СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имя прилагательное.

Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде,

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе ФГОС»

Тема: Имя прилагательное.

Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями, тестирование

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

2.Проверка д.з. Упр. 302.

Прочитать, проверить, назвать лишнее слово.

3.Орфографическая разминка ( проверка по слайду)

Неправда, недоразумение, не город, ситцем, жёлудь, жёлтый, шов, шорох

Назовите орфограммы данного с.д.

( поменялись тетрадями, проверяем по ключу) взаимооценка

Найдите лишнее слово. ( желтый)

Как вы определили?

---Над какой темой будем работать? Запишите тему урока

Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?

(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните, имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного. (вывешивается листик) (Вот мы провели первое исследование нашего проекта. )

4. *Учитель: Продолжаем наше исследование. Давайте составим словосочетание и посмотрим со словом какой части речи употребляется имя прилагательное. Составьте с данным прилагательным словосочетание.

Со словом какой части речи употребили прилагательное? ( с существительным)

Вывод: прилагательное образует словосочетание с именем сущ.

****Давайте проведем эксперимент и составим словосочетание желтая лист? Можно так сказать?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово лист относится к м.р. и прилагательное должно стоять в м.р. Он живет в согласии с именем существительным.

Учитель: Как называется этот признак прилагательного? (согласование) живет в согласии с именем существительным

Вывод Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Скажите почему так важно знать со словом какой части речи согласуется прилагательное? Правильно употреблять слово в речи и на письме



(вывешивается листик проекта )

работа с таблицей . Скажите какое отношение к нашему уроку имеет эта таблица? Вывод: как правильно написать окончание прилагательного.

5. Учитель:. Работа в паре. Потренируемся согласовать прилагательное с именем существительным. Помогаем друг другу.

По Упр. 322 составить словосочетание . По рядам 1 ряд-первые три словосочетания, 2 ряд-следующие три и т.д. После Проверки (самооценка по слайду)

Кто доволен своей работой? ( поднимите руки. Оцените себя)

6. Учитель: Продолжаем наши исследования по именам прилагательным

Составьте предложение с нашим словосочетанием (Желтый лист ). Разобрать предложение. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательного.

1 ученик разбирает предложение, остальные игра- Найди лишнего»



***(спросить у Петрова доволен он своим ответом)



Вывод. Прилагательное в предложении выступает в роли определения, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. (вывешивается листик)

(самооценка)

А теперь настал момент физминутки. ( проводит ученик)


7. Игра «Найди лишнего». Я зачитываю слова, вы поднимаете красную карточку, если услышали слово, являющееся прилагательным. Зеленую, если слово относится к другой части речи.


Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
вывод слова какой части речи услышали ( сущ., глаголы) (самооценка)

****Кто с работой справился легко?

Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.

8. Групповая работа. (со взаимооценкой)

1 команда. Подобрать антонимы (сам-но) ( за партой) выбирайте в какой форме выполните задание

Темный, громкий, свободный, чистый, влажный, свободный, мягкий

Самостоятельно (Н. светлый, тихий, подневольный, грязный, сухой, связанный, твердый)

Вывод. Какова роль синонимов, антонимов в речи?



2 команда. По упр. 323. Подобрать синонимы (развесить на доске)

.( работа с карточками)

Робкий, гладкий, осторожный, вежливый, передовой, забавный, угрюмый

Слова для справок: ровный, скромный, хмурый, тактичный, предусмотрительный, прогрессивный, смешной)

3 команда. ( повесить на доске) и на слайде. Можете написать, можете приклеить

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: зеленый, маленький, голубой, мрачные

Индивидуальная работа ( Чижиков, Перебейнос) в коробке с листиками найти прилагательные)(самооценка)

(Каждая команда читает свои тексты, ответы текстов показаны на слайде.)

( самооценка)

9. Учитель : Давайте остановимся на задании 3 группы. Сравним эти предложения. (На слайде или на доске)

Какой из вариантов вы считаете ярче , богаче. . С прилагательным или без них? ( с прилагательными).

Сделаем вывод по употреблению прилагательных в речи.

Какова же роль прилагательных ?

(Велика роль прилагательных в художественной литературе, Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

(если останется время )

3. работа по теме Учитель: работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел, птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Учитель: О ком идет речь в тексте? ( о дятле) Все видели как он выглядит? Да весной мы можем наблюдать за этой маленькой трудолюбивой птицей? Посмотрите на его фото (на слайде )

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?

Дети: По второму.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.


Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.


Учитель: для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

*Определите как называется выразительное средство в литературе: глухой стук, сильный клюв.

Мрачные тучи Эпитеты



9. Учитель: работа в группе. Следующее задание. Создать свой проект. Попробуйте нарисовать как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои проекты - рисунки.)

(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)

Рефлексия:

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! Опираясь на наш проект подведем итоги об имени прилагательном.

Имя прилагательное



обозначает

Изменяется

отвечает на вопросы



является в предложении

*****--Как вы думаете, почему наш проект такой разноцветный? Как он объясняет нашу тему? ( прилагательные обогащают и украшают нашу речь)

****Достигли ли мы цели?___________________________________________

****Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?



За 7 мин.до звонка. Заполняют маршрутные листы. Что получилось? Какое задание вызвало затруднения?

Оценивание, подсчет баллов. ( оценивание могут выбрать _ либо оценку, либо словом молодец, хорошо»

Кто доволен своей работой?

Учитель: Спасибо за урок !

Домашнее задание на выбор:

1)Упр. 329.( а)

2) Составить текст- описание используя прилагательные или стих-е, используя эпитеты.

(если останется время 5 минут)

7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.

1. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

2. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

3. Укажите ряд слов, в окончании которых пишется буква О

А) син…го, солнечн…го, прздничн..го

Б) громк..го, звонк..го, озорн..го

В) у хорош..го, о свеж..м, о дальн..м


4. Употребите существительное СТАРШИЙ (БРАТ) в Т.п. ед.ч.

А) старш..м

Б) старш..го

В) старш…му

(самооценка)



Раздаточный материал



Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.




3 команда.

1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.

2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.























Маршрутный лист


Что получилось?

Что вызвало затруднения?




















Маршрутный лист


Что получилось?

Что вызвало затруднения?




















Маршрутный лист


Что получилось?

Что вызвало затруднения?





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!