СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Наречие" для учащихся 6-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Наречие"»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Цели урока:

  1. Дать понятие о наречии как о части речи; показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

  2. Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

  3. Воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к семье, к матери.

Оборудование: карточка с индивидуальным заданием; листы с текстами (для 1 и 2 группы); рисунок «Дом»; мультфильм «Мамонтёнок ищет маму».

Ход урока: I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя:

- На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже знакомы. Назовите их.

- Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, предлоги, союзы, числительные и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдёт у нас разговор на сегодняшнем уроке русского языка.

- ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО И ТЕМУ УРОКА.

III. Словарная работа.

Я просила учеников…………………посмотреть в словарях значение слова «наречие». Сейчас ребята поделятся с нами своими «открытиями». (1. Наречие – совокупность местных говоров какого-либо языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие). 2. Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака - ясно, здесь, всегда и т.д. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

IV. Объяснение нового материала.

  1. Слово учителя.

- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён… А наречие?

- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

  1. Выступление Наречия.



Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (в значении говор), нарекать и другие…

И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет…



  1. Работа с учебником.



- Прочитайте материал учебника и скажите, всё ли поведал нам о себе господин Наречие? (Вопросы. Обстоятельство)



- О каком морфологическом признаке наречия мы уже можем сказать? (неизменяемость)

V. Закрепление нового материала.



  1. Просмотр отрывка из м/ф «Мамонтёнок ищет маму».



- Я думаю, ребята, что вы все любите смотреть мультфильмы (да и многие взрослые тоже).Сейчас мы с вами посмотрим вместе отрывок из всеми любимого м/ф «Мамонтёнок ищет маму», послушаем его знаменитую песенку, но слушать будем не просто так, а выполняя задание. Вам нужно будет выписать все наречия, которые вы услышите в песенке мамонтенка.



УЧАЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ НАРЕЧИЯ.



?? - Скажите, ребята, как бы вы определили, с каким человеком будет связан наш дальнейший разговор? (мама)



  1. Работа с пословицами (из д/з).



- Я просила четверых из вас подобрать по 3 пословицы и поговорки на тему «Семья», «Мама» и составить из них диктовку. Пожалуйста, ребята!

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ.

- Предлагаю вам записать диктовку, составленную _________________________. Найдите в предложениях наречия, подчеркните их.



Например: При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Семейная кашка гуще кипит.

Ближе матери друга нет

3.А В ЭТО ВРЕМЯ 1 УЧАЩИЙСЯ РАБОТАЕТ У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.



КАРТОЧКА

- ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ СЛОВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АНТОНИМАМИ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ», ИСПОЛЬЗУЯ НАРЕЧИЯ-АНТОНИМЫ.

ХОЛОДНО – 1) горячо ГРУБО – 1)вежливо ИСКРЕННЕ – 1)лживо

2) жарко 2) деликатно 2)лицемерно

3) студёно 3) ласково 3) притворно

4) тепло 4) нежно 4) фальшиво

5) знойно 5)вульгарно 5) радушно





ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ ПО КАРТОЧКЕ.



  1. «Засели домик».



- Ребята, как вы видите, у нас в классе появился домик, в котором никто не живёт. Давайте «заселим» этот домик наречиями. Вы можете предлагать в качестве «жителей» наречия, которые могли бы охарактеризовать вашу семейную обстановку: уютно, весело…



НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК (7-8) ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ЗАПОЛНЯЮТ ДОМ.



  1. ФИЗМИНУТКА.

- Мы, ребята, уже устали… Давайте выполним весёлую физминутку, которую придумала нам Функ Анна, используя наречия:



Руки вскинем высоко,

Громко дружно хлопнем!

Повернёмся вправо мы

И негромко топнем!

Влево повернёмся мы,

И в ладоши хлопнем,

Быстро шею разомнём

И опять притопнем!







  1. Самостоятельная работа по группам.

- Ребята, на ваших столах лежат листы с заданиями. Я попрошу вас разобрать их в соответствии с номером той группы, к которой вы относитесь.



Группа 2.

Мальч..нкой в военную пору, я никогда (не) наедался хлеба вдосталь. А были вёсны и вовсе г..лодные. Мама уходя на работу давала всем нам по кусоч..ку хлеба а самый маленький кусоч..к брала с собою на целый день. Поздно вечером возвращалась мать домой вынимала из кошелки ситц..вый платоч..к развязывала его и давала мне в руч..нку ломтик хлеба.

Возьми сыноч..к это тебе хлеб от зайчика говорила она.

Но однажды сказка, в которую я верил, об..рвалась вмиг: старший брат Кузьма толкнул меня в плечо и ш..потом сказал Мама свой кусоч..к хлеба не ест, тебе пр..носит, а ты – от зайчонка, от зайчонка!

Хлеб з..стрял у меня в горле. Я плакал. Тогда мне так х..телось верить, что мама пр..носит его от зайчонка. Сейчас же я испытываю глубокую благ..дарность… (М.Мащенко)



- Прочитайте текст.

- Определите тему, идею текста.

- Как бы вы озаглавили данный текст?

- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

- Найдите в тексте все наречия, подчеркните их, поставив к ним соответствующие вопросы.

- Составьте схему выделенного предложения.



Группа 1.

Что дороже?



Многие ребята …………..(не)знают, что под..рить на праз..ник, день рождения. Ты …………… …………… это сделаешь.., если вспомнишь старую сказку о двух сыновьях.

У одной матер.. было два сына. Оба её ……………. любили, но характеры у них были разные.

И вот н..ступил день рождения матер...

Первый сын встал в этот день ……………., на рассвете. Поднялся ………….. в горы и выкопал там небольшой кустик эдельвейсов. Он знал что матери ……….

нравятся эти цветы.

Пр..снулась мама и ………….. увидела у себя на рабочем столе горшочек с цветами.

Второй сын ……………… ……………… вспомнил про праз..ник, поб..жал в м..газин и купил самый дорогой букет. Но мать почему-то с нежн..стью смотрела на подарок первого сына…. (По А.Дорохову)



СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: часто, легко, всегда, очень, рано, высоко, только, сразу, вечером, сильно.

- Почитайте текст.

- Определите тему, идею текста.

- Вставьте в предложения пропущенные слова, используя слова для справок. Определите, какими частями речи являются эти слова.

- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, составьте схему.



- Давайте прочитаем тексты. (Ребята объясняют тему, идею).

Работают на листах самостоятельно.



РАБОТЫ СОБРАТЬ.



  1. Подведение итогов урока.

- Итак, сегодня мы с вами вели разговор о наречии. Давайте вспомним начало нашего урока.



- Вставьте (устно) пропущенные слова в предложения, записанные на доске:

1. Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы………..

3. Наречие никогда не (изменяется).

4. У наречия никогда не бывает (окончания).

5. В предложении наречие чаще всего бывает (обстоятельством).



- Оценки.



IX. Д/З

Написать небольшое сочинение на тему «За что я люблю свою маму», используя наречия.



- Спасибо всем за работу!





































  1. Выступление Наречия.



Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (в значении говор), нарекать и другие…

И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет…







КАРТОЧКА

- ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ СЛОВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АНТОНИМАМИ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ», ИСПОЛЬЗУЯ НАРЕЧИЯ-АНТОНИМЫ.

ХОЛОДНО – 1) горячо ГРУБО – 1)вежливо ИСКРЕННЕ – 1)лживо

2) жарко 2) деликатно 2)лицемерно

3) студёно 3) ласково 3) притворно

4) тепло 4) нежно 4) фальшиво

5) знойно 5)вульгарно 5) радушно



































Группа 2.

Мальч..нкой в военную пору, я никогда (не) наедался хлеба вдосталь. А были вёсны и вовсе г..лодные. Мама уходя на работу давала всем нам по кусоч..ку хлеба а самый маленький кусоч..к брала с собою на целый день. Поздно вечером возвращалась мать домой вынимала из кошелки ситц..вый платоч..к развязывала его и давала мне в руч..нку ломтик хлеба.

Возьми сыноч..к это тебе хлеб от зайчика говорила она.

Но однажды сказка, в которую я верил, об..рвалась вмиг: старший брат Кузьма толкнул меня в плечо и ш..потом сказал Мама свой кусоч..к хлеба не ест, тебе пр..носит, а ты – от зайчонка, от зайчонка!

Хлеб з..стрял у меня в горле. Я плакал. Тогда мне так х..телось верить, что мама пр..носит его от зайчонка. Сейчас же я испытываю глубокую благ..дарность… (М.Мащенко)



- Прочитайте текст.

- Определите тему, идею текста.

- Как бы вы озаглавили данный текст?

- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

- Найдите в тексте все наречия, подчеркните их, поставив к ним соответствующие вопросы.

- Составьте схему выделенного предложения.

________________________________________________________________________

Группа 1.

Что дороже?



Многие ребята …………..(не)знают, что под..рить на праз..ник, день рождения. Ты …………… …………… это сделаешь.., если вспомнишь старую сказку о двух сыновьях.

У одной матер.. было два сына. Оба её ……………. любили, но характеры у них были разные.

И вот н..ступил день рождения матер...

Первый сын встал в этот день ……………., на рассвете. Поднялся ………….. в горы и выкопал там небольшой кустик эдельвейсов. Он знал что матери ……….

нравятся эти цветы.

Пр..снулась мама и ………….. увидела у себя на рабочем столе горшочек с цветами.

Второй сын ……………… ……………… вспомнил про праз..ник, поб..жал в м..газин и купил самый дорогой букет. Но мать почему-то с нежн..стью смотрела на подарок первого сына…. (По А.Дорохову)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: часто, легко, всегда, очень, рано, высоко, только, сразу, вечером, сильно.

- Прочитайте текст.

- Определите тему, идею текста.

- Вставьте в предложения пропущенные слова, используя слова для справок.Определите, какими частями речи являются данные слова.

- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, составьте схему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!