План-конспект урока
русского языка в 6 классе
Тема урока: «Вопросительные местоимения»
Цель урока: сформировать понятия о вопросительных местоимениях;
сформировать знания об их основных морфологических и синтаксических
особенностях.
Задачи урока: 1. закрепить полученные теоретические знания;
2. формировать умение правильно употреблять вопросительные
местоимения в речи;
3. развивать внимание, мышление, познавательный интерес, активность
на уроке;
4. воспитание патриотических чувств.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: 1. компьютер с проектором;
2. компьютерная презентация;
3. раздаточный материал.
Методика урока: обучение + практика, практические занятия, самостоятельное
исследование.
Формы организации познавательной деятельности обучение:
фронтальная,
индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент.
Я рад видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
( Слайд 2 )
Актуализация.
Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.
А) Выполнить синтаксический разбор предложения. (ученик выполняет на доске)
Дети радуются белому снегу и с удовольствием лепят из него снежную бабу.
Вопрос классу: Дать определение местоимения.
Б) Создание проблемной ситуации: как мы знаем местоимения. Прочитать и угадать.
- В каком местоимении два звука, но одна буква?
- Сколько личных местоимений в слове семья?
( Слайд 3 )
Вопрос классу: - Какими будут эти предложения по цели высказывания?
- Назовите местоимения в этих предложениях.
- К какому разряду они относятся?
В) Прослушать стихотворение и найти вопросительные местоимения. Ученик
читает наизусть стихотворение.
Дети встанут, прибегут,
Сто вопросов зададут,
Тысячу вопросов:
- Сколько лет слоны живут?
- Кто был Ломоносов?
- Где течёт река Нева?
- А когда же спит сова? (А.Барто)
( Слайд 4 )
Вопрос классу: - О каком разряде местоимений мы сегодня будем говорить?
- Попробуйте сформулировать цель урока.
( Слайд 5 )
Изучение нового материала.
Слово учителя. Давайте посмотрим, на что же указывают вопросительные местоимения, где мы используем вопросительные местоимения, с какой целью мы используем вопросительные местоимения.
А) Самостоятельная работа: исследование слов.
Подобрать к словам вопросы, на которые они отвечают, определить часть речи.
СЛОВА | ВОПРОС | ЧАСТИ РЕЧИ |
Человек | | |
Стол | | |
Красный | | |
Папин | | |
Шестой (час) | | |
Восемь | | |
Сегодня | | |
Слева | | |
Направо | | |
Весело | | |
( Слайды 6,7 )
Вопрос классу: - В таблице найдите вопросительные местоимения.
- Используя любое вопросительное местоимение из таблицы,
составьте и запишите с ним предложение.
Подведение итога: С какой целью мы используем вопросительные местоимения?
( Слайд 8 )
Закрепление материала.
А) Индивидуальная работа учащихся.
Ученикам раздаются листочки с заданием. Переписать, вставить буквы, объяснить орфограммы. Найти вопросительные местоимения.
Кто варежки пёстрые вяж…т,
Стари…ые песни поёт?
Кто сказку такую ра…скаж…т?
Что снится всю ночь напролёт?
Ч…и волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и ж…лею?
О ком сочинила стихи?
Вопрос классу: - Подчеркните вопросительные местоимения как члены
предложения.
- Какими членами предложения могут быть вопросительные
местоимения
Б) Просклонять словосочетание сколько скворцов, расставить ударение. Один учащийся задание выполняет на доске.
В) Взаимная проверка.
На партах учащихся лежат таблицы с заданием. Распределить местоимения в таблице: если оно вопросительное, то под цифрой ставим ?, если личное, ставим букву л.
Кто; 6. Сколько;
Я; 7. Что;
Чей; 8. Тебе;
Мне; 9. Каков;
Нами; 10. Мы.
Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят оценку. ( Критерии оценок на доске )
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и больше – «2»
Г) Устная работа.
Разгадать шарады и найти вопросительные местоимения.
( Слайд 9 )
5.Вывод урока.
Вопрос классу: - С каким разрядом местоимений мы познакомились на уроке?
- Для чего служат вопросительные местоимения?
- Какими членами предложения могут быть вопросительные
местоимения?
Домашнее задание.
Учащиеся выступают в роли журналиста.
Составить и записать 7-8 вопросов, которые вы хотели бы задать ветерану
Великой Отечественной войны.
( Слайд 10 )