Технология дифференцированного обучения.
План – конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: «Правописание не с причастиями».
Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями;
формировать умение различать частицу не в причастиях.
1. Организационный момент.
Учитель сообщает ученикам, что сегодня на уроке они продолжат знакомиться с правописанием причастий. Тему и цели урока дети определят сами, выполняя задания в группах. То, как сработает группа, зависит от каждого члена группы.
(Дети слушают учителя, если возникают вопросы – спрашивают.)
Учитель отвечает на вопросы учеников.
2. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о причастии?
(Отвечают, что такое причастие, как образуются причастия, на какие группы делятся причастия, какие суффиксы у причастий.)
- А теперь выполните карточку № 1. Ваша задача увидеть и выделить причастные обороты.
(слайд №2)
Пунктуационный диктант.
1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.
3) Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния.
4) Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.
(Учитель обращает внимание учеников на слайд № 3).
- Проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания.
(Вызванный ученик ещё раз читает предложение, объясняет, какие знаки препинания он поставил и почему.)
3. Определение темы урока, постановка цели урока.
- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?
Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно.
Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?
(Ученики отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цель урока. )
4,5 слайды.
4. Работа в группах по изучению нового материала.
Учитель обращает внимание учеников 1 и 2 группы на экран, где на слайде №6 дан план их дальнейшей работы. Упражнения для работы распечатаны для каждого ученика 1 и 2 группы.
Задание для 1 группы.
1. Перепишите предложения в тетрадь. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.
2. Сформулируйте правило.
С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими.
Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.
Задание для 2 группы.
1. Перепишите в тетрадь таблицу.
2. Заполните её примерами из упражнения.
3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.
Не с причастиями пишется |
слитно | раздельно |
1. Не употребляется без не | 1. Без не употребляется |
2. Нет противопоставления с союзом а | 2. Есть противопоставление с союзом а |
3. Нет зависимого слова | 3. Есть зависимое слово |
Упражнение.
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.
Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.
(Ученики 1 и 2 группы самостоятельно выполняют задание.)
Учитель диктует ученикам 3 группы слова: ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.
- Какое из этих слов лишнее и почему?
(Слово неправильный лишнее, т. к. может употребляться без не.
- Определите, какой частью речи является каждое слово? Как вы это делаете?
- Почему данные прилагательные пишутся с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно?
Сделайте вывод.
(Ученики дают ответ на вопросы учителя.)
Задание для 3 группы.
1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.
Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, т.к. может употребляться без не.)
2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?
3. Почему данные слова написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.
4. Прочитайте предложения, записанные на слайде №7:
Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.
- Почему не существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?
5. Запишите предложения в тетрадь:
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.
6. Перепишите, раскройте скобки, слайд № 8:
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхали за рекой.
5. Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Проверка работы каждой группы.
- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.
План вашего ответа вы видите на слайде №9.
1 группа даёт связный ответ с примерами.
2 группа – образец рассуждения с примерами.
3 группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.
- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.
(Выполняется одно из упражнений учебника.)
6. Подведение итогов урока.
- Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?
Давайте вернёмся к нашему первому слайду.
(- Ученики по-очереди по желанию раскрывают скобки, объясняют свой выбор.
Проверяют свою работу по слайду №10.)
- Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи?»
Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод.
Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали?
Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Какими средствами это достигается?
Почему?
Учитель задаёт детям вопросы для подведения итога урока.
- Какую цель вы поставили в начале урока?
- Достигли ли вы своей цели?
- Оцените свою работу на уроке.
(Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу, комментируют оценку.)
7. Домашнее задание.
Слайд № 11.
- Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по желанию).
(Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.)
Приложение к конспекту урока по русскому языку в 7 классе.
КАРТОЧКА №1
(распечатана для каждого ученика)
Пунктуационный диктант.
1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
2) Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.
3) Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния.
4) Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.
1 группа.
1. Перепишите предложения в тетрадь. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.
2. Сформулируйте правило.
С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими.
Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.
2 группа.
1. Перепишите в тетрадь таблицу.
2. Заполните её примерами из упражнения.
3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.
Не с причастиями пишется |
слитно | раздельно |
1. Не употребляется без не | 1. Без не употребляется |
2. Нет противопоставления с союзом а | 2. Есть противопоставление с союзом а |
3. Нет зависимого слова | 3. Есть зависимое слово |
Упражнение.
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.
Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.
3 группа.
1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.
Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, т.к. может употребляться без
не.)
2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?
3. Почему данные слова написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.
4. Прочитайте предложения, записанные на доске:
Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.
- Почему не существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?
5. Запишите предложения в тетрадь:
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.
6. Перепишите, раскройте скобки:
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхали за рекой.