Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: Части слова. Корень.
Цели и задачи: учащиеся должны овладеть понятием «корень слова»; уметь находить корни в группе однокоренных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова; совершенствовать навыки нахождения безударной гласной корня, повышать орфографическую зоркость; развивать мыслительные процессы, самообразовательные умения; воспитывать культуру общения, познавательный интерес.
Оборудование: таблицы структуры слова, однокоренные слова (карточки), тетради, «Словообразовательный словарь», открытки для игры, карточки-виды работ на уроке, молоточек для игры.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Дети, перед вами тема урока и виды работ на уроке. Давайте подумаем, с чего лучше начать урок, и в какой последовательности будем работать.
План урока: 1. Повторение. 2. Новая тайна корня. 3. Работа с учебником 4. Итог урока. 5. Домашнее задание. 6. Игра.
2. Актуализация опорных знаний.
(слова на доске): хвост, лист, хвостик, листок, хвостатый, листопад, хвостище, листочек.
- На какие группы их можно разделить? Почему? Расположите однокоренные слова в «столбики». Назовите и обозначьте корень.
- Какие слова оказались в первом столбике? Какие – во втором?
- Как вы выделяли корень?
3. Каллиграфическая минутка.
(усиление эколого-краеведческого компонента)
ллл ххх ллх ххл
лист хвост листопад
Во время листопада появляются осенние зайчата – листопаднички. (показ картинки)
Задания: найти однокоренные слова; подобрать однокоренные слова к словам: осенние (осень), зайчата (зайчик, заячий хвост).
4. Формирование новых понятий.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о корне?
Запись слов в тетрадях с доски: хвост, хвостик, хвостатый, хвостище.
– А сейчас попробуем открыть новую тайну корня слова.
- Давайте поставим ударение в словах и пронаблюдаем: одинаково ли слышатся гласные в корнях слов?
- Почему они слышатся по-разному?
- А как пишутся гласные корней в ударной и безударной позициях? Какая же тайна скрывается в корне? /безударная гласная корня - это «ошибкоопасное место»/
— Как же не допустить ошибку? Какие слова являются проверочными? Какие — проверяемыми? (Взаимооценка.)
— Кто хорошо помогал нам на данном этапе урока? (отмечается активность отдельных учеников фишками)
4. Формирование самообразовательных умений.
-А теперь, представьте себе, что вы садовники (слово на доске)
- Чем занимается садовник? (ответы детей)
- Итак, вам нужно посадить корень «сад» и «вырастить» из него новые слова (работа с рисунком-таблицей)
| Маленький сад | Инструмент, используемый в саду (какой?) | Человек, который работает в саду (кто?) | Молодые растения, выращенные в теплицах (что?) | Большой сад | Место, на котором посажены растения. |
сад | | | | | | |
|
— Кто больше слов придумал? (Самопроверка. Самооценка по количеству написанных слов)
(на доске вырастает дерево из однокоренных слов)
— Вот какое развесистое дерево выросло, потому что корень «сад»-жизнеспособный.
1) Работа с учебником в парах ( стр. 45 упр. 2)
— Однажды поспорили два ученика. Один говорит: «Это однокоренные слова». Другой: «Нет»
— Ребята, давайте, работая в парах, разрешим их спор. Выпишите из упр. 2 однокоренные слова. Обозначьте корень.
- Почему выписали эти слова? Почему другие вы не выписали?
Физминутка для пальчиков.
В прятки пальчики играли...
2) Работа с учебником.
— Дети, вы хорошо рассказали о корне и однокоренных словах, узнали тайнубезударной гласной корня.
— А другие части слова бывают? Давайте понаблюдаем, что происходит со словами в упр. 6 (с. 46).
(на доске картинки и слова )
заяц — зайчик — зайчище
- Почему изменяется смысл слова? Что такое суффикс?
Вывод: суффикс — это часть слова; он стоит после корня. Образует новые слова.
— А зачем нужна приставка? Где стоит приставка? Как пишется приставка со словом? Приведите примеры, когда с помощью приставки образуются новые слова.
Физпауза
5. Структурирование содержания.
- Итак, подведем наш первый итог урока.
- Дети, из чего же состоят слова?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим таблицу (открывается доска с плакатом). Это необыкновенный дом. Из чего он состоит? Сердцевина дома, основа постройки — корень. К корню примыкает пристройка - приставка. После корня — блок — суффикс. Отдельные блоки дома нам напоминают части слова — морфемы
— Зачем мы изучаем части слова? Почему так важно уметь их выделять в словах?
— А бывают ли такие ситуации, когда затрудняешься выделить части слова?
— Как тогда поступить?
(демонстрация «Словообразовательного словаря»)
6. Игра «АУКЦИОН»
«Продажа» корней «осень», «лист», «хлеб»
/Задание: придумать и записать как можно больше слов с этими корнями/
7. Итог урока.
-Вы прекрасно справились сегодня с заданием. Какие виды работы вам понравились больше? Какие вызвали затруднения?
- Поставьте себе оценку за активность и прилежание на уроке.
8. Домашнее задание.
«Посадить» корни из упр.3 стр. 45 и «вырастить» как можно больше новых слов. На следующем уроке мы проведём соревнование по вашим «словесным деревьям».