Тема урока: Наречие как часть речи.
Цели урока:
Дать понятие о наречии как о части речи; показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
Воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к семье, к матери.
Оборудование: карточка с индивидуальным заданием; листы с текстами (для 1 и 2 группы); рисунок «Дом»; мультфильм «Мамонтёнок ищет маму».
Ход урока: I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
- На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже знакомы. Назовите их.
- Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, предлоги, союзы, числительные и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдёт у нас разговор на сегодняшнем уроке русского языка.
- ЗАПИШИТЕ ЧИСЛО И ТЕМУ УРОКА.
III. Словарная работа.
Я просила учеников…………………посмотреть в словарях значение слова «наречие». Сейчас ребята поделятся с нами своими «открытиями». (1. Наречие – совокупность местных говоров какого-либо языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие). 2. Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака - ясно, здесь, всегда и т.д. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова)
IV. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
- Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён… А наречие?
- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Выступление Наречия.
Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (в значении говор), нарекать и другие…
И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет…
Работа с учебником.
- Прочитайте материал учебника и скажите, всё ли поведал нам о себе господин Наречие? (Вопросы. Обстоятельство)
- О каком морфологическом признаке наречия мы уже можем сказать? (неизменяемость)
V. Закрепление нового материала.
Просмотр отрывка из м/ф «Мамонтёнок ищет маму».
- Я думаю, ребята, что вы все любите смотреть мультфильмы (да и многие взрослые тоже).Сейчас мы с вами посмотрим вместе отрывок из всеми любимого м/ф «Мамонтёнок ищет маму», послушаем его знаменитую песенку, но слушать будем не просто так, а выполняя задание. Вам нужно будет выписать все наречия, которые вы услышите в песенке мамонтенка.
УЧАЩИЕСЯ НАЗЫВАЮТ НАРЕЧИЯ.
?? - Скажите, ребята, как бы вы определили, с каким человеком будет связан наш дальнейший разговор? (мама)
Работа с пословицами (из д/з).
- Я просила четверых из вас подобрать по 3 пословицы и поговорки на тему «Семья», «Мама» и составить из них диктовку. Пожалуйста, ребята!
ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ.
- Предлагаю вам записать диктовку, составленную _________________________. Найдите в предложениях наречия, подчеркните их.
Например: При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Семейная кашка гуще кипит.
Ближе матери друга нет
3.А В ЭТО ВРЕМЯ 1 УЧАЩИЙСЯ РАБОТАЕТ У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.
КАРТОЧКА
- ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ СЛОВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АНТОНИМАМИ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ», ИСПОЛЬЗУЯ НАРЕЧИЯ-АНТОНИМЫ.
ХОЛОДНО – 1) горячо ГРУБО – 1)вежливо ИСКРЕННЕ – 1)лживо
2) жарко 2) деликатно 2)лицемерно
3) студёно 3) ласково 3) притворно
4) тепло 4) нежно 4) фальшиво
5) знойно 5)вульгарно 5) радушно
ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ ПО КАРТОЧКЕ.
«Засели домик».
- Ребята, как вы видите, у нас в классе появился домик, в котором никто не живёт. Давайте «заселим» этот домик наречиями. Вы можете предлагать в качестве «жителей» наречия, которые могли бы охарактеризовать вашу семейную обстановку: уютно, весело…
НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК (7-8) ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ЗАПОЛНЯЮТ ДОМ.
ФИЗМИНУТКА.
- Мы, ребята, уже устали… Давайте выполним весёлую физминутку, которую придумала нам Функ Анна, используя наречия:
Руки вскинем высоко,
Громко дружно хлопнем!
Повернёмся вправо мы
И негромко топнем!
Влево повернёмся мы,
И в ладоши хлопнем,
Быстро шею разомнём
И опять притопнем!
Самостоятельная работа по группам.
- Ребята, на ваших столах лежат листы с заданиями. Я попрошу вас разобрать их в соответствии с номером той группы, к которой вы относитесь.
Группа 2.
Мальч..нкой в военную пору, я никогда (не) наедался хлеба вдосталь. А были вёсны и вовсе г..лодные. Мама уходя на работу давала всем нам по кусоч..ку хлеба а самый маленький кусоч..к брала с собою на целый день. Поздно вечером возвращалась мать домой вынимала из кошелки ситц..вый платоч..к развязывала его и давала мне в руч..нку ломтик хлеба.
Возьми сыноч..к это тебе хлеб от зайчика говорила она.
Но однажды сказка, в которую я верил, об..рвалась вмиг: старший брат Кузьма толкнул меня в плечо и ш..потом сказал Мама свой кусоч..к хлеба не ест, тебе пр..носит, а ты – от зайчонка, от зайчонка!
Хлеб з..стрял у меня в горле. Я плакал. Тогда мне так х..телось верить, что мама пр..носит его от зайчонка. Сейчас же я испытываю глубокую благ..дарность… (М.Мащенко)
- Прочитайте текст.
- Определите тему, идею текста.
- Как бы вы озаглавили данный текст?
- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
- Найдите в тексте все наречия, подчеркните их, поставив к ним соответствующие вопросы.
- Составьте схему выделенного предложения.
Группа 1.
Что дороже?
Многие ребята …………..(не)знают, что под..рить на праз..ник, день рождения. Ты …………… …………… это сделаешь.., если вспомнишь старую сказку о двух сыновьях.
У одной матер.. было два сына. Оба её ……………. любили, но характеры у них были разные.
И вот н..ступил день рождения матер...
Первый сын встал в этот день ……………., на рассвете. Поднялся ………….. в горы и выкопал там небольшой кустик эдельвейсов. Он знал что матери ……….
нравятся эти цветы.
Пр..снулась мама и ………….. увидела у себя на рабочем столе горшочек с цветами.
Второй сын ……………… ……………… вспомнил про праз..ник, поб..жал в м..газин и купил самый дорогой букет. Но мать почему-то с нежн..стью смотрела на подарок первого сына…. (По А.Дорохову)
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: часто, легко, всегда, очень, рано, высоко, только, сразу, вечером, сильно.
- Почитайте текст.
- Определите тему, идею текста.
- Вставьте в предложения пропущенные слова, используя слова для справок. Определите, какими частями речи являются эти слова.
- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, составьте схему.
- Давайте прочитаем тексты. (Ребята объясняют тему, идею).
Работают на листах самостоятельно.
РАБОТЫ СОБРАТЬ.
Подведение итогов урока.
- Итак, сегодня мы с вами вели разговор о наречии. Давайте вспомним начало нашего урока.
- Вставьте (устно) пропущенные слова в предложения, записанные на доске:
1. Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы………..
3. Наречие никогда не (изменяется).
4. У наречия никогда не бывает (окончания).
5. В предложении наречие чаще всего бывает (обстоятельством).
- Оценки.
IX. Д/З
Написать небольшое сочинение на тему «За что я люблю свою маму», используя наречия.
- Спасибо всем за работу!
Выступление Наречия.
Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (в значении говор), нарекать и другие…
И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет…
КАРТОЧКА
- ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ СЛОВА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ АНТОНИМАМИ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ. СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТЕМУ «СЕМЬЯ», ИСПОЛЬЗУЯ НАРЕЧИЯ-АНТОНИМЫ.
ХОЛОДНО – 1) горячо ГРУБО – 1)вежливо ИСКРЕННЕ – 1)лживо
2) жарко 2) деликатно 2)лицемерно
3) студёно 3) ласково 3) притворно
4) тепло 4) нежно 4) фальшиво
5) знойно 5)вульгарно 5) радушно
Группа 2.
Мальч..нкой в военную пору, я никогда (не) наедался хлеба вдосталь. А были вёсны и вовсе г..лодные. Мама уходя на работу давала всем нам по кусоч..ку хлеба а самый маленький кусоч..к брала с собою на целый день. Поздно вечером возвращалась мать домой вынимала из кошелки ситц..вый платоч..к развязывала его и давала мне в руч..нку ломтик хлеба.
Возьми сыноч..к это тебе хлеб от зайчика говорила она.
Но однажды сказка, в которую я верил, об..рвалась вмиг: старший брат Кузьма толкнул меня в плечо и ш..потом сказал Мама свой кусоч..к хлеба не ест, тебе пр..носит, а ты – от зайчонка, от зайчонка!
Хлеб з..стрял у меня в горле. Я плакал. Тогда мне так х..телось верить, что мама пр..носит его от зайчонка. Сейчас же я испытываю глубокую благ..дарность… (М.Мащенко)
- Прочитайте текст.
- Определите тему, идею текста.
- Как бы вы озаглавили данный текст?
- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
- Найдите в тексте все наречия, подчеркните их, поставив к ним соответствующие вопросы.
- Составьте схему выделенного предложения.
________________________________________________________________________
Группа 1.
Что дороже?
Многие ребята …………..(не)знают, что под..рить на праз..ник, день рождения. Ты …………… …………… это сделаешь.., если вспомнишь старую сказку о двух сыновьях.
У одной матер.. было два сына. Оба её ……………. любили, но характеры у них были разные.
И вот н..ступил день рождения матер...
Первый сын встал в этот день ……………., на рассвете. Поднялся ………….. в горы и выкопал там небольшой кустик эдельвейсов. Он знал что матери ……….
нравятся эти цветы.
Пр..снулась мама и ………….. увидела у себя на рабочем столе горшочек с цветами.
Второй сын ……………… ……………… вспомнил про праз..ник, поб..жал в м..газин и купил самый дорогой букет. Но мать почему-то с нежн..стью смотрела на подарок первого сына…. (По А.Дорохову)
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: часто, легко, всегда, очень, рано, высоко, только, сразу, вечером, сильно.
- Прочитайте текст.
- Определите тему, идею текста.
- Вставьте в предложения пропущенные слова, используя слова для справок.Определите, какими частями речи являются данные слова.
- Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения, составьте схему.