СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Части слова. Корень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Части слова. Корень"»

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Части слова. Корень.


Цели и задачи: учащиеся должны овладеть понятием «корень слова»; уметь находить корни в группе однокоренных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова; совершенствовать навыки нахождения безударной гласной корня, повышать орфографическую зоркость; развивать мыслительные процессы, самообразовательные умения; воспитывать культуру общения, познавательный интерес.

Оборудование: таблицы структуры слова, однокоренные слова (карточки), тетради, «Словообразовательный словарь», открытки для игры, карточки-виды работ на уроке, молоточек для игры.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Дети, перед вами тема урока и виды работ на уроке. Давайте подумаем, с чего лучше начать урок, и в какой последовательности будем работать.

План урока: 1. Повторение. 2. Новая тайна корня. 3. Работа с учебником 4. Итог урока. 5. Домашнее задание. 6. Игра.

2. Актуализация опорных знаний.

(слова на доске): хвост, лист, хвостик, листок, хвостатый, листопад, хвостище, листочек.

- На какие группы их можно разделить? Почему? Расположите однокоренные слова в «столбики». Назовите и обозначьте корень.

- Какие слова оказались в первом столбике? Какие – во втором?

- Как вы выделяли корень?

3. Каллиграфическая минутка.

(усиление эколого-краеведческого компонента)

ллл ххх ллх ххл

лист хвост листопад

Во время листопада появляются осенние зайчата – листопаднички. (показ картинки)

Задания: найти однокоренные слова; подобрать однокоренные слова к словам: осенние (осень), зайчата (зайчик, заячий хвост).

4. Формирование новых понятий.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о корне?

Запись слов в тетрадях с доски: хвост, хвостик, хвостатый, хвостище.

– А сейчас попробуем открыть новую тайну корня слова.

- Давайте поставим ударение в словах и пронаблюдаем: одинаково ли слышатся гласные в корнях слов?

- Почему они слышатся по-разному?

- А как пишутся гласные корней в ударной и безударной позициях? Какая же тайна скрывается в корне? /безударная гласная корня - это «ошибкоопасное место»/

— Как же не допустить ошибку? Какие слова являются проверочными? Какие — проверяемыми? (Взаимооценка.)
— Кто хорошо помогал нам на данном этапе урока? (отмечается активность отдельных учеников фишками)

4. Формирование самообразовательных умений.

-А теперь, представьте себе, что вы садовники (слово на доске)

- Чем занимается садовник? (ответы детей)

- Итак, вам нужно посадить корень «сад» и «вырастить» из него новые слова (работа с рисунком-таблицей)




Маленький сад

Инструмент,

используемый в саду (какой?)

Человек, который работает в саду

(кто?)

Молодые растения, выращенные в теплицах (что?)

Большой сад



Место, на котором посажены растения.



сад








— Кто больше слов придумал? (Самопроверка. Самооценка по количеству написанных слов)

(на доске вырастает дерево из однокоренных слов)

— Вот какое развесистое дерево выросло, потому что корень «сад»-жизнеспособный.

1) Работа с учебником в парах ( стр. 45 упр. 2)

— Однажды поспорили два ученика. Один говорит: «Это однокоренные слова». Другой: «Нет»

— Ребята, давайте, работая в парах, разрешим их спор. Выпишите из упр. 2 однокоренные слова. Обозначьте корень.

- Почему выписали эти слова? Почему другие вы не выписали?

Физминутка для пальчиков.

В прятки пальчики играли...

2) Работа с учебником.

— Дети, вы хорошо рассказали о корне и однокоренных словах, узнали тайнубезударной гласной корня.
— А другие части слова бывают? Давайте понаблюдаем, что происходит со словами в упр. 6 (с. 46).
(на доске картинки и слова )

заяцзайчик — зайчище
- Почему изменяется смысл слова? Что такое суффикс?
Вывод: суффикс — это часть слова; он стоит после корня. Образует новые слова.
— А зачем нужна приставка? Где стоит приставка? Как пишется приставка со словом? Приведите примеры, когда с помощью приставки образуются новые слова.
Физпауза
5. Структурирование содержания.
- Итак, подведем наш первый итог урока.

- Дети, из чего же состоят слова?
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим таблицу (открывается доска с плакатом). Это необыкновенный дом. Из чего он состоит? Сердцевина дома, основа постройки — корень. К корню примыкает пристройка - приставка. После корня — блок — суффикс. Отдельные блоки дома нам напоминают части слова — морфемы
— Зачем мы изучаем части слова? Почему так важно уметь их выделять в словах?
— А бывают ли такие ситуации, когда затрудняешься выделить части слова?
— Как тогда поступить?
(демонстрация «Словообразовательного словаря»)

6. Игра «АУКЦИОН»

«Продажа» корней «осень», «лист», «хлеб»

/Задание: придумать и записать как можно больше слов с этими корнями/

7. Итог урока.

-Вы прекрасно справились сегодня с заданием. Какие виды работы вам понравились больше? Какие вызвали затруднения?

- Поставьте себе оценку за активность и прилежание на уроке.

8. Домашнее задание.

«Посадить» корни из упр.3 стр. 45 и «вырастить» как можно больше новых слов. На следующем уроке мы проведём соревнование по вашим «словесным деревьям».