СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с использованием технологии дифференцированного обучения. 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями, формировать умение различать приставку не и частицу не.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями"»

Технология дифференцированного обучения.

План – конспект урока русского языка в 7 классе.


Тема урока: «Правописание не с причастиями».

Цели урока: познакомить учащихся с правилом написания не с причастиями;

формировать умение различать частицу не в причастиях.


1. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам, что сегодня на уроке они продолжат знакомиться с правописанием причастий. Тему и цели урока дети определят сами, выполняя задания в группах. То, как сработает группа, зависит от каждого члена группы.

(Дети слушают учителя, если возникают вопросы – спрашивают.)

Учитель отвечает на вопросы учеников.


2. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о причастии?

(Отвечают, что такое причастие, как образуются причастия, на какие группы делятся причастия, какие суффиксы у причастий.)

- А теперь выполните карточку № 1. Ваша задача увидеть и выделить причастные обороты.

(слайд №2)

Пунктуационный диктант.

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.

3) Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния.

4) Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

(Учитель обращает внимание учеников на слайд № 3).

- Проверим, правильно ли вы поставили знаки препинания.

(Вызванный ученик ещё раз читает предложение, объясняет, какие знаки препинания он поставил и почему.)

3. Определение темы урока, постановка цели урока.

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно.

Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?

(Ученики отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цель урока. )

4,5 слайды.

4. Работа в группах по изучению нового материала.

Учитель обращает внимание учеников 1 и 2 группы на экран, где на слайде №6 дан план их дальнейшей работы. Упражнения для работы распечатаны для каждого ученика 1 и 2 группы.


Задание для 1 группы.

1. Перепишите предложения в тетрадь. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

2. Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими.

Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.







Задание для 2 группы.

1. Перепишите в тетрадь таблицу.

2. Заполните её примерами из упражнения.

3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.

Не с причастиями пишется

слитно

раздельно

1. Не употребляется без не

1. Без не употребляется

2. Нет противопоставления с союзом а

2. Есть противопоставление с союзом а

3. Нет зависимого слова

3. Есть зависимое слово


Упражнение.

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.

Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.


(Ученики 1 и 2 группы самостоятельно выполняют задание.)

Учитель диктует ученикам 3 группы слова: ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.

- Какое из этих слов лишнее и почему?

(Слово неправильный лишнее, т. к. может употребляться без не.

- Определите, какой частью речи является каждое слово? Как вы это делаете?

- Почему данные прилагательные пишутся с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно?

Сделайте вывод.

(Ученики дают ответ на вопросы учителя.)



Задание для 3 группы.

1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.

Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, т.к. может употребляться без не.)

2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

3. Почему данные слова написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

4. Прочитайте предложения, записанные на слайде №7:

Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

- Почему не существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?


5. Запишите предложения в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

6. Перепишите, раскройте скобки, слайд № 8:

Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхали за рекой.


5. Закрепление нового материала.

Рефлексия.

Проверка работы каждой группы.

- Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.

План вашего ответа вы видите на слайде №9.



1 группа даёт связный ответ с примерами.


2 группа – образец рассуждения с примерами.


3 группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.


- Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно.

(Выполняется одно из упражнений учебника.)


6. Подведение итогов урока.

- Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?

Давайте вернёмся к нашему первому слайду.

(- Ученики по-очереди по желанию раскрывают скобки, объясняют свой выбор.

Проверяют свою работу по слайду №10.)

- Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи?»

Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод.

Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали?

Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Какими средствами это достигается?

Почему?

Учитель задаёт детям вопросы для подведения итога урока.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Достигли ли вы своей цели?

- Оцените свою работу на уроке.

(Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу, комментируют оценку.)




7. Домашнее задание.

Слайд № 11.

- Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по желанию).

(Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.)




















Приложение к конспекту урока по русскому языку в 7 классе.



КАРТОЧКА №1

(распечатана для каждого ученика)

Пунктуационный диктант.

1) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

2) Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа.

3) Сквозь (не)занавешенные окна постоянно была видна молния.

4) Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.





1 группа.

1. Перепишите предложения в тетрадь. Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.

2. Сформулируйте правило.

С моря надвигались тучи, они были тёмно-лиловыми, непросвечивающими.

Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров.




2 группа.

1. Перепишите в тетрадь таблицу.

2. Заполните её примерами из упражнения.

3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.

Не с причастиями пишется

слитно

раздельно

1. Не употребляется без не

1. Без не употребляется

2. Нет противопоставления с союзом а

2. Есть противопоставление с союзом а

3. Нет зависимого слова

3. Есть зависимое слово


Упражнение.

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.

Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.













3 группа.

1. Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий.

Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, т.к. может употребляться без

не.)

2. Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?

3. Почему данные слова написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.

4. Прочитайте предложения, записанные на доске:

Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.

- Почему не существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?


5. Запишите предложения в тетрадь:

Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.

Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.

- В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.

6. Перепишите, раскройте скобки:

Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъярённые, а обессиленные, полыхали за рекой.