СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме «Части речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Части речи».»

Урок в 5 классе по теме «Части речи».

Предмет: русский язык.

Тема урока: Части речи.

Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. компьютер, проектор, презентация к уроку;

3. таблица для работы (доска)

3. задание для групповой работы

4. раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

ХОД УРОКА:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:

- Добрый день, ребята! Давайте сейчас проверим вашу готовность к уроку.

2. Орфоэпическая разминка

Начнем наш урок с проговаривания и записывания слов

СвЕкла, каталОг, жалюзИ, тЕфтели, щавЕль, агЕнт, алфавИт, фэропОрты, бАнты

Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавЕль.

Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.

( Синтаксический разбор с помощью кукол)

3. Определение темы урока

- Мы с вами проговорили слова. Что они обозначают? ( предметы)

- Давайте их попробуем изобразить или представить.

БАНТЫ СВЕКЛА КАТАЛОГ

- Какой частью речи обозначаются слова, которые обозначают предмет? ( существительное)

- А можем ли мы разукрасить наши слова? Возьмем слово «БАНТЫ». Какого цвета они могут быть? Размера? Состояния?

- Какую часть речи мы использовали? ( прилагательное)

- Теперь давайте совершать действия: завязать, развязать, сложить, купить и т.д.

- Какую часть речи использовали?

- Может уже кто-то догадался, какая тема урока? ( Части речи)

Учитель:Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока? (цель урока)

Учитель:

- Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

Учитель:

- Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

Учитель:

- Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего–то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).

Учитель:

- Правильно, но к концу урока мы с вами все части речи должны разделить на группы. Для этого мы попробуем их поселить в один дом, но в разные подъезды. А вот почему в разные вы мне и скажите?

- Каждый подъезд имеет свое название: самостоятельные жильцы, служебные жильцы, особые жильцы.

- Как вы думаете, почему у них такие названия? ( самостоятельные – сами делают, служебные- помогают, особые – для особенных случаев)

4. Работа по теме урока

Перед вами перечень слов:

Автомобиль, раскрашивать, на, серебристый, а, поющий, улыбаясь, четыре, хлопать, они, гав-гав, быстро, весело, ау!, не,

- Давайте из них выберем слова, которые мы себе четко приставляем, они несут в себе лексическую нагрузку, то есть что-то обозначают.

записывают в таблицу

Самостоятельные

Служебные

Особые

Автомобиль

Раскрашивать

Серебристый

Поющий

Улыбаясь

Четыре

Хлопать

Он

Быстро

весело

На

А

не

Гав-гав

Ау!

- А теперь давайте определим части речи.

3. Открытие новых знаний.

1. Учитель:

- Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

- Назовите, какие относятся к служебным?

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу!

- А почему вторая группа называется « Служебной»? Давайте выполним то, что я буду говорить: положить мешок, положить в мешок, взять стул, взять со стула, красный и желтый; красный, а не желтый.

- Итак, давайте сделаем вывод. Почему все части речи делятся на такие группы? ( Самостоятельные части речи несут лексическую нагрузку, служебные служат для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

- А почему они все таки живут в одном доме? ( Они все взаимосвязаны между собой)

- Правильно, но не все части речи дружат друг с другом, а зависит это от того, что обозначает часть речи.

( Составление взаимосвязи самостоятельных частей речи)

5. Закрепление материала

- Некоторым из вас повезло сегодня и им достались секретные карточки. Откройте их у вас там записаны слова, выйдите к доске и составьте предложение.

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ, А КОСА НА УЛИЦЕ.

Отгадайте загадку – СВЕКЛА ( подсказка в орфоэпической разминке есть)

4. Работа с таблицей.

действия

самостоятельные

служебные


1. Можно задать вопрос.

2. Нельзя задать вопрос.

3. Являются членами предложения.

4. Не являются членом предложения.

5. Имеют лексическое значение

6. Не имеют лексического значения.






Физкультминутка. Учитель:А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Учитель: А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится?

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие. 1-2 примера)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз).

Учитель:

- Молодцы! Вы справились с заданием.

Задание 3. Итоговый контроль.

Учитель:

- А сейчас проведём итоговый контроль

(Тест распечатан для каждого учащегося).



Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

- Взаимопроверка по ключу:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Домашнее задание (Слайд № 15). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».

Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Учитель:

- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!