СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Деепричастие"»

Тема урока: Деепричастие как часть речи.

(Использование элементов технологии развития критического мышления).

Цель урока: сформировать представление о деепричастии как самостоятельной части речи; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, уметь использовать деепричастия в устной и письменной речи.

Задачи:

  • дать определение понятию «деепричастие»;

  • развивать умение видеть деепричастие и использовать его в речи;

  • воспитывать внимание к слову как носителю информации

  • формировать навык и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;

  • формировать умение ставить вопросы, находить ответы, выделять главное;

  • способствовать выработке собственной точки зрения;

  • развивать мышление учащихся;

  • развивать творческие способности учащихся.

Методы и приёмы обучения: слово учителя, аналитическая беседа, работа в группах, работа с текстом, конструирование предложений, кластер, синквейн.

Технологии: Технология развития критического мышления через письмо, исследовательские, ИКТ, проблемные.

Оборудование: рабочие материалы, ТСО (мультимедийный проектор, ПК), презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации новых знаний.

Планируемые результаты: учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (время 2 мин.)

Слово учителя. Ребята, недавно вы работали над сочинением – описанием внешности человека. В чём вы испытывали больше затруднений: в содержании или в оформлении работы?

Ученик: Мне было сложно сформулировать свои мысли.

Ученик: Сложнее было подобрать обороты речи, нужные слова.

Слово учителя.. Перед вами высказывание А.П.Чехова. Прочитайте советы начинающим писателям, сделайте вывод.

( СЛАЙД №1)

Ученик: (читает): «Вам надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.
Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая всё лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражений».

Слово учителя. Ребята, как вы поняли советы Чехова?

Ученик: Я понимаю это так: нужно знать, какую музыку ты слушаешь или какой рассказ ты читаешь, ты всегда должен знать плохую или хорошую музыку ты слушаешь. Все могут в себе воспитать вкус. Надо много читать или слушать, и тогда воспитается этот вкус.

Ученик: Надо воспитывать вкус (начинать разбираться в том, чему стоит отдавать предпочтение), при чем речь об увлечении чем-то достойным, стоящим внимания, о хорошем вкусе. Ну и, конечно, к родному языку надо относиться бережно и любовно, изучать, любить его.

Слово учителя. Поставьте вопросы к выделенным словам. Что они обозначают? Определите часть речи.

Ученик: Это глаголы, они обозначают действие, отвечают на вопросы: «Что делать?» «Что делают?» «Что сделать?»

Слово учителя. Можете ли вы дать полную характеристику слов: «обдумывая», «исключая», «давая», «обрабатывая»?»

Ученик: Нет, так как это деепричастия.

3. Объявление темы, цели, задач урока.

Слово учителя. Какова тема урока? «Деепричастие как часть речи» (запишите в тетради дату и тему урока).

(СЛАЙД №2)

Слово учителя. Определите цели урока:

(СЛАЙД №3)

  • дать понятие деепричастия как самостоятельной части речи;

  • научиться определять морфологические признаки деепричастия, синтаксическую роль;

  • формировать навык правильного употребления деепричастий в речи.

Учитель: Целеполагание. Какие пути и средства достижения целей нам необходимы?

Ученик: Выполнение упражнений, чтение теоретического материала, сопоставление.

Ученик: Надо повторить то, что известно о глаголе, так как глагол и деепричастие имеют общие признаки.

4. Актуализация теоретических знаний. Стадия вызова.

Учитель: Ребята, следующий этап нашей работы называется «Стадия вызова» (актуализация субъектного опыта). На слайде вы видите ряд вопросов. Задача – ответить на них, аргументируя свои предположения. При необходимости ответы записывайте в тетрадях. У вас две минуты для подготовки.

(СЛАЙД 4)

Вопросы: Верите ли вы, что…

1. Глаголы бывают двух видов?

2.Глаголы обозначают действие предмета?

3. Причастие образуется от глагола?

4.Наречие – изменяемая часть речи?

5.Деепричастие образуется от глагола?

6. Слово «деепричастие» состоит из 2 слов?

(Ответы учащихся).

Учитель: Что же обозначает слово «деепричастие»?


Деепричастие произошло от двух слов: дее- (от деяти в значении делать ) + причастие (сравни причастность). То есть дееспособный, причастный. Термин был введен Мелентием Смотрицким в начале 17-го века и объяснить его можно как «причастность к действию».

(СЛАЙД 5)

Учитель: Что же такое деепричастие?

Ученик: Это что-то причастное к действию.

Учитель: Я предлагаю по поводу того, что вы узнаете о деепричастии на уроке, написать синквейн. В конце урока каждый прочитает своё пятистишие.

5. Стадия осмысления новой темы.

(СЛАЙД 6)

Учитель: Проведем   исследовательскую работу.  Задание: пользуясь материалом учебника на стр. параграф 28, заполните таблицу в маршрутном листе, продолжив предложение во второй графе:

Деепричастие - это…



  1. Деепричастие обозначает…


  1. Деепричастие отвечает на вопросы…


  1. Деепричастие образуется…


Деепричастие имеет признаки глагола…


  1. Деепричастие имеет признаки наречия…


  1. Деепричастие в предложении бывает…


(Все материалы дети заносят в таблицу в таблицу, находящуюся в маршрутном листе.





Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания.

Учитель: А теперь давайте полученные знания оформим в виде кластера.

6. Кластер.

(СЛАЙД 7)








Учитель: Ребята, признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Ученик: Деепричастие имеет признаки наречия и глагола.

(СЛАЙД 8)

  1. Закрепление. Творческое задание.

Учитель: Спишите предложение, заменяя один из глаголов деепричастием.

(СЛАЙД 9)

Мы обучаем других, учимся сами. (Сенека) Сенека - римский философ, поэт, государственный деятель родился в 4 веке до н.э. Ему принадлежит много афоризмов, крылатых выражений. Например, «Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим».

Ученик: Обучая других, мы учимся сами. Мы обучаем других, учась сами.

Учитель: Ребята, какой вывод мы сделаем?

Ученик: Деепричастие обозначает дополнительное действие при основном.

Учитель: Выполним синтаксический разбор предложения: Мы обучаем других, учась сами.

Ученик: Повеств., невоск., простое, распр., двусост., осл. дееприч. оборотом)

  1. Работа в парах. Выполнение тестовых заданий.

Учитель: Выполните тестовые задания. Ответы записывайте в маршрутный лист. Кстати, идея, заключенная в высказывании Сенеки, реализуется при взаимообучении, например, работе в парах.

(СЛАЙД 10)

А1. Какое слово является деепричастием?

  1. Висевший

  2. Размахнувшись

  3. Покинуты

  4. Падающего

(СЛАЙД 11)

А2. Укажите деепричастие несовершенного вида.

  1. Нахмурясь

  2. Встречаясь

  3. Приняв

  4. Заблудившись

(СЛАЙД 12)

В1. Из предложения выпишите деепричастия.

Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

(СЛАЙД 13)

В2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Прислушавшись,

1)текст звучал всё громче и громче.

2) мне хорошо был знаком рассказ.

3)он рассказывал о своём увлечении поэзией.

4) я узнал стихи А.С.Пушкина в исполнении известного артиста.

9. Проблемная ситуация

(СЛАЙД 14)

Учитель: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

Ученик: Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие.

Вывод: основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, совершается одним и тем же лицом.

10.Наблюдение «Роль деепричастий в речи».

Учитель: Ребята, а для чего нужны деепричастия? 

Ученик: Деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее.

Учитель: Вывод:  Д.Э. Розенталь считал, что «деепричастные обороты являются  принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается  в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность». Неслучайно, многие поэты используют деепричастия в своих произведениях. Послушайте стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе В.А.Жуковского и в исполнении Конюхова Влада. Представляете, на один глагол «падать» в стихотворении 46 деепричастий!

Для справки: Лодорский или Ладорский водопад образует на пути своего течения река Денвер в Англии.

(СЛАЙД 15)

Вывод:  Деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Но использовать их, конечно, нужно правильно. Нужно быть внимательнее к устной и письменной речи. Вот что об этом писала С.Лунина:

(СЛАЙД 16)

Каждое слово нам чем-то знакомо.

Нужно только подумать, вглядевшись в него...

Каждое слово очень весомо…

Будь же внимателен, будь осторожен, если используешь в речи его.

(СЛАЙД 17)

11. «Собери пословицу».

Учитель: Ребята, наши предки прекрасно использовали возможности русского языка. Соберите две пословицы. Запишите в тетради.

Говорить не думая – тот вечно вздор твердит

Кто не подумав говорит, что стрелять не целясь

Ученик:

Учитель: Выберете любую понравившуюся пословицу, объясните её смысл. В какой ситуации её можно использовать?

Ученик: Прежде, чем о чём-то говорить, надо вникнуть в суть вопроса, узнай подробности, нюансы, подготовиться.

12. Стадия рефлексии. Синквейн.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с деепричастием и его признаками. Давайте оформим свои мысли в виде синквейна.


Ответы:

Деепричастие

Деепричастный, трудный

Поясняет, дополняет, делает сложным

Дополнительные действия, позволяющие  смягчать краски, зрительные и слуховые представления, за счёт чего достигается  полное изображение картины

Дополнительное действие

13. Подведение итогов урока (время 2 мин.)

(СЛАЙД 18)

Учитель:

Ученик:

14. Домашнее задание (время 1 мин.)

(СЛАЙД 19)

Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М.Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (о деепричастии), 2 аргумента.

 Параграф 28, упр. 181 по учебнику или составить (по желанию) небольшой текст с использованием деепричастий

Используемая литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015

  2. Г. А Богданова Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2016.

  3. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка:метод. пособие. Под ред. Л.К. Ивановой –СПб.: ЛОИРО, 2009.

  4. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2015. - №3.

  5. http://konkurs.infourok.ru/index.php