СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является уроком открытия новых знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»»

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Второстепенные члены предложения»



Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и коллективного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

  • научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

  • дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам.

  • отработка навыка построения схем предложений.

  • закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”

Оценивание на уроке производится с помощь сигнальных карточек:


Ход урока


  1. Организационный момент (слайд 1)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок русского языка мне хотелось бы начать стихотворением:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы. ...

- Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки.


- А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Будьте не только активны, но и внимательны, т.к. в конце урока вам нужно будет оценить свою работу.

- Перед тем, как писать, вспомним правила письма (произносим хором) (слайд 2)

                     Я тетрадь свою открою

                     И наклонно положу.

                     Я, друзья, от вас не скрою

                     Ручку  я вот так держу.

                     Сяду прямо, не согнусь,

                     За работу я возьмусь.

(Дети записывают число и классная работа)


  1. Проверка домашнего задания


Терминологический диктант.

- Я буду зачитывать развёрнутые определения, а вы отвечать одним словом, без ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение? (синтаксис)

- Как называется главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении (подлежащее)

- Как называется предложение, в котором содержится сообщение? (повествовательное)

- Как называется предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член? (распространённое)

- Как называется предложение, в котором имеется одна грамматическая основа? (простое)

- Как называется предложение, в котором выражены какие-либо сильные чувства? (восклицательное)

Взаимопроверка (слайд 3)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы справились с этим заданием. Ошибки исправьте карандашом.

  1. Выявление темы урока (слайд 4)



цветов

запах

нежный

лугов

с

доносит

ветерок



лёгкий



- Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на доске? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/

- Что вы можете сказать о каждом слове?

- На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.

1 гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.

2 гр. Самостоятельные части речи и служебные части речи.

3 гр. Главные члены предложения и второстепенные члены предложения.

- Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?

- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (слайд 5)

- Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что вам уже известно.

Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю заполнить таблицу (слайд 6)

Знаю

Хочу узнать

Узнал





- Что я знаю?

- Что хочу узнать? (зачем нужны втор. члены и какую роль выполняют в предложении)


  1. Работа над новой темой урока

Чтение правил в учебнике

Обратимся к учебнику, прочитайте и вспомните данный материал в учебнике, подготовьте вопросы по теме своим одноклассникам.

Опрос. Три ученика в роли учителя выходят к доске и спрашивают ребят.

- На какие вопросы отвечает дополнение? Определение? Обстоятельство?

- Что обозначает?

- Какими частями речи может выражаться?

- Как подчёркивается?

Смотрим памятку



Вернемся к нашему предложению (на доске)



- Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? (в предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом)

- А если мы пропустим какое-то слово, что будет? (теряется смысл, точность, образность картины)

Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.

Это лесенка нашего успеха.

- Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах)

- Какое слово является подлежащим? Почему? (это предмет, о котором идет речь в предложении)

- Какое действие выполняет этот предмет? (доносит)

- Каким членом предложения оно является? (сказуемое)

- Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов)

- Как называются они в предложении? (второстепенные)

- Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)

- Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах)

- Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов; какой? нежный)

1 ученик работает у доски, записывает и разбирает предложение, остальные в тетрадях.



(слайд ) - Ребята, чем эти предложения отличаются от предыдущего? (нераспространенные)

Задание: Распространите их второстепенными членами.


  1. Выпал снег. (Сегодня ночью выпал пушистый снег.)

  2. Птицы улетели. (Осенью птицы улетели в тёплые края.)

  3. Подул ветер. (Подул сильный ветер.)

  4. Закружились снежинки. (В холодном воздухе закружились снежинки.)


- Зачем нужны второстепенные члены в речи? (слайд )

- уточняют место, время, образ действия

- обозначают признаки предметов

- дополняют предложения

4 ученика работают у доски, записывают составленные предложения и разбирают по членам и частям речи, остальные в тетрадях.

- Русский язык необычайно красив. Есть еще одно значение второстепенных членов. Закройте глаза, послушайте стихотворение Сергея Есенина и попробуйте представить себе картину, описанную поэтом (слайд 12)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

- Какую березу вы представили себе?

- А теперь посмотрите, как выглядит это стихотворение без второстепенных членов.

Береза принакрылась.

Распустились кисти.

Стоит береза.

Горят снежинки.

- Смог автор передать всю красоту русской березы?

- Какую роль играют имена прилагательные?

- передают красоту, помогают создать образ


Русский язык – единственный язык в мире, который обладает таким богатством, разнообразием и красотой. «О великий, могучий русский язык!», писал Иван Сергеевич Тургенев и наша с вами задача сохранить его, не загрязнять бранными и ненужными словами.


  1. Закрепление полученных знаний

ТЕСТ


  1. В каком предложении неверно определено обстоятельство? (слайд 14)


  1. Звезды гаснут в небе.

  2. Небо отражается в реке.

  3. Смолою пахнет в лесу.

  4. Девочка сбросила пальто.


  1. В каком предложении неверно определено дополнение? (слайд 15)


  1. Вишни зацвели в саду.

  2. Мальчик нашел гриб.

  3. Путник перепрыгнул через ручей.

  4. Мы читали книги.


  1. В каком предложении неверно определено подлежащее? (слайд 16)


  1. В саду растет липа.

  2. Альбом листает мальчик.

  3. Мальчик нашел гриб.

  4. Роза расцвела в саду.


Запишите эти предложения в тетрадь и правильно подчеркните члены предложения.

Игра «Верные – неверные утверждения»

(работа в тетрадях)

В строчку запишите цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис» учащиеся ставят «+» или «-».

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения, называется фонетика.

2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

4. Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.

5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8. Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.



1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

+

+

-

+

+

Взаимопроверка. Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Творческое применение знаний. Синквейн.

- Что такое синквейн? (стихотворение из пяти строк, подчинённое определённым правилам:

1.  Первая стока заключает в себе одно слово, обычно существительное, которое обозначает объект.

2.  Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные, дающие описание признаков и свойств объекта.

3.  Третья строка образована тремя глаголами.

4.  Четвёртая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.

5.  В пятой – содержится одно слово, характеризующее суть предмета.

Выполняют задание, записывая в тетрадь.


Предложения

распространённые, нераспространённые

составляем, разбираем, подчёркиваем

предложения состоят из слов

мысль


  1. Задание на дом.


  1. Рефлексия деятельности на уроке: (слайд



  1. Сегодня на уроке я узнал…

  2. Сегодня на уроке я научился…

  3. Сегодня на уроке мне было трудно…

  4. После урока мне захотелось…

  5. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…

Выставление оценок.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке



5