Тема: Имя прилагательное.
Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями, тестирование
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
2.Проверка д.з. Упр. 302.
Прочитать, проверить, назвать лишнее слово.
3.Орфографическая разминка ( проверка по слайду)
Неправда, недоразумение, не город, ситцем, жёлудь, жёлтый, шов, шорох
Назовите орфограммы данного с.д.
( поменялись тетрадями, проверяем по ключу) взаимооценка
Найдите лишнее слово. ( желтый)
Как вы определили?
---Над какой темой будем работать? Запишите тему урока
Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?
(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
Дети: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?
Учитель: Запомните, имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного. (вывешивается листик) (Вот мы провели первое исследование нашего проекта. )
4. *Учитель: Продолжаем наше исследование. Давайте составим словосочетание и посмотрим со словом какой части речи употребляется имя прилагательное. Составьте с данным прилагательным словосочетание.
Со словом какой части речи употребили прилагательное? ( с существительным)
Вывод: прилагательное образует словосочетание с именем сущ.
****Давайте проведем эксперимент и составим словосочетание желтая лист? Можно так сказать?
Дети: Нет
Учитель: А почему?
Дети: Потому что слово лист относится к м.р. и прилагательное должно стоять в м.р. Он живет в согласии с именем существительным.
Учитель: Как называется этот признак прилагательного? (согласование) живет в согласии с именем существительным
Вывод Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.
Учитель: Скажите почему так важно знать со словом какой части речи согласуется прилагательное? Правильно употреблять слово в речи и на письме
(вывешивается листик проекта )
работа с таблицей . Скажите какое отношение к нашему уроку имеет эта таблица? Вывод: как правильно написать окончание прилагательного.
5. Учитель:. Работа в паре. Потренируемся согласовать прилагательное с именем существительным. Помогаем друг другу.
По Упр. 322 составить словосочетание . По рядам 1 ряд-первые три словосочетания, 2 ряд-следующие три и т.д. После Проверки (самооценка по слайду)
Кто доволен своей работой? ( поднимите руки. Оцените себя)
6. Учитель: Продолжаем наши исследования по именам прилагательным
Составьте предложение с нашим словосочетанием (Желтый лист ). Разобрать предложение. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательного.
1 ученик разбирает предложение, остальные игра- Найди лишнего»
***(спросить у Петрова доволен он своим ответом)
Вывод. Прилагательное в предложении выступает в роли определения, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. (вывешивается листик)
(самооценка)
А теперь настал момент физминутки. ( проводит ученик)
7. Игра «Найди лишнего». Я зачитываю слова, вы поднимаете красную карточку, если услышали слово, являющееся прилагательным. Зеленую, если слово относится к другой части речи.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
вывод слова какой части речи услышали ( сущ., глаголы) (самооценка)
****Кто с работой справился легко?
Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.
8. Групповая работа. (со взаимооценкой)
1 команда. Подобрать антонимы (сам-но) ( за партой) выбирайте в какой форме выполните задание
Темный, громкий, свободный, чистый, влажный, свободный, мягкий
Самостоятельно (Н. светлый, тихий, подневольный, грязный, сухой, связанный, твердый)
Вывод. Какова роль синонимов, антонимов в речи?
2 команда. По упр. 323. Подобрать синонимы (развесить на доске)
.( работа с карточками)
Робкий, гладкий, осторожный, вежливый, передовой, забавный, угрюмый
Слова для справок: ровный, скромный, хмурый, тактичный, предусмотрительный, прогрессивный, смешной)
3 команда. ( повесить на доске) и на слайде. Можете написать, можете приклеить
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.
Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.
Прилагательные: зеленый, маленький, голубой, мрачные
Индивидуальная работа ( Чижиков, Перебейнос) в коробке с листиками найти прилагательные)(самооценка)
(Каждая команда читает свои тексты, ответы текстов показаны на слайде.)
( самооценка)
9. Учитель : Давайте остановимся на задании 3 группы. Сравним эти предложения. (На слайде или на доске)
Какой из вариантов вы считаете ярче , богаче. . С прилагательным или без них? ( с прилагательными).
Сделаем вывод по употреблению прилагательных в речи.
Какова же роль прилагательных ?
(Велика роль прилагательных в художественной литературе, Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
(если останется время )
3. работа по теме Учитель: работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел, птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. | Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Учитель: О ком идет речь в тексте? ( о дятле) Все видели как он выглядит? Да весной мы можем наблюдать за этой маленькой трудолюбивой птицей? Посмотрите на его фото (на слайде )
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.
Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?
Дети: По второму.
Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.
Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
Учитель: для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
*Определите как называется выразительное средство в литературе: глухой стук, сильный клюв.
Мрачные тучи Эпитеты
9. Учитель: работа в группе. Следующее задание. Создать свой проект. Попробуйте нарисовать как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои проекты - рисунки.)
(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)
Рефлексия:
Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! Опираясь на наш проект подведем итоги об имени прилагательном.
Изменяется |
отвечает на вопросы |
*****--Как вы думаете, почему наш проект такой разноцветный? Как он объясняет нашу тему? ( прилагательные обогащают и украшают нашу речь)
****Достигли ли мы цели?___________________________________________
****Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
За 7 мин.до звонка. Заполняют маршрутные листы. Что получилось? Какое задание вызвало затруднения?
Оценивание, подсчет баллов. ( оценивание могут выбрать _ либо оценку, либо словом молодец, хорошо»
Кто доволен своей работой?
Учитель: Спасибо за урок !
Домашнее задание на выбор:
1)Упр. 329.( а)
2) Составить текст- описание используя прилагательные или стих-е, используя эпитеты.
(если останется время 5 минут)
7. Подведем итог урока. Предлагаю вам небольшой тест.
1. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.
А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным
2. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым
3. Укажите ряд слов, в окончании которых пишется буква О
А) син…го, солнечн…го, прздничн..го
Б) громк..го, звонк..го, озорн..го
В) у хорош..го, о свеж..м, о дальн..м
4. Употребите существительное СТАРШИЙ (БРАТ) в Т.п. ед.ч.
А) старш..м
Б) старш..го
В) старш…му
(самооценка)
Раздаточный материал
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. | Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
3 команда.
1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.
2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.
3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.
Маршрутный лист
| Что получилось? | Что вызвало затруднения? |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Маршрутный лист
| Что получилось? | Что вызвало затруднения? |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Маршрутный лист
| Что получилось? | Что вызвало затруднения? |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |