I. Организационный момент | - Приглашаю всех в мир русского языка. Он для нас таит много нового. Сегодня мы познакомимся с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ). - Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы вы хотели достичь на уроке. | Я хотел бы достичь | У меня получилось | Работать старательно и активно | | | Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок | | | Узнать что – то новое самостоятельно | | | Порадоваться за товарища | | | Получить «5» | | | | Проверяют готовность к уроку | Личностные УУД: самоорганизация. Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II. Актуализация знаний Цель: подготовить к восприятию нового материала. | 1.Работа в тетради. - Запишем дату, вид работы. Сегодня на уроке мы работаем в парах и в группах постоянного состава. Помните о правилах работы в паре и в группе. 2. Вводная беседа: - В природе наступила чудесная пора. А какая, вы назовете сами: ТАЕТ СНЕЖОК, ОЖИЛ ЛУЖОК. ДЕНЬ ПРИБЫВАЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (слайд 2) Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает от зимнего сна. И я надеюсь, что сегодня на уроке весна вам прибавит легкости, уверенности в том, что у вас все получится. II. Актуализация знаний. - Прочитайте слоги (на доске): ПОД, ПЕЛЬ, КА, НИЙ, СНЕЖ, СОЛ, НИК, ВЕ, НЦЕ, СЕН (слайд 3) - Какие весенние слова можно составить из данных слогов: КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ВЕСЕННИЙ. - Запишите эти слова в тетрадь. - Объясните лексическое значение слова «ПОДСНЕЖНИК» - Правильно. Все первые цветы мы традиционно называем "подснежниками", хотя на самом деле подснежником является галантус - только один вид из множества первоцветов. (слайд 4) Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне. А сейчас давайте вернемся к русскому языку и разберем слово ПОДСНЕЖНИК по составу. - Назовите лишнее слово (ВЕСЕННИЙ). - Почему? - Определите род и число данных имен существительных. - Как изменяются имена существительные? | Записывают дату, вид работы. ВЕСНОЙ КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ВЕСЕННИЙ Это первый весенний цветок 1 ученик у доски, остальные – в тетради это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные КАПЕЛЬ –Ж.Р., ПОДСНЕЖНИК – М.Р., СОЛНЦЕ – СР.Р. ЕД.Ч. | Личностные УУД: осознание своих возможностей. Регулятивные УУД: умение регулировать свои действия. Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других |
III. Самоопределение к деятельности Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы | - А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали лишним. (ВЕСЕННИЙ) - Какой частью речи является слово «ВЕСЕННИЙ»? (Именем прилагательным) - Определите род этого слова. (Не можем) - Почему возникло затруднение? (другая часть речи – имя прилагательное) - А могут ли изменяться имена прилагательные по родам? Что вы знаете о прилагательном? Рассказать вам поможет таблица (работа в парах) Имя прилагательное | Это… | | На какие вопросы отвечает? | | Что обозначает? | | С какой частью речи связано? | | Каким членом предложения является? | | Как изменяется? | | Проверка (слайд 6) Самооценка - Оцените свою работу (критерии: выполнил правильно, допустил ошибку) На все ли вопросы мы смогли ответить? Значит, мы еще не все пока знаем об имени прилагательном. Попробуйте сформулировать тему урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Что нужно узнать? Чему научиться? | Ответы учащихся Проверка Самооценка Формулировка темы и постановка задач урока |
IV. Работа по теме 1.Создание проблемной ситуации Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией | -Давайте попробуем «соглосовать» имя прилагательное «весенний» с существительными день, утро, погода. Запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания, проверьте себя. -Что заметили? Почему разные окончания у прилагательных? От чего это зависит? Что можете сказать о связи прилагательного и существительного? (подвести ответы детей к тому, что меняется существительное, меняется и окончание прилагательного) - А вот как определить род имени прилагательного, вам сейчас предстоит это выяснить в группах. У каждой группы есть пошаговая инструкция по выполнению задания, само задание и алгоритм рассуждения выступающего. Выбираем следящего за временем и выступающего от вашей группы. Начинайте работу. (7 минут) (По мере выступления открывается таблица изменения имен прилагательных по родам) (слайды 9-10) - Какой признак взяли имена прилагательные у имен существительных? (РОД) - Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? (ДА) - Всегда ли у имен прилагательных одинаковые окончания? (НЕТ) - От чего это зависит? (От рода, в котором находится это имя прилагательное) -Сделайте вывод. Как определить род имен прилагательных? -Сверим свои выводы с правилом в учебнике на с. 72 Физминутка | Записывают в тетради: весенний день, весеннее утро, весенняя погода Делают вывод Групповая работа Заполнение учащимися таблицы Проверяют Делают вывод | Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результатуПознавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов. |
3. Первичный контроль Самостоятельная работа | Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой. 1. - Определите род имен прилагательных, выделите окончания Ранняя весна Рыхлый снег Яркое солнце Черные проталины (слайды 14-15) Самопроверка - Оцените свою работу (критерии: выполнил правильно, допустил ошибку) 2. «Подберите пару», подходящие друг другу по смыслу существительные и прилагательные (слайды 16-17) Проверка - Оцените свою работу (критерии: выполнил правильно, допустил ошибку) | Выполняют работу Самопроверка Самооценка Самопроверка Самооценка | Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
VII. Рефлексия Цель: проверить работу детей на уроке. | - Вот и закончился урок, но не заканчиваются тайны русского языка. -Оцените свою работу на уроке. Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня получилось). Расскажите ребятам в группе, что тебе удалось достичь за урок. Что не получилось? - Спасибо за работу. | Дети работают с карточками. | Личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика Познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |