Одиннадцать – количество. | Коммуникативные- умение слушать, говорить. Личностные - самоопределение, оценивание |
3 | Выявление места и причины затруднения | - Выделите часть, которая делает слова похожими. - Теперь измените слова: поставьте их в другое число. Где можно, впишите изменения, выделяя изменяемую часть. - Похожи ли слова тем, как они изменяются? - Все слова удалось изменить? - Дополните ответ на вопрос, на который мы сегодня уже отвечали. Чем различаются слова языка? | У учащихся на листах: Слова | Другое число | к.нфета | конфетЫ | м.шина | машинЫ | к.рова | коровЫ | т.релка | тарелкИ | .дин?адцать | ? | - Да, у них одинаковые окончания. - Нет. Слово ОДИННАДЦАТЬ не изменить. Я не знаю как. - Слова по-разному изменяются. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4 | Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся | Работа по учебнику. - Прочитайте вывод и проверьте себя. Подчеркните то, что вы узнали новое. Упр. 99. - Что вы узнали новое? - Прочитайте в учебнике, как авторы назвали тему нашего урока. - Можете ли вы теперь ответить на этот вопрос? - Попробуйте догадаться, о чем нам предстоит говорить сегодня и на следующих уроках. | - Части речи. - В какие группы объединили слова? - Слова объединили в группы – части речи. - О частях речи, как они называются. |
5 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Работа в тетради с печатной основой. Работа в парах. Упр. 98. - Попробуйте изменить каждое из слов так, как указано. Получится – ставьте +, нет – ставьте -. слова | Попробуй изменить | число | по команде слова-указателя он или оно | по команде вопросов о ком? о чём? или (о) какой? | | | | | собака | | | | большая | | | | бежит | | | | три | | | | - Посмотрите на экран, проверьте ваши ответы. - Оцените сотрудничество в вашей паре. На своем листе отметьте галочкой утверждение. Абсолютно согласен Согласен Частично согласен Не согласен - Выполнив это задание, вы еще раз себе доказали, что … - К этой таблице мы еще с вами вернемся и запишем научные слова, которые узнаем позже. | Образец заполнения: слова | Попробуй изменить | число | по команде слова-указателя он или оно | по команде вопросов о ком? о чём? или (о) какой? | | | | | собака | + | - | + | большая | + | + | + | бежит | + | - | - | три | - | - | + | - слова разных групп по-разному «умеют» изменяться. - А что писать в пустых строчках? | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в тетради с печатной основой. Упр. 104. - С помощью словаря вставить буквы. Помните о секрете корней: можете найти не заданные слова, а их «родственников». Объединить слова по частям речи и записать каждое в свой столбик. - Кому будет трудно, можно взять карточку-помощницу, на которой написаны вопросы. Названия предметов | Названия признаков | Названия количества | Названия действий | Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? | Сколько? | Что делать? | Самопроверка. - Проверьте, как вы выполнили задание. На доске нужно распределить карточки слов по конвертам «Части речи»: «Названия предметов», «Названия признаков», «Названия количества», «Названия действий». - На полях поставьте себе отметку. Самооценка по «шкале успеха» «5» - нет ошибок «4» – 2 ошибки «3» – 3 ошибки | Образец заполнения: Названия предметов | Названия признаков | Названия количества | Названия действий | коллекция | жёлтый | одиннадцать | лаять | растение | огромный | двадцать | таять | библиотека | чёрный | | клеить | ботинки | | | | Учащиеся выходят к доске и прикрепляют карточки со словами в нужный столбик. На карточке ярко выделены вставленные буквы. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Всему название дано – И зверю, и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. - Язык, на котором мы говорим, очень богат. В нем много частей речи и каждая имеет свое название. Это нам предстоит узнать на следующем уроке, а сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке. Возьмите своего «человечка» и поставьте на «ступеньку успеха». Ступенька успеха ПРИМЕНЯЮ ПОНИМАЮ ЗАТРУДНЯЮСЬ Запись домашнего задания. - Дома выполнить упр. 100 – устно (прочитать вывод, вставив пропущенные слова) и упр. 103 – рассмотреть картинку, для рассказа по ней подобрать и записать четыре группы слов – в каждой несколько слов одной части речи. - Урок окончен. Спасибо, ребята, за работу. | Анализ деятельности на уроке. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - использование критериев для обоснования своего суждения |