СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 5 класс Повторение и обобщение по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие и метапредметные цели данного урока позволяют обучающимся систематизировать знания об имени существительном, повторить изученные орфограммы, развивать взаимоконтроль, самоконтроль, сотрудничать в паре и группе, преобразовывать имеющийся  запас знаний и применять с учётом решаемых задач.   

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс Повторение и обобщение по теме "Имя существительное"»

Класс: 5 В

Учитель: Айтмагамбетова А.С.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок повторения

Дата: 13.03.2024

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме: «Имя существительное»

Цели урока:

Обучающие:

 -  систематизировать знания обучающихся об имени существительном;

 - повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, взаимоконтроль;

Воспитательные:

- воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

-  расширять  кругозор обучающихся;

Задачи урока  через планируемые результаты:

Личностные

- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

-  формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

Предметные:

- знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;

- умение находить существительные в тексте, разбирать их.

 Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

- уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 

Познавательные:

- формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

- извлекать нужную информацию.

Основные методы обучения:

Исследовательский

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Оборудование:

 Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других;

мультимедийный проектор, экран;

 компьютер;

 раздаточный материал                                                     

Ход урока.

  1 этап. ОрганизационныйМотивирование к учебной деятельности.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель просит детей повернуться лицом друг к  другу, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.

Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить.

 2 этап.  Формулирование темы, постановка цели урока

На доске записан эпиграф к уроку. 

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Ребята, о какой части речи говорится в этом четверостишии?

-Что такое имя существительное?

-Что могут обозначать имена существительные?

(Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, живые существа, явления природы, общественные явления, вещества, географические названия, а также свойства, качества или действия)

- На прошлых уроках мы с вами узнавали новое об имени существительном. Как вы думаете,  какова цель нашего сегодняшнего урока?

- На сегодняшнем уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

- Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.

(Рабочий лист, лист оценивания)

3 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

а) исследовательская работа (групповая работа). Морфологический паспорт слова

б) (индивидуальная работа) Задание:

Выделить из группы слов имена существительные, записать их, вставив пропущенные буквы и выделяя орфограммы (ребята записывают в тетради) (слайд №3)

Ч_рнота, ч_рный, д_мовитый, д_мище, предл_жение, предл_гать, зав_южить, в_юга, пр_бежка, пр_бежать, поз_лоченный, зол_то, д_брота, под_бреть, л_нтяй, л_нивый, Ро(с/сс)ия, ро(с/сс)ийский.

Самопроверка (поставить баллы)

в) Грамматический разбор (морфемный разбор) «Чёрный ящик»

Подставка (морфемный разбор формат ВПР)

Приставку найдёшь в слове подбежать.

Мой корень в слове заставить.

А суффикс и окончание возьми в слове пробежка.

Самопроверка (поставить баллы)

г) Работа в парах

Задание: из списка слов выбрать слова своего рода и составить с каждым словосочетание по типу: прил. + сущ.

Коростель, виолончель, кофе, пальто, выпь, рояль, пианино, моль, впечатление.

Прил. + сущ.

Мужской: юркий коростель, чёрный кофе, мамин рояль

Женский: старая виолончель, крикливая выпь, прожорливая моль

Средний род: зимнее пальто, большое пианино, приятное впечатление



Молодцы, вы прекрасно разбираетесь в роде существительных.

А мы идем дальше…»

Физкультминутка
«А мы в это время тоже отдохнём и поиграем. Только играть надо с пользой. Давайте попробуем. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего – руки перед собой.

Труба, настойчивость, окно, доска, забор, ошибка, ведро, неожиданность, обморок, помощь, столб, погоня.

Промежуточный итог урока.

- Что мы повторили? (Повторили морфологические категории имени существительного)



д) орфографическая пробежка (взаимопроверка)

Задание: в первой строке таблицы напишите название морфемы, в которой вы вставите пропущенную букву (орфограмму)




заг…р

замоч…к

врач…м

р…стение

час…ки

шалаш…м

изл…жение

бетон…ик

полотенц…м

з…ря

груз…ик

товарищ…м

прекл…нение

галч…нок

границ..й

Физминутка для глаз


е) Самостоятельная работа. Цифровой диктант. Работа по учебнику упражнение 580.

Задание: Сначала выпишите номера предложений в следующей последовательности: а) с не- приставкой;

б) с не - отрицательной частицей.

Если останется время урока, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, только после этого, перепишите в тетрадь


Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес а буйный лес, качаясь, буд..т бурю. (С. Маршак) 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Трутнева) 3. Опять гудит бушу..т (не)погода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна. (С. Есенин)


4. Рефлексия.

И последнее задание сегодня – продолжить высказывания:

Сегодня на уроке мне было интересно …

У меня получилось…

Вызвало затруднения …

Мне нужно ещё поработать над …

5. Домашнее задание (дифференцированное) Выписать отрывок из любимого художественного произведения (7 предложений), подчеркнуть имена сущ. как члены предложения или написать мне письмо о нашем сегодняшнем открытом уроке



Приложение 1



Оценочный лист



Фамилия имя ______________________________



Виды работы

баллы

Количество баллов

оцениваю сам

оценивает учитель

1 Имя существительное как часть речи

- морфологический паспорт слова;

- определить существительные;



нет ошиб.



1-2 ошиб.



больш.2 ошиб.



2 Морфемный разбор «Чёрный ящик»

нет ошиб



1-2 ошиб



больш.2 ошиб.



3 Орфографическая пробежка

нет ошиб



1-2 ошиб



больш.2 ошиб.

0 б



4 Словосочетание


нет ошиб



1-2 ошиб

1б.



есть ошиб.



5 Самостоятельная работа

нет ошиб.



1-2 ошиб

1б.



есть ошиб.



Итого 10 баллов - это «5»; 8-9 баллов- это

« 4»; 7 баллов- это «3»; менее 7 баллов

- это «2»













Приложение 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СЛОВА

СЕМЯ

Бабушка посадила в землю семя тыквы.



  1. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

______________________________________________________________________________________________________________________

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КРУГ ОБЩЕНИЯ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДАТА ВЫДАЧИ «13» МАРТА 2024

МЕСТО ВЫДАЧИ 316 КАБИНЕТ МОАУ «СОШ №4 Г. ОРСКА

ВЫДАН ПРОЕКТНОЙ ГРУППОЙ №4 5 «В» КЛАССА



Приложение 3

Рабочий лист

Задание 1

Из группы слов записать в тетрадь только имена существительные, вставив пропущенные буквы

Ч_рнота, ч_рный, д_мовитый, д_мище, предл_жение, предл_гать, зав_южить, в_юга, пр_бежка, пр_бежать, поз_лоченный, зол_то, д_брота, под_бреть, л_нтяй, л_нивый, Ро(с/сс)ия, ро(с/сс)ийский.

Задание 2

Угадай слово. Запиши в тетрадь, выполни морфемный разбор в формате ВПР

Приставку найдёшь в слове подбежать.

Мой корень в слове заставить.

А суффикс и окончание возьми в слове пробежка.


Задание 3

Работа в парах Задание: составить с каждым существительным словосочетание по типу: прил. + сущ.

Коростель, виолончель, кофе, пальто, выпь, рояль, пианино, моль, впечатление.

Задание 4


Взаимопроверка

В первой строке таблицы напишите название морфемы, в которой вы вставите пропущенную букву (орфограмму)




заг…р

замоч…к

врач…м

р…стение

час…ки

шалаш…м

изл…жение

бетон…ик

полотенц…м

з…ря

груз…ик

товарищ…м

прекл…нение

галч…нок

границ..й



Задание 5

Самостоятельная работа. Цифровой диктант. Работа по учебнику (упражнение 580).

Сначала выпишите номера предложений в следующей последовательности: а) с не- приставкой;

б) с не - отрицательной частицей.

Если останется время урока, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, только после этого, перепишите в тетрадь

1. Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес а буйный лес, качаясь, буд..т бурю. 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? 3. Опять гудит бушу..т (не)погода. 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна.



































Индивидуальное задание по карточкам

Нужно определить в каких словах Ь не пишется. Для этого давайте вспомним в каких обманных случаях Ь не пишется. (У сущ. мн. числа Р.п., у сущ. м.р. после шипящих)

Дочь, кирпич, шалаш,  много дач, мелочь, калач, сушь, ковш, ключ, березовых рощ,  течь, сургуч, полночь, ткач, горечь, этаж, молодежь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!