Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: Словосочетание.
Цели: стимулировать творческую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал; развивать коммуникативные навыки, необходимые для формулировки задания и общения.
Ход урока.
I.Мобилизующий этап.
На доске записаны слова:
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
- Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
- Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
( Первая пара слов – посадить – в теплице. Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).
- Какие слова еще можно объединить?
( Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)
- Назовите третью пару слов.
( Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).
1. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
- Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – «Словосочетание».
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
- Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.
Запись на доске и в тетрадях:
Цель:
Повторить все, что о словосочетании.
Развивать умения отличать словосочетания от предложений.
II. Повторение теории.
1.Беседа.
- Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?
- Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
- Как связывается зависимое слово с главным?
- С помощью чего устанавливается смысловая связь?
- С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
- Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается грамматическая связь?
III. Выполнение тренировочных упражнений.
1. Запись на доске:
1)Маленький р..сток, ..
2)Пахнет ар..матно,..
3)Прил..гать усилия,..
Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.
- Внимательно прочтите данную запись и сформулируйте к ней свое задание.
- Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок.
- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
(Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).
- Какие словосочетания надо включить в первый ряд?
(Маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил.+ сущ.». Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова:
-раст-, -ращ-, -рос-.
Второй и третий ряд учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ: пахнет ароматно, выглядит великолепно – второй ряд.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
- Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объяснение значения последнего словосочетания).
- А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
- Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав « сущ.+прил.»
- Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
(Ле-ген-да)
- Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?
Ответы учащихся:
- Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
- Это рассказ, в котором есть и реальность , и вымысел.
Слово учителя:
- Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
- Легенда - это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается определенная доля вымысла.
Слово учителя:
- У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.
- Расскажите о правописании слова легенда.
(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.
- Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.
Два ученика по очереди рассказывают легенды о ландыше.
I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
- Найдите словосочетания в первой легенде. (По мере их называния учитель записывает их на доске).
II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
- Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.
- Назовите слово из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
- Это слово прекрасную, так как в нем буква ю обозначает два звука: [ Й] и [У].
- Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошел процесс оглушения.
- Это слово Белоснежка, так как буква ж здесь обозначает звук [ш].
- О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
У детей на столах тексты.
Славяне создали свою ( «прил.+сущ.») о ландыше.
Водяная царевна Волхова ( «гл.+сущ.»).
На свою беду она ( «гл.+сущ.») Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать ( «сущ.+сущ.»), но не нашла его на берегу. ( «нар.+гл.») Волхова, ( «сущ.+гл.») среди трав, превратившись в ( «прил.+сущ») с изумительным ароматом.
Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.
- Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.
Ребята записывают текст, восстанавливаю пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав.
- Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали- это грамматическая основа).
-Какое название наиболее точно отражает содержание текста – Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание).
IV. Итоги.
- Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? (Речь шла о словосочетании)
- Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?
(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Дается домашнее задание, оценивается работа учащихся на уроке.