СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Вводные слова и предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Вводные слова и предложения" ориентирован на учителя общеобразовательной школы 8 класса, работающего по программе М.Т.Баранова (учебник Бархударова). Урок - обобщение изученного материала

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Вводные слова и предложения"»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе













Тема урока: « Вводные слова и предложения

и знаки препинания при них.

Обобщение изученного »













Учитель 1 категории

Бокарёва М.М.







Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13


г. Арзамас

2006 г.

Программа: Русский язык. 5 – 9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,

Н.М. Шанский. – М. : Дрофа, 2002 год.


Учебник: Русский язык: Учебник для 8 класса

общеобразовательных учреждений.

С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков,

Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – 23-е изд. – М.:

Просвещение, 2001.



Психолого-педагогическая характеристика 8 «б» класса.

Данный урок составлен в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся 8 «б» класса.

В 8 «б» классе учится 19 детей. Учащиеся 8 «б» класса составляют дружный сплочённый коллектив, в котором у детей преобладает положительная мотивация к обучению, что позволяет использовать на уроках такие виды деятельности, как парная и групповая работа; такие формы контроля, как самоконтроль, взаимоконтроль.

Исходя из наблюдений, индивидуальных бесед, результатов выполнения самостоятельных и контрольных работ, тестов по предмету, класс по уровню обучаемости можно разделить на 3 группы.

1 группа детей с высоким уровнем обучаемости (4 человека).

Это дети, имеющие способности к предмету, которые проявляются в оригинальности и самостоятельности суждений, неординарной точке зрения по различным вопросам.

Эти учащиеся любознательны, имеют стремление к пополнению знаний, отличаются трудолюбием. У них наблюдается успешное овладение программным материалом, хорошее развитие познавательных процессов.

Послепроизвольный вид внимания. Имеют способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Память у них характеризуется объёмом и быстротой запоминания, длительностью сохранения, лёгкостью воспроизведения.

Хорошо развита речь, богатый словарный запас.

Мыслительные процессы такие, как анализ, синтез, развиты очень хорошо.

Способны работать на творческом и исследовательском уровне.

2 группа – учащиеся со средним уровнем обучаемости (10 человек).

Для усвоения материала для них необходимо двукратное повторение материала, но хорошо развита слуховая, зрительная память.

В основном преобладает механическое запоминание. Только после нескольких повторов способны самостоятельно выполнять работу.

Речь развита, средний словарный запас.

Выполнение творческих заданий у них вызывает затруднение.

Рассуждают и делают выводы с помощью учителя. Учебный материал усваивают.

3 группа – учащиеся с низким уровнем обучаемости (5 человек).

Учащиеся часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох, что говорит о низкой концентрации внимания.

Память механическая. Но без понимания, что затрудняет воспроизведение материала.

Неумение и нежелание активно мыслить – отличительные особенности.

Не умеют обобщать, анализировать. Творческое мышление совсем не развито. Медленно усваивают учебный материал.

В целом класс отличается активностью в работе, заинтересованностью в получении ЗУН. Так как класс в основном имеет уровень обучаемости средний, то в своей работе я использую высокий и средний уровень сложности преподавания материала.

Этот урок является уроком обобщения, систематизации и коррекции ЗУН по теме.


Вводные слова и предложения.


Оборудование: доска, переносные доски, карточки.


Обучающие цели:

- закрепить умения и навыки по теме: «Вводные слова и

предложения и знаки препинания при них»;

- находить вводные слова и предложения в тексте;

- различать вводные слова и члены предложения;

- показать роль вводных слов и предложений как средства выражения субъективной оценки;

- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями;

- научить использовать вводные конструкции в собственной речи, употребляя вводные предложения и слова с целью внесения добавочных сведений, пояснения тех или иных обстоятельств;

- употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации;

- соблюдать интонацию при чтении предложений с вводными конструкциями.

Развивающие цели:

- развитие психологических процессов, памяти, абстрактного и логического мышления;

- развитие внимания учащихся, умения концентрировать его на постановке учебной задачи и путях достижения её.

Воспитательные цели:

- воспитание культуры межличностных отношений;

- совершенствование коммуникативной культуры ученика;

- формирование стремления к совершенствованию своей речевой практики.




Ход урока.


I. Оргмомент.

Объявление цели урока.


II. Поэтическая пятиминутка.

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Кушнера «Вводные

слова».


Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом

От них кружится голова, И радуюсь всему подряд.

Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два

И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова,

И всё ж удобны потому, И чаще прочих среди них

Что выдают легко другим, Слова «во-первых», «во-вторых»,

Как мы относимся к тому, Они, начав издалека,

О чём, смущаясь, говорим. Давали повод не спеша

Мне скажут «К счастью…» Собраться с мыслями, пока

И потом Не знаю, где была душа.

Пусть что угодно говорят,


Беседа по вопросам.

  • О каких словах говорит автор в своём стихотворении?

  • Какова роль вводных слов?

  • Во всём ли вы согласны с автором?

  • Автор говорит, что вводные слова «во-первых», «во-вторых» помогают собраться с мыслями. Как называется эта группа слов? Что она обозначает?

  • Какие ещё вводные слова помогают усилить связь мыслей, связь между предложениями в тексте?

Итак, вводные слова нужны в речи, обогащают её.


III. Синтаксический разбор.

На доске записано предложение:

Без сомнения, большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество». (можно дочитать фразу: Умей распознать это великое зло, будь нетерпим к нему.)

В. Сухомлинский

«Быть человеком»

  1. Найти вводное слово, сказать, что оно обозначает.

  2. Объяснить знаки препинания в предложении.


IV. Работа по карточкам. Фронтальное повторение.

Вопросы:

  • Какие вы знаете группы слов, грамматически не связанных с предложениями? (обращения, междометия, вводные слова).

  • Для чего нужны в предложении вводные слова?

  • Как выделяются вводные на письме слова? В устной речи?

  • Что могут выражать вводные слова?

(Уверенность, неуверенность, чувство, указывать на источник сообщения, очерёдность, в которой следует сообщение, способ оформления мысли).


РАБОТА С ПУНКТОГРАММОЙ.

[ Вв. сл., …]; […, вв. сл., …]; […, вв. сл.]

Как выделяются на письме вводные слова? Приведите примеры по схемам.


РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ.

Сравните предложения. Чем в них являются слова видно, кажется, может?

I. Вариант.

Выпишите предложения, где указанные слова являются членами предложения.

II. Вариант.

Выпишите предложения, где эти слова являются вводными словами.

Прочитайте, следя за интонацией.

  1. Из-за тумана ничего не было видно. Видно, придётся изменить наши планы.

  2. Сначала работа кажется трудной. Кажется, я начинаю привыкать к ней.

  3. Может, я ошибаюсь. Каждый человек может ошибаться.


ВЫВОД: что нужно, чтобы не путать вводные слова и члены предложения? (чем отличаются)

  1. разобрать предложение по членам;

  2. вводные слова не являются членами предложения, они обозначают только различную степень уверенности;

  3. вводные слова можно опустить, смысл предложение не потеряет.


РАБОТА НАД КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ.

(переносная доска)

Чем отличаются слова первого столбика от второго?

наверно представьте себе

кажется подумать только публицистический

видно знаете ли художественный

по-моему безусловно научный

может бесспорно официально-деловой

разговорный стиль книжный стиль

Стилистической окраской (подписать)


В начале урока мы с вами говорили, что вводные слова обогащают нашу речь. Но есть такие слова, которые засоряют речь. Приведите примеры, но в речи постарайтесь ими не пользоваться.

Ну, как его; это самое; вот значит; так значит; смотри.

ВЫВОД: Нужно уметь правильно употреблять вводные слова в тексте.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание. Если я скажу неправильно, быстро поднимитесь. Всегда являются вводными словами и выделяются запятыми слова: без сомнения, наверно, во-первых, всё-таки, естественно, безусловно, как будто, как раз, в-третьих, впрочем, вот, пожалуйста, ведь, итак, вдруг, следовательно, конечно, однажды, во-вторых, вообще, всё-таки.

ПОВТОРИМ. Какие слова никогда не бывают вводными? (переносная доска)

будто даже всё-таки

как будто именно авось

вряд ли ведь обязательно

едва ли только вдруг

якобы непременно как раз

почти вот

Проговорить их. Какие ещё не назвали?


ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ: «ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Чем отличаются вводные слова от вводных предложений? (есть грамматическая основа в предложении, законченность).


РАБОТА НАД ПУНКТОГРАММОЙ.



[запятыми, если синонимичны вводным

вводные предложения выделяются]

\

[тире и скобками, если содержат добавочное замечание или пояснение




ПАМЯТКА. (Переносная доска)

Вспомним памятку! ● ● ● (вв. пр-е) ● ● ●

пауза [темп убыстряется] пауза


ЗАДАНИЕ: Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Спишите,

расставьте знаки препинания.

Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. Мой приход – я это мог заметить – сначал… неск…лько смутил г…стей…

Птенец упал (из) гн…зда (ветер сильно кач…л берёзы ал…еи) и с…дел (не) подвижно, бе (с, з) помощно растопырив едва прор…ставшие крылышки.


ПРОДОЛЖИТЕ ВЫВОД: вводные предложения служат…

выделяются … на письме, при произношении…



ГРУППОВАЯ РАБОТА.


I группа

  1. Написать вводные слова, которые обозначают различную степень уверенности. Составить с двумя предложения.

  2. Составить сказку о вводных словах (это задание можно дать заранее).

  3. Перестройте предложения, заменяя вводные слова вводными предложениями.


II группа

  1. Написать вводные слова, которые обозначают чувства. Составить с ними предложения.

  2. Составить письмо в редакцию, используя вводные слова. (домашняя заготовка).

  3. Перестройте сложные предложения в простые с вводными словами.


III группа

  1. Написать вводные слова, указывающие на источник сообщения.

  2. Напишите рассказ, что значит быть вежливым, используя вводные слова и предложения.

  3. Включите в предложение вводные слова.


ИТАК, есть вводные слова, которые обозначают (стенд, доска, или пишут сами ученики):

уверенность: неуверенность:

конечно, может быть,

разумеется, по-видимому,

бесспорно, кажется (разумеется)

очевидно, бесспорно,

без сомнения, возможно,

безусловно, наверное,

несомненно, пожалуй,

естественно, вероятно.


чувство: источник сообщения:

к счастью, по-моему, по-вашему,

к несчастью, по моему мнению,

к сожалению, по вашему мнению,

к общей радости, по словам,

к моему удивлению, по сообщению,

к огорчению, по мнению,

к неудовольствию.


порядок мыслей: способ выражения:

во-первых, итак, наконец,

во-вторых, следовательно и т.д.

Запомните, как они пишутся.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Допишите предложения, используя вводные конструкции:

… (я в этом не сомневаюсь) …

… (сообщила одна из газет) …

… - мы как раз спорили об этом - …

…, вы об этом знаете, …

…, будем надеяться, …


Вывод о знаках препинания.


ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ПРОВЕРКА.

Найдите вводные конструкции, укажите значение вводных слов (диктуется учителем).

Мы решили (другого выхода у нас не было) продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Мы попали, к общему удивлению и несчастью, в такой бурелом, из которого едва вышли. Конечно, нам пришлось сделать привал, чтобы восстановить силы.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  • На какие вопросы ответили на уроке?

  • Что такое вводные слова?

  • На какие группы делятся?

  • Как выделяются на письме?

  • Чем отличаются вводные слова от вводных предложений?

  • Поднимите руки, у кого есть неясности, вопросы без ответов?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Готовиться к контрольному диктанту. Повторить § 30, у.286 (письм.).


САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Учитывая разнородность класса по уровню обучаемости, познавательному интересу, особенностям нервной системы, при подготовке к урокам взяла за основу практическую направленность занятия (подготовку к контрольной работе) и познавательный интерес.

Были проработаны методические рекомендации Богдановой, Пузановой, Бабайцевой, отобран дидактический материал, предлагаемый Ивченковым, Недодовой, Блиновым, Купаловой и др., так как готового обобщающего материала по теме урока, отвечающего всем современным требованиям, найти было достаточно трудно.

Тема урока непростая, но очень важная – практически в каждом тексте есть вводные конструкции. После заключительного урока – диктант.

Тип урока: обобщающее повторение.

Дидактические цели: систематизация учебных материалов с применением его в знакомой и новой ситуации, предварительный контроль за уровнем усвоенности учебного материала.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые.

Формы организации: индивидуальная, групповая, фронтальная, взаимопроверка.

Во всех предложенных упражнениях обращалось внимание как на отработку навыка постановки знаков препинания на письме, так и интонацию в устной речи в предложениях с вводными конструкциями.

Для развития коммуникативных навыков учащихся детям в течение урока предлагалось выполнить целый ряд упражнений, направленных на умение использовать и выбирать в зависимости от речевой ситуации вводные слова и предложения, а так же дописать предложения, используя данные вводные конструкции.

Цель урока достигнута.