Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Корень" 4 класс»
Внимательно слушайте - и всё услышите.
Внимательно смотрите - и всё увидите.
Думайте - и всё поймёте.
Путешествие по стране «Морфемика»!
- Морфемика-раздел науки о языке, который изучает
- Морфема- это
- Мы знаем морфемы:
морфемы
значимая часть слова
приставка, корень, суффикс,
окончание
Словарная работа Б…гаж, в…н…грет, б…седовать, бр…ш…ра, в…л…с…пед, ж…ри,(не)нав…деть, поч…рк, п…суда, рю…зак.
Чего не хватает у слов?
-ушек
-ец
-ница
-н-ый
хлебушек
хлебец
хлебница
хлебный
Корень слова
Тема урока: «Корень слова»
Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!
приехать
лошадка
яблочко
поиграть
хорошо
Секрет 1: Корень – главная значимая часть слова.
Работа с учебником
Выберите однокоренные слова, распределите по группам:
- Белый, побелка, белка, белизна, беличий, набело, белочка.
Секрет 2: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Секрет 3:
Чтобы определить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова
Упражнение
- Целина, цельный, прицельный, горный, отгореть, загорелый, горы, загорел, гористый, целиком, целевой, целинный, целый, прицел, целинник, нацеленный, уцелеть, цель.
- Цел ина, цел ьный, цел иком, цел инный, цел ый, цел инник, у цел еть.
- При цель ный, цел евой, при цел , на цел енный, цель .
- Гор ный, гор ы, гор истый.
- От гор еть, за гор елый, за гор ел.
Секрет 4:
Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи
Секреты КОРНЯ:
1.Корень – главная значимая часть слова.
2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
4. Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
Тест
- Выбери верное утверждение.
- 1. Корень – это...
- А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.
- 2. В корне заключено...
- А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов.
- 3. Чтобы найти корень, нужно...
- А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова
- 4. Однокоренные слова...
- А) могут быть только одной частью речи,
- Б) могут быть только разными частями речи,
- В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
- 5. В какой строке записаны однокоренные слова?
- А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);
- Б) купить, купаться, купание;
- В) трава, травяной, травинка.
- 6. Найдите группу однокоренных слов:
- А) Гора, горчица, гореть;
- Б) росток, рослый, роса;
- В) лук, луковый, лучок.
-
Ответы
- 1-А «5»- 6 б.
- 2-В «4»- 5 б.
- 3-Б «3»- 3-4 б.
- 4-В «2»- 1-2 б.
- 5-В
- 6-В
Домашнее задание:
- 1) Учить правило стр. 13
- 2) Упражнение 393.
Спасибо за урок!