Тема: «Корень слова как общая часть родственных слов»
Цели:
Создание условий для:
-формирования умения правильно находить однокоренные слова и подбирать родственные слова;
-отработки умения писать корни однокоренных слов одинаково;
-развития орфографической зоркости и каллиграфического правильного почерка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнемся вместе с вами,
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
-Сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжим изучать его тайны и, как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие
(Нужно быть внимательным и наблюдательным)
Пальчиковая гимнастика
«Я сильный наверняка!»-
Молвит правая рука.
«Почему же! Вот и нет!»-
Спорит левая в ответ.
(Сцепляют руки в замок (правая рука сверху) и тянут в разные стороны, затем меняют руки местами)
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а где мы окажемся, узнаете, отгадав загадку:
Кругом вода, а с питьем - беда.
Кто знает, где это бывает? (Море)
Удивителен морской мир, в котором обитают как микроскопические, невидимые невооруженным глазом планктоны, так и огромные киты, которые питаются этим планктоном. Нам нужно беречь и охранять этот мир.
Отгадайте, кто отправится вместе с нами:
Дочь царя морей Тритона.
Не сидит, скучая дома.
Только ей на дне морском каждый уголок знаком.
(Русалочка)
- Кто написал сказку о Русалочке? (Г. Х. Андерсен)
Прежде, чем отправиться с Русалочкой и ее друзьями в путешествие, откройте тетрадь, напишите дату 16 мая, классная работа.
Подготовка к письму.
Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)
Чистописание
-Повторим написание любимых букв Принцессы Русалочки: П и Р.
-Что общего в написании этих букв, чем отличаются?
-Подарите Русалочке самую красивую букву –обведите ее в кружок.
Письмо под диктовку
- Какие правила нужно помнить, чтобы без ошибок написать предложение:
Плывет Русалочка по морю.
(Большая буква в первом слове предложения. Точка в конце предложения. Большая буква в имени собственном. Правописание буквосочетания ЧК.)
-Какие слова напишете с большой буквы?
(Первое слово в предложении и Русалочка)
-Почему?
( Русалочка – имя собственное, которое пишется с большой буквы. Первое слово в предложении всегда пишем с большой буквы)
- Какое правило встречается в имени Русалочка?
(Правописание буквосочетания ЧК.)
Запись под диктовку.
(Проверка со слайда)
-Что мы сейчас делали?
(Писали под диктовку предложение)
-Чему учились?
(Учились правильно записывать слова и предложение)
-Какие знания повторили?
Вывод:
Предложения, имена собственные пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный знак или восклицательный. Буквосочетание ЧК пишется без Ь, т. к. Ч всегда мягкий звук обозначает.
2.Формулирование темы и цели урока.
-Вот и Русалочка очень хотела выучить язык людей, для этого она отправилась на занятия к ученой рыбке.
-Вот что увидела Русалочка на доске:
мор___, мор__ _, мор___.
-Как вы думаете, чему Русалочку хочет научить рыбка?
-Какое задание можно выполнить?
(Подобрать слова с корнем -МОР-, то есть однокоренные слова)
Сделайте вывод, по какой теме будем работать сегодня на уроке?
(Родственные слова. Корень слова)
-Как вы думаете, чему мы можем научиться или в чем потренироваться?
(Научиться находить и подбирать однокоренные слова, выделять корень –общую часть в однокоренных словах)
-Что для этого нам нужно повторить на уроке?
План:
-нахождение однокоренных слов
-выделение корня
-подбор однокоренных слов.
-Что мы сейчас делали?
(Подбирали родственные слова с общей частью – корнем -МОР-)
-Чему учились?
(Сформулировали тему урока)
-Какие знания повторили?
(Есть слова однокоренные, у которых общая часть – корень и связаны по смыслу)
3. Работа в парах:
Подобрать однокоренные слова с этим корнем, выделить корень. Проверка.
(Дети называют слова, которые подобрали и записали)
-Проверьте, как эту работу выполнила Русалочка.
Морская, море, моряк, морковь.
(Слово МОРКОВЬ Русалочка подобрала неправильно, потому что смысл этого слова другой, да и корень другой, хотя и начинается на мор-)
-В каком слове в корне гласный звук ударный?
(Море)
-Почему в других словах пишется буква О, хотя слышим звук А?
(Потому что корни пишутся одинаково в родственных словах)
-Что мы сейчас делали?
(Проверяли работу Русалочки)
-Чему учились?
(Находить однокоренные слова)
-Какие знания повторили?
(Однокоренные слова имеют не только общую часть, но и связаны по смыслу)
4.Словарная работа.
- Русалочка очень любит морковку за вкус и пользу, напишем это слово, поставим ударение, подчеркнем безударные гласные.
-Можно ли проверить написание безударной гласной?
(Нельзя проверить. В слове МОРКОВЬ безударная гласная непроверяемая, её надо запомнить!)
-Как ее можно запомнить?
(Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове «морковь» пишется «О» достаточно изобразить ее следующим образом)
-Какая еще орфограмма встречается в этом слове?
(Правописание парной согласной на конце слова)
-Что мы сейчас делали?
(Запоминали правописание слова МОРКОВЬ)
-Чему учились?
(Правильно писать это слово)
-Какие знания повторили?
(Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова и парной согласной на конце)
5.Физминутка
-Чтобы отдохнуть, Русалочка решила прогуляться и поиграть с друзьями, давайте и мы отдохнем.
6. Закрепление изученного по учебнику
-Узнаем, с кем дружит Русалочка.
-Давайте посмотрим, какие слова предлагает нам автор учебника Антонина Владимировна Полякова. Откройте учебник на странице 114.
- Посмотрите, какие слова предлагает нам автор в упражнении № 148 ?
Докажите, что они родственные
(Имеют общую часть – корень (еж-, мыш-, кот-) и связаны по смыслу)
-Молодцы! А следующее упражнение имеет номер, который в сумме дает 14 ?
(149)?????
-Что мы сейчас делали?
(Находили у РС общую часть – корень и выделяли его)
-Чему учились?
(Выделять корень у РС)
-Какие знания повторили?
(Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)
7.Тренировочные упражнения.
-Русалочке нужно выполнить задание рыбки: найти лишнее слово. Помогите ей.
Работа в группах:
найти лишнее слово в группе однокоренных, зачеркнуть его, в остальных словах - выделить корень.
Слова для групп: (7)
Вода, водичка, водитель, водный;
Песок, песочный, песик, песочек;
Смешить, рассмешить, смешной, мешок;
Гора, горка, горевать, горный;
Боль, большой, больница, больной.
Лиса, лист, лисенок, лисичка.
Лось, лоскут, лосята, лосенок.
-Что мы сейчас делали?
(Находили РС)
-Чему учились?
(Учились правильно определять РС по двум признакам )
-Какие знания повторили?
(Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)
8.Самостоятельная работа.
Тест «Найди родственников». Распределить слова на две группы. Выдели корень.
ГОРА
горка
ГОРИТ
горение
горный
горелка
горняк
загорелся
гористый
-Какие слова вы распределили к слову ГОРА? ГОРИТ?
Докажите, что они являются однокоренными.
-Что мы сейчас делали?
(Находили РС)
-Чему учились?
(Определить РС по признакам: общая часть и связаны по смыслу)
-Какие знания повторили?
(Признаки РС: общая часть и связаны по смыслу)
7.Итог. Рефлексия.
-Что мы сейчас делали?
(Подбирали , находили РС , правильно писать их и выделяли корень у РС)
-Какие слова называются РС?
(РС имеют общую часть – корень и связаны по смыслу)
-Как по другому называются РС?
(Однокоренные слова)
-Что знаете о корне слова?
(Корень в РС словах пишется одинаково)
-Русалочка благодарит вас за помощь .
-Оцените свою работу на уроке, прикрепите жемчужину на нужную ступеньку рефлексивной лестницы.