СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: «Связь имени прилагательного с именем существительным» .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Связь имени прилагательного с именем существительным». (Дифференциация однокоренных родственных и однокоренных слов).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Связь имени прилагательного с именем существительным» .»

Урок русского языка.

2 класс УМК «Школа России»


Тема урока: «Связь имени прилагательного с именем существительным» (Дифференциация однокоренных родственных и однокоренных слов)

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Задачи: 

1. Формирование предметных умений:        

- учащиеся научатся находить однокоренные слова, выделять в словах корень; 

- формировать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями;

-развивать память, мышление, орфографическую зоркость;

-развивать умения составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом.

2. Формирование  метапредметных  умений:

Личностные умения:         

- принимать и осваивать социальную роль ученика;       

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

Регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

Познавательные умения:   

 - ориентироваться в учебнике, в тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным; устанавливать связь между именем прилагательным и именем существительным; подбирать примеры с определённой орфограммой; научатся отличать однокоренные родственные слова от однокоренных слов по лексическому значению.

Ресурсы: интерактивная доска, ПК, проектор, дидактический материал, карточки с названием частей речи, со словами, карточки – подсказки для детей с ОВЗ, «Радуга успеха» и карточки-цвета для каждого ученика, презентация.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с того, чтобы вы повернулись друг к другу и мысленно пожелали успехов, чего-нибудь доброго, светлого, чистого. Я желаю вам, ребята, чтобы вы сегодня расширили свои знания по теме урока. Присаживайтесь, пожалуйста.

  1. Речевая разминка.

  1. Вступительное слово:

Сегодня на уроке мы с вами будем не просто учениками, а художниками. Так как у нас урок русского языка, то чем мы будем рисовать? (Словами.)

- Какой речью будем пользоваться? (Художественной речью.)

- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. Предложения из слов. Слова состоят из звуков.)

- На какие две группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные звуки.)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?


2. Игра «Волшебный мешочек»

- Прежде, чем начать работу, предлагаю провести речевую разминку.

(Мешочек с карточками-буквами (начало изученных скороговорок). Ученик вытягивает карточку.)

а) проговаривает скороговорку один ученик;

б) проговаривают скороговорку хором, изменяя темп чтения.

- Какой звук чаще слышите при проговаривании скороговорки?

-Дайте характеристику этому звуку.

3. Минутка чистописания:

а) Знакомство с новой скороговоркой: (Слайд 2)

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

б) Запись скороговорки по памяти.

в) Проверка правильности написания.

(Дети с ОВЗ получают карточкуподсказку №1: скороговорка записана с пропущенными орфограммами в словах)


  1. Актуализация знаний учащихся.

С каждым правильно выполненным заданием на доске будет появляться элемент нашей картины. (Вывешиваю СОЛНЫШКО с тремя лучами)

- Кто догадался, почему у солнышка три лучика? (Мы познакомились с тремя частями речи)

- Какие части речи мы теперь знаем? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Что вы о них можете рассказать?

- Какую роль в нашей речи играют имена существительные, имена прилагательные, глагол?

IV. Постановка темы, цели урока.

  1. Создание проблемной ситуации.

а) - Прочитайте текст, записанный на доске: (Слайд 3)

Небо и ручьи.

В лужах плещутся стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени, река.

Плывут в небе облака.

- Слова каких частей речи встречаются в тексте? (Имена существительные и глаголы.)

- Можете вы чётко представить описываемую картину?

- О каком времени года говорится?

б) - Прочитайте ещё один текст.

- Определите, когда это бывает. (Слайд 4)

Голубые, синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени, синяя река.

Белые, пушистые плывут в небе облака.

- О каких предметах идёт речь в этом тексте? (О тех же предметах, что и в первом тексте.)

- Смогли вы чётко представить картину описываемую во втором тексте?

- Какое время года описано? (Весна.)

- Благодаря чему вы смогли это сделать? (Появились дополнительные слова – имена прилагательные.)

- Какой текст вам больше понравился?

в) Выборочное письмо.

- Выпишите слова, которые «украсили» текст, сделали его более понятным.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Какой вывод можно сделать?

(Учебник стр. 88. Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными.)

  1. Постановка цели урока.

- Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь?

- Какие цели перед собой поставим?

(Учиться определять имена прилагательные в тексте, употреблять имена прилагательные в речи, учиться находить связь имени прилагательного с именем существительным, работать над орфограммами.)

Добавляю следующий элемент картины – ОБЛАКА.


V. Работа по теме урока.

- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской. (Слайд 5)

- Догадайтесь о чём идёт речь?

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он – не из ваты,

Он – ноздреватый.

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

- О чём говорится в стихотворении? (О снеге.)

- Выделите, нужную часть речи, которая помогла угадать этот предмет.

- Слова какой части речи помогли вам догадаться об этом? (Имени прилагательного.)

- О каком снеге говорится в стихотворении? (О весеннем снеге.)

- Почему вы решили, что снег весенний?

- Какие признаки у зимнего снега? (Белый, пушистый, лёгкий.)

- Как вы можете озаглавить это стихотворение? (Весенний снег.)

- Назовите имя прилагательное.

- С какой частью речи связано имя прилагательное? Докажите.

- Запишите слово снег и образуйте от него однокоренные прилагательные.

(Снег – снеговой – снежный.)

- Какие орфограммы встретились в словосочетании?

- Выделите корень в словах.

- Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется одинаково)

- Ребята, ответьте на вопрос: Весной снег тает и в виде чего возвращается на землю?

Настал черёд появиться следующему элементу нашей картины – КАПЛИ ДОЖДЯ

VI. Физкультминутка.

VII. Работа над развитием речи.

  1. Просмотр зарисовки «Весна» (Слайд 6 - 11)

- О каком времени года просмотрели фильм?

- Как догадались?

- Сколько времени длится весна?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой по счёту весенний месяц идёт сейчас?

- Как он называется?

- Какую краску будете использовать для описания этого месяца?

- Послушайте, как описал месяц март Н. Сладков. (Слайд 12)

Голубой месяц март.

Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир голубой!

- Почему автор назвал март голубым?

- В каком предложении выражена главная мысль?

2. Используя опорные слова, составьте и запишите 3-4 предложения по теме «Весна».

Светит, март, весеннее, тает, мартовский, весна, ласковое, птицы, солнышко.

- Подчеркните волнистой линией слова-прилагательные.

- Встречаются ли среди данных слов родственные слова? (Март – мартовский, весеннее – весна.)

- Докажите, что это родственные однокоренные слова.

- Выделите в однокоренных словах корень.

- Какие орфограммы встретились? Как проверить их написание?

- Найдите в тексте слова - существительные связанные с именами прилагательными.

(Дети с ОВЗ получают карточкуподсказку №2: Деформированный текст.)

Добавляю следующий элемент картины – ЛУЖИ.

VIII. Работа в группах.

а) Каждая группа получает задание «Вырастить дерево» родственных слов имен прилагательных:

  1. группа: вода, водный, водичка, наводнение, водитель, подводный, водица, водянистый.

  2. группа: дом, домашний, домовничать, домовитый, бездомный, домик.

  3. группа: гора, пригорок, горные, горевать, горка, подгорный.

Б) Составить и записать словосочетания – имя прилагательное и имя существительное. Выделить корень в однокоренных родственных словах.

(Дети с ОВЗ получают карточку–подсказку №3 с однокоренными родственными словами.)

Дети объясняют свой выбор однокоренных родственных слов по лексическому значению и отличие их от слов с омонимичными корнями.

На доске появляется следующий элемент нашей картины – ДЕРЕВЬЯ.


IX. Подведение итогов.

  1. Рефлексия. (Слайд 13)

Послушайте утверждения. Если оно верное, то ставите «+», неверно ставите «-»)

  1. Имя прилагательное отвечает на вопросы: Кто? Что? («-»)

  1. Холодный - имя прилагательное. («+»)


  1. Слова - водный и проводка, однокоренные родственные. («-»)


  1. Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. («+»)


  1. Имя прилагательное служит для украшения речи. («+»)


  1. Имя прилагательное обозначает действие предмета. («-»)


Ключ: «-», «+», «-», «+», «+», «-». (Слайд 14)


  1. Самооценка работы на уроке.

- Какая работа вам понравилось на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?


  1. «Радуга успеха»

- На столах у вас карточки–цвета «Радуги успеха».

- Оцените свои успехи на уроке. Выберите нужный вам цвет (круг) и прикрепите его к «Радуге успеха» сегодняшнего урока.

  • Зелёный - всё понял, доволен собой, хорошее настроение;

  • Желтый - только часть задания выполнена верно;

  • Красный - не получилось так как хотелось.

На доске появляется следующий элемент нашей картины – РАДУГА.

- Посмотрите какая картина у нас получилась. Дайте ей название.

(Весна наступила)

- Спасибо за урок! (Слайд 15)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!