СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Характеристика звуков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока поможет раскрыть представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Характеристика звуков»

Урок 33 Русский язык 3 класс 17.10.2023г

Тема: Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы. Гласные звуки

Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Личностные Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа или Коллективная работа


1) Белка, белый, белить.

2) Вода, водяной, водить.

3) Лист, лиса, лисёнок.

4) Лось, лоскут, лосёнок.

5) Горный, горка, городок.

6) Пёс, песочный, песок.


1) Моряки, морские, моржи.

2) Корень, корневой, коржи.

3) Холод, холмик, холодок.

4) Носик, носит, носок.

5) Семя, семечко, семья.

6) Вдруг, подруга, друзья.


(У доски работают два ученика. Можно это задание предло­жить на листочках.)

— Спишите. Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

3. Игра «Как зовут мастера?»

— От названия предметов образуйте названия профессий, за­пишите. Выделите в словах корень.

Рыба — ..., баян — ..., груз — ..., трактор — ..., кран — ..., стол — ..., машина —.... (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.) Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.

— На какие две группы можно разделить данные буквы? (Бук­вы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозна­чают один звук.)

— Назовите буквы, которые обозначают один звук.

— Какие это звуки? (Гласные.)

— Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

— Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слы­шим, а буквы видим и пишем.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и на­зываем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п'].

А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], ко­торые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!

— А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.

— Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?

— Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т'] обо­значаются одной буквой т.

Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские сло­ва, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»

Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислу­живает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных цар­ствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в цар­стве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: пере­водит видимые знаки в звучащие слова.

2. Работа по учебнику

Упр. 112 (с. 63).

(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сооб­щения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.)

— Как правильно обозначить безударный гласный в слове?

Упр. 113 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 114 (с. 64).

Упр. 115 (с. 64).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

- Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

-

VIII. Рефлексия

— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте про­пущенные буквы.

1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)

2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)

3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)

4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)

- Объясните смысл пословиц.

IX. Подведение итогов урока

— Чем отличается звук от буквы?

— Как звуки обозначаются на письме?

Домашнее задание

Упр. 116 (с. 64).