Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном как части речи |
Тип урока | Урок систематизации знаний, умений и навыков |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, особенности изменения прилагательных по родам, падежам и числам, согласования прилагательных с существительными, способ определения правильного написания безударного окончания (по вопросу); уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; развитие УУД учащихся, памяти, логического мышления, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение), умений работать в паре, в группе, индивидуально. Личностные: формировать положительную мотивацию учения, развивать интерес к русскому языку, понимание его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; деятельностный, практический; индивидуальная, парная. Фронтальная. |
Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, карточки для работы в парах, осенний букет |
Основные понятия | Имя прилагательное, словосочетание, предложение, согласование прилагательного и существительного |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: - Урок русского языка я бы хотела начать с отрывка из стихотворения А.С.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… - О каком времени годам так красиво сказал поэт? - Какие краски дарит нам осень? - Какую часть речи вы использовали, отвечая на вопрос? Запишите тему урока: «Имя прилагательное». - Постарайтесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия |
2.Актуализация знаний | Организует повторение знаний, закрепление умений. - Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что они обозначают? - Перед вами на столе букет последних осенних цветов. Составьте и запишите словосочетания, употребив имена прилагательные. Поставьте вопросы от существительных к прилагательным, выделите окончания. - Сделаем выводы. - От какой части речи зависит имя прилагательное? -Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, строят высказывания, проводят наблюдения Записывают словосочетания, ставят вопросы от существительных к прилагательным, выделяют окончания прилагательных. Делают выводы, обобщают знания. | Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий. Регулятивные: понимают учебную задачу, действуют по образцу. |
3. Целеполагание и постановка учебной задачи | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися - Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Вспомните, как изменяются имена прилагательные? - Выполним морфологический разбор прилагательного из предложения В прозрачном воздухе кружатся жёлтые листья. | Записывают предложение, выполняют морфологический разбор прилагательных по образцу | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, выполняют учебные действия Коммуникативные: строят монологические высказывания. Метапредметные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Творческая практическая деятельность | Работа в парах. - Перед вами распечатанные тексты с пропущенными словами. Прочитаем текст. Вставьте прилагательные. Как изменился текст? - Сделаем выводы: - Какой делают нашу речь имена прилагательные? Осенний букет. На столе стоит букет осенних цветов. В нём собраны пушистые розовые астры, ярко-красные георгины, белые и сиреневые хризантемы. На зелёных веточках оранжевые гроздья рябины, яркие ягоды калины. - Запишите текст с именами прилагательными. Физминутка | Работают в парах, составляют и записывают текст, проводят наблюдения, делают выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
5. Первичное закрепление | - Обратимся к учебнику. Упр. Согласуйте с помощью вопросов прилагательные с существительными. -Укажите падежи записанных прилагательных, выделите окончания. | Отвечают на вопросы, выполняют задание по образцу. | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания. Личностные: мотивация к учебной деятельности, осознают свои возможности в учении. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П. 21, упр. 101 или 105 (по выбору) | Слушают объяснение. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. |
7. Рефлексия и оценка деятельности учащихся | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. - Чему вы научились на уроке? - Где вам пригодятся полученные знания? | Вспоминают изученный материал. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |