СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс "Наблюдение над общим значением родственных слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о родственных словах, их образовании.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс "Наблюдение над общим значением родственных слов"»

Русский язык

Тема: Наблюдение над общим значением родственных слов.

Цель: Сформировать представление о родственных словах, их образовании.

Планируемые результаты образования:

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- проверять выполненное задание;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные умения:

- определять общую часть родственных слов и обосновывать свое мнение;

- определять основание для распределения слов на группы и обосновывать свое мнение;

- подбирать группу родственных слов и обосновывать основания для группировки;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки для групповой работы, карточки для составления схемы на доске.


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, давайте мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. 

- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе. 

(Красный или оранжевый - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)

- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.


  1. Актуализация знаний, сообщение цели урока.

- Зачем нужно учиться?

Прочитайте высказывания. Объясните их смысл.

Учить – ум точить.

Ученье и труд рядом живут.

Повторенье мать ученья.




- Назовите слова, близкие по значению?

Учитель, учить, ученье, … учёный

- Как называется семья этих слов?


РОДСТВЕННЫЕ = ОДНОКОРЕННЫЕ


- Какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу)

-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О родственных словах.)

- Что общего у родственных слов?

- Что такое корень?

- У вас есть родственники?

- У слов тоже есть родственники.

- Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть называют родственными или однокоренными.


Подберите пару однокоренных слов

буква

ходить

зима

зимний

букварь

поход


  1. Изучение нового материала.

  • Послушайте, что произошло однажды на лугу:

Шли по тропинке гуси гуськом. Вдруг слышат:

-Вы кто такие?

- Гусь, это - Гусыня, это - наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя - Гусеница.

Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?

А кто такие родственники? (Люди, которые похожи между собой внешне и являются родными.)

Назовите родственников среди действующих лиц сказки.


Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.


Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутилась гусеница.
– Совершенно верно, если хочешь понять слово, – смотри в корень!

Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
Так что никакие мы не родственники.
Мало ли кто на кого похож!!!


-Что нужно сделать, чтобы выделить корень?


Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.


  • Образование  родственных  слов

От какого слова образовались слова каждой строчки, выдели корень

Дворовый, дворник, дворняжка, дворницкая - _____________

Лисёнок, лисий, лисичка, лисонька - _______________

Зеркальце, зеркальная, зеркальщик, зазеркалье - ________________


  1. Фронтальная работа.

Подберите к словам родственные слова и выделите корень

Холод, холодно, холодильник, холодный

Старик, старый, старина, стареть

Гора, горка, горный, гористый

Лес, лесник, лесочек, пролесок

2

– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет.

КОРЕНЬ – самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Слов без корня не бывает.


  • Прочитайте слова. Определи лишнее слово в каждом ряду, спишите только однокоренные слова, выделите корень.

Смешить, смешной, смешинка, смешивать.

Ветер, ветерок, вихрь, ветреный.

Дерево, сосна, деревянный, деревцо.

  • Работа в парах «Проверь себя»: расселите слова в домики в зависимости от их родственных связей.

( лист, лисица, лисёнок, листва, листочки, лиса)



  1. Физкультминутка.


На доске написаны пары слов. В одних парах - родственные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес – лесник Стена - гвоздь

Река – плот Кот - котик

Сад – садовый Поле - полюшко

Дом – домашний Гриб - грибной

Дом – дым Обед - стол

Подпрыгните столько раз, сколько вы насчитали пар родственных слов. (6)

3

На своих цветках определите своё настроение на данный момент урока.


  1. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания

1 уровень.

- Выделите в однокоренных словах корень.

ледник, лёд, ледниковый, ледяной;

море, моряк, морской



2 уровень.

- Найдите лишнее слово, вычеркните его, выделите корень

белить, белый, светлый, беляк;

Волк, волчий, волокно, волчонок



  1. Работа в группах.

1 группа.

- Прочитайте слова на карточке. Составьте цепочки слов, зачеркнув лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. Выделите корень.


Поле, полевой, полочка, полюшко

Соринка, сорняк, сорвал, посолил

Вода, водичка, водянка, водитель

Час, чай, часовой, часовщик


2 группа.

Выпишите только родственные слова. Выделите корень.


Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный.


3 группа.

Запиши родственные слова в 2 столбика.


Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.


4. группа.

Нарисуйте словесное дерево с корнем САД.


5 группа.

Подчеркните в тексте родственные слова. Выделите корень.



В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю.


4На цветочках закрасьте лепесток по своему настроению.


  1. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

– Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?


  1. Проверочное задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)



Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные – однокоренные?

Белка, беленький, белить, (1)

Водяной, вода, водить, (3)

Лист, лиса, лисенок, (1)

Горный, горка, городок, (3)

Пес, песочница, песок, (1)

Моряки, морской, моржи, (3)

Корень, корневой, коржи. (3)

Все проверили слова? Отвечайте тогда!


  1. Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы заканчиваете урок.

- Все ли мы хорошо усвоили?
- Какие задания вам понравились больше всего?
5- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.


- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я доволен …











Приложение

Карточки

1 уровень.

- Выделите в однокоренных словах корень.

ледник, лёд, ледниковый, ледяной;

море, моряк, морской



2 уровень.

- Найдите лишнее слово, вычеркните его, выделите корень

белить, белый, светлый, беляк;

Волк, волчий, волокно, волчонок



Для работы в группе



1 группа.

- Прочитайте слова на карточке. Составьте цепочки слов, зачеркнув лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. Выделите корень.


Поле, полевой, полочка, полюшко

Соринка, сорняк, сорвал, посолил

Вода, водичка, водянка, водитель

Час, чай, часовой, часовщик



2 группа.

Выпишите только родственные слова. Выделите корень.


Горка, горевать, горчица, гористый, гора, пригорок, горный.


____________________________________________________

____________________________________________________



5 группа.

Подчеркните в тексте родственные слова. Выделите корень.



В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю.

3 группа.

Запиши родственные слова в 2 столбика.


Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.



________________ ___________________

________________ ___________________

________________ ___________________

________________ ___________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!