Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Имя прилагательное как часть речи» по учебнику А. Д. Шмелева
Учитель: Кузнецова Н.И., высшая квалификационная категория
Тип урока: изучение новой темы.
Цель: Формирование понятия об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
Обеспечить усвоение основных признаков имени прилагательного как части речи.
Продолжать формировать специальные умения анализа слова, как части речи, установки связи слов в предложении.
Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
Развивать аналитические способности учащихся, память.
Содействовать развитию речевых навыков детей.
Воспитывать стремление применять новое знание на практике.
Учить работать в группах, парами, индивидуально.
Методы: объяснительно- иллюстративный, ассоциативный, кластер, частично – поисковый.
Используемые технологии: ИКТ,
Оборудование:презентация, видеофильм, карточки, учебник «Русский язык» 5 класс.
Ход урока
1.Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на мотивацию учебной деятельности учащихся.
Учитель: Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?
Поднимите правую руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать. Поднимите левую руку, кто будет отвечать у доски, обе руки, кто будет внимательно слушать одноклассников и покажет свои знания.
Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.
2. Орфографический тренинг
Непогода, неправда, неожиданность, недостаток, сыночек, стекольщик, ключик, обидчик, хвостик, крючок, горошек, лисицей, летчик(2 – у доски)
Как связано задание с предыдущими темами. Сколько видов орфограмм встретилось в задании? Вспомните соответствующие правила.
3. Постановка учебной задачи. Работа в группах. (по рядам)
1 группа: подберите определения к словам из орфографического тренинга.
2 группа: отгадайте, о какой птице идет речь? Как вы это определили? Выпишите слова, обозначающие цвет.
… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей.
Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову).
3 группа: отгадайте загадки, что вам помогло отгадать их? Каким эпитетом определяют этих животных в русских народных сказках?
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
Проверка работы групп.
Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. Как она будет звучать?
Запишем тему: «Имя прилагательное как часть речи».
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?
4. Актуализация знаний. Составление кластера
Посмотрите эпизод из спектакля «Недоросль» по одноименной комедии Фонвизина. (просмотр кадров). Чем поучителен этот эпизод? Согласны ли вы с Митрофанушкой?
Давайте проверим, что вы уже знаете об ИП из курса начальной школы, и составим кластер. В конце урока его проверим и дополним, если будет новая информация. (учащиеся выходят по одному и записывают то, что знают об ИП)
5. Исследовательская работа по изучению темы
1. Работа с текстом. (роль ИП в речи)
Итак, начинаем работу с этой частью речи. Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы определите, что это за зверь.
Этот… зверек живет в лесу. | Мало информации |
У него.. хвост. | Непонятно: у всех зверей есть хвост. |
Шубка у зверька летом…, а зимой… | Этот зверь меняет окраску, но такой зверь не один. |
…зверек всего боится. | Теперь понятно, это заяц. |
Его так и зовут: зайчишка-трусишка. | |
Сколько мне пришлось прочитать предложений, пока вы догадались точно, о ком идет речь?(5, минимум 4) Почему нам сразу не удалось назвать зверька?
Работа в парах. Записывают в тетради со слайда.
Вставьте в эти предложения пропущенные слова, которые бы дали нам больше информации о зверьке. Работаете в парах. У некоторых из вас карточки с подсказками на столах.
Проверка. Чтение текста по предложению, выбор оптимального варианта, показ его на экране (обратить внимание на повторы, если будут).
Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.
У него короткий хвост.
Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.
Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.
Его так и зовут: зайчишка-трусишка.
Упр. 9 – самостоятельная работа по подбору прилагательных.(устно)Проверка, прослушивание аудиозаписи
Вывод: какую же роль выполняют в речи ИП?
Согласование с ИС.
Как вы думаете, почему эти слова называются прилагательными? К чему они прилагаются? (Прилагаются к существительному для обозначения его свойств или качеств).
Как это происходит в нашей речи? Послушайте сказку и ответьте на вопрос: как прилагательные согласуются с существительными?
От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.
- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители.И они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Что вы узнали из сказки?
Следовательно, в нашей речи имена прилагательные принимают на себя род и число имени существительного, с которым связаны. А сейчас следующая задача – научиться устанавливать связь прилагательных и существительных в тексте.
Работа по вариантам: 1 вариант: Вот наш текст о зайце: установите связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится 
2 вариант: установить связь ИП с ИС в упр.9
У доски 2 человека.
- Испытывали ли вы трудности, устанавливая связь слов в предложении?
3. Синтаксический разбор (частичный)
Какую синтаксическую роль обычно выполняют прилагательные? Давайте проверим. Найдите и подчеркните ГО в стихотворении о зайчишке.
Вывод: какую синтаксическую роль могут выполнять ИП?
4. Сопоставление имеющихся знаний с материалом учебника. Постановка проблем на перспективу.
-Давайте еще раз проговорим, к каким мы пришли выводам, работая на уроке? Прочитайте изучающим чтением материал учебника на стр. 197-198 и скажите, какая информация для нас остается новой, неизученной. (дополнение кластера)
-Какие цели поставим на следующие уроки?
5.Физминутка (релаксация, сидя за партами)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Март».
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что вы гуляете по весеннему лесу. Вы вдыхаете его запахи, прислушиваетесь к звукам леса. А теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте свежи и полны бодрости.
6.Редактирование текста (индивидуальная работа)
Вы сейчас попробуете себя в роли художников слова. Ваша задача – отредактировать текст, т.е. добавить подходящие ИП. Не забывайте об эпитетах. Работать вам поможет музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Март»
Наступила ……… весна. Всё радуется её приходу. ……. солнышко посылает на землю свои ……. и ……… лучи. На голубом небе появились ….. …….. облака. Дует ………. ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались ……подснежники с …… глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их ……. крик. Весна - это моё …… время года!
7. Рефлексия. Итог урока
Вставьте нужные слова на месте пропусков: (устно по слайду)
Имя прилагательное – это ___________________ часть речи, которая обозначает _______________________и изменяется по ___________, _________, _____________.Прилагательные делятся на 3 ____________ :___________, _____________, __________.В предложении прилагательные чаще всего бывают________________.
Закончить наш урок я хочу притчей. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
– Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: “Я принимаю радость в свою жизнь”, но радости в моей жизни нет.
Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
– Назови, что ты выбираешь из них.
Ложку, ответил юноша.
– Произнеси это пять раз
– Я выбираю ложку, – послушно повторил юноша пять раз
– Вот видишь, – сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)Вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Какие знания вы «взяли» сегодня? Что вам удалось? Что вызвало затруднения? Запишите свои наблюдения в лист самооценки.
Д\з. На выбор: №11 стр. 197;составить 5 предложений на тему «Весна», употребив прилагательные;сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном;выписать из художественного текста 5 предложений с прилагательными, обозначить род, число, падеж прилагательных.
1 | На уроке я работал | активно / пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3 | Урок для меня показался | полезен / бесполезен |
коротким / длинным |
интересен / скучен |
4 | За урок я | не устал / устал |
5 | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6 | Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
8 | Продолжите фразу “Мне запомнилось...” | |
9 | Продолжите фразу “Я попробую ...” | |