СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 8 класс»

Тема: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Цели:

  Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

  Учить анализировать произведения малого жанра, выявлять тему и основную мысль;

  Воспитывать чувства прекрасного;

  Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Теория литературы: стихотворения в прозе, рефрен, антитеза.

Оборудование: компьютер, колонки, мультимедийная презентация, карточки с таблицами, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Русский язык».

Ход урока

  1. Организационный момент. 2 мин.

Учитель. Вы, ребята, молодцы!?

Ребята. Да!

Учитель. Вы, мальчишки, сильные?

Мальчики. Да!

Учитель. Вы, девчонки, красивые?

Девочки. Да!

Учитель. А какая у нас школа?

Ребята. Просто класс.

  1. Этап постановки целей урока и мотивации. 4 мин.

Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное…»( слайд 1)

-  Это романс на стихи Ивана Сергеевича Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать новые страницы его творчества.

ознакомимся с понятием «стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

- Но для начала давайте вспомним, какое произведение Тургенева вы изучали раньше? (ответы учащихся).

- Замечательно. В образе Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты.

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний 10 мин.

- Прочитайте эпиграф (один из учеников)

Добрый мой читатель, не пробегай

этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их в враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-

нибудь из них, может быть, заронит

что-нибудь тебе в душу…

И. С. Тургенев

(эпиграф напечатан, прикреплен к доске).

- Объясним слова сподряд, враздробь (сподряд – подряд, враздробь - порознь)

- Какой же совет он дает своим читателям?

- Почему?

- Эти строки взяты из  сборника И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».  А что такое стихотворение  в прозе? Знаем? Нет, верно.  Попробуйте сформулировать  тему урока. («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева) Запись в тетрадях

- Итак, запишем тему урока.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Что необычного в названии цикла? (Стихотворения в прозе)

- Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу, проанализируем содержание среднего столбца и заполним графы "Поэзия" и "Проза"

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Формулировка определения жанра стихотворения в прозе совместно с учениками

Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (дети отвечают)

- Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Чтобы определить черты стихотворения в прозе, прочитаем «Как хороши, как свежи были розы» Стр. 143 и на карточках  (чтение учителем под музыку) Слайд 2

Беседа с наводящими вопросами.

  1. Определите объем произведения? (небольшой объем);

  2. Посчитайте количество абзацев (6, текст небольшой, членение на мелкие абзацы);

  3. Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение (разнообразные, эмоциональность повышена);

  4. Сможете пересказать сюжет? (нет - бессюжетная композиция);

  5. Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» (лирический герой).

Посмотрите на слайд и запишите

Характерные признаки стихотворения в прозе:

  • небольшой объем

  • членение на мелкие абзацы

  • повышенная эмоциональность

  • обычно бессюжетная композиция

  • наличие лирического героя.

Слайд 3

Запись в тетрадях

Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Опираясь на выводы таблицы и беседы по произведению, попытайтесь сформулировать определение  жанра стихотворения в прозе.

(предположения учащихся).

Итак, стихотворения  в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы. Слайд 4

Физминутка. Давайте отдохнем: сделаем гимнастику для глаз, расслабляющие упражнения для мышц шеи и спины. Встаньте, руки на поясе. Делаем вращательные упражнения глазами: 5 раз по часовой стрелке, 5 раз – против. Теперь выполним упражнения  для снятия утомления с мышц туловища: И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И разрядим обстановку: громко и энергично похлопаем.

  1. Этап применения знаний в новых условиях

Мы определились с объяснением жанра.

  1. Анализ стихотворения «Как хороши, как свежи были розы».

Чтение стихотворения учеником.

Словарная работа. Не дерзаю – не смею. Дерзать (устар.) – осмеливаться на что-нибудь.

Ланнеровский вальс – вальс венского композитора Ланнера. Ланнеровские вальсы были популярны в годы, предшествовавшие появлению вальсов И.Штрауса.

Воркотня патриархального самовара – шум старинного кипящего самовара.

- Обратите внимание на заголовок стихотворения и первый абзац (давно давно я прочел одно стихотворение). И правда, такое стихотворение существует. Его написал давний знакомый Тургенева Иван Мятлев.

- Послушаем это стихотворение в прочтении Ирины. У вас на партах тексты есть. (Выразительное чтение)

- Стихотворение Мятлева пронизано чувством грусти и сожаления о неожиданно оборвавшейся молодости, еще не начавшейся жизни. Здесь противопоставлены Жизнь и смерть.

- Обратите внимание, сколько раз повторяется строка «Как хороши…» (6 раз). В литературе такие повторяющиеся строки называются рефреномЗапись в тетрадях.

- Чтобы узнать, зачем автору понадобилось использовать этот метод,  проанализируем стихотворение по абзацам.

1-й абзац – говорится о прошлом. Какие языковые средства показывают нам это (глаголы в прошедшем времени, наречия где-то, когда-то)

2-й – настоящее (наречие теперь, глаголы настоящего времени).

3-й – прошлое

4-й – настоящее

5-й – прошлое

6-й – настоящее

В стихотворении Мятлева перекликаются жизнь и смерть, а у Тургенева жизнь и смерть, молодость и старость, рефрен нужен, чтобы связать эти противопоставления. Такие противопоставления в литературе называют антитезой. Основа антитезы – антонимы.

  1. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? (Тургенев воспевает прекрасные моменты – мгновения радости, счастья, любви).

  2. Давайте сформулируем в одном предложении главную мысль стихотворения.

  Ответы учеников:

- человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается жизнь;

- все хорошее, что случается с человеком, он запомнит до конца жизни;

- как бы ни была сложна жизнь, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

2. Анализ стихотворения  «Русский язык»

- Прочитать про себя и вслух.

Словарная работа

Тягостный – трудный, мучительный

Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

- Найти признаки стихотворения в прозе.

- Тема (русский язык и великий народ)

- Основная мысль (Русский язык – язык великого народа.  Писатель завещал относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью).

Наверное, вам хочется узнать, почему писатель обратился именно к стихотворениям в прозе. Послушаем историю создания. Это индивидуальная домашняя работа Инсафа.  

История создания стихотворений в прозе. слайд 5

Создание сборника «Стихотворения в прозе»

В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит здесь, на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. Так появился сборник «Стихотворения в прозе» Еще 32 стихотворения будут опубликованы через 5 лет после его смерти. В этом сборнике собрано все, что волновало, привлекало и отталкивало Тургенева-писателя и Тургенева-человека. Ничтожность человеческой жизни перед вечностью природы; размышления писателя о русском народе, родине, гуманность человеческих отношений, торжествующая любовь, противопоставление добра и зла, воспоминания о давней любви, о подвиге и трусости, русский язык, его роль, смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость – вот основные темы стихотворений в прозе.

Спасибо, Инсаф.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание

Рефлексия.

Итак, подведём итоги

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе

2) Обратимся к эпиграфу. Скажите  стихотворения в прозе заронили что-нибудь в вашу душу.

Следуйте совету И.С. Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры: стихотворения в прозе.

Домашнее задание.

1) Прочитать стихотворения в прозе «Порог»,  «Памяти Ю.П. Вревской» - учебник

2) Выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Оценивание работ учащихся.

Приложения















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!