СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Слитное и раздельное написание производных предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на ознакомления учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии, выработку умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; развитие познавательных процессов.

          

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Тема урока: Слитное и раздельное написание производных предлогов

Цель и задачи урока: ознакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии, уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; развивать познавательные процессы; воспитывать трудовую дисциплину.


Тип урока: комбинированный

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Дидактические материалы и оборудование: справочник, орфографический словарь, тест

Ход урока

1.Организационный момент

2.Повторение:

Что такое предлог?

Какие бывают предлоги?

Какие предлоги мы называем производными?



3.Изучение новой темы:

А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.

(Вин. пад.)

(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)



Сущ. (В. п.)

В течение реки попало бревно.

Предлог.

В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора.

В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.

Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)

Как отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?

Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.


Производные предлоги

Существительные

В. п.

Попал (куда? во что?) в течение реки.

Изменения произошли (где? в чем?) в течении реки. (Обозначают место.)

Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа.

Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолжении романа. (Обозначают место.)



Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели.

А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт.



А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.


Производный предлог

Существительное

Вследствие – из-за

(обозначает причину)

Вследствие болезни.

Не пришел (почему? по какой причине?) 
вследствие
 болезни.

П. п.

Допущена ошибка (в чем? где?) в следствии.

(Во что? куда?) В следствие включились 
самые опытные специалисты.



Предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.

Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.

– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.

Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие.

“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.

Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.

Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.

Ответ.

Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.

Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.

В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.

Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.

Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

Игра “Корректор”.

Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

1) В течении нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)

2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)

3) В продолжении ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)

4) В течение сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)





Тест “Проверь себя”.

  1. На месте точек пишется и:
    А. идти в течени… дня
    Б. вследстви… невнимания
    В. в течени… реки пороги
    Г. занимался в продолжени… года

  2. На месте точек пишется е:
    А. эти герои действуют в продолжени… романа
    Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
    В. вспомнили об этом впоследстви…
    Г. смотрел на него в течени… минуты

  3. Пишется слитно:
    А. (в) течение получаса
    Б. (в) продолжение дня
    В. (в)следствие засухи
    Г. (в)следствии допущена ошибка

  4. Пишется слитно:
    А. обнаружить (в)последствии недочет
    Б. включить (в)следствие
    В. (в)течение многих лет
    Г. (в)продолжении романа

1-В, 2-Г, 3-В, 4-А.



Списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы:

1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша.

2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями.

3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года.

4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение.

5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки.

6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.



Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.

(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.

В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.

Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.

  1. В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.

  2. (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.


4.Рефлексия: что нового вы узнали?

Что было трудным?

Чему научились?

5.Домашнее задание: повторить правописание производных предлогов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя