СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Полные и неполные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Полные и неполные предложения"»

Цель урока: п ознакомить учащихся  с основными признаками полных и неполных предложений ; сферой их употребления. Осипенкова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Растегаевская ОШ»

Цель урока: п ознакомить учащихся с основными признаками полных и неполных предложений ;

сферой их употребления.

Осипенкова Л.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Растегаевская ОШ»

Полные предложения  Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены Неполные предложения  Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения ( главный или второсте-пенный), необходимый для полноты строения и значения, но он легко восстанавливается по смыслу из контекста: Я ЧИТАЮ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ. – КАКУЮ КНИГУ ТЫ ЧИТАЕШЬ? – ИНТЕРЕСНУЮ.
  • Полные предложения

Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены

  • Неполные предложения

Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения ( главный или второсте-пенный), необходимый для полноты строения и значения, но он легко восстанавливается по смыслу из контекста:

Я ЧИТАЮ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ.

– КАКУЮ КНИГУ ТЫ ЧИТАЕШЬ?

– ИНТЕРЕСНУЮ.

Я ЧИТАЮ интересную КНИГУ
  • Я
  • ЧИТАЮ
  • интересную
  • КНИГУ
 - Вам сообщили о моём приезде? (Полн.) - Сообщили. (Неполн.) - Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн.) - Скоро. (Неполн.)

- Вам сообщили о моём приезде? (Полн.)

- Сообщили. (Неполн.)

- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн.)

- Скоро. (Неполн.)

Неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения. —  В каком классе учишься? — В восьмом. Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений: Землю солнце красит, а человека — труд.
  • Неполными могут быть двусоставные и односоставные предложения.

В каком классе учишься?

В восьмом.

  • Неполные предложения часто входят в состав сложных предложений:
  • Землю солнце красит, а человека труд.
К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое — звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнения и обстоятельства):  Сила наша — в единстве, доблесть— в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине. (А.Серафимович.)
  • К неполным относятся также предложения, в которых отсутствует сказуемое — звено, подчиняющее второстепенные члены (дополнения и обстоятельства):

Сила наша — в единстве, доблесть— в беспредельном патриотизме, в горячей любви к Родине. (А.Серафимович.)

Запишите предложения, определите – полные они или неполные. С запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело. - Позовите, пожалуйста, Лену. - Сейчас. Алёша смотрел на них, а они на него. Осень. Мне душно. В дверь позвонили.

Запишите предложения, определите – полные они или неполные.

  • С запада надвигалась дождевая туча.
  • Постепенно темнело.
  • - Позовите, пожалуйста, Лену.
  • - Сейчас.
  • Алёша смотрел на них, а они на него.
  • Осень.
  • Мне душно.
  • В дверь позвонили.
Неполные предложения  Предложение рассматривается как неполное, если в нем опущены:   - грамматическая основа или часть ее (– Он уехал? – Да, вчера).  - обязательный распространитель грамматической основы. Без него смысл предложения не понятен вне контекста (– Смотри, я уже нарисовал... – Что? – Как что? Наш дом и собаку).   Односоставные предложения  Предложение рассматривается как односоставное, если грамматическая основа состоит из одного главного члена. Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. -безличные (Стало жарко); -определенно-личные (Пойду); -неопределенно-личные (В дверь позвонили); -обобщенно-личные (Это слово пишут с большой буквы);  -  назывные (Весна...). Может быть полным и неполным.

Неполные предложения

Предложение рассматривается как

неполное, если в нем опущены: 

- грамматическая основа или часть ее (– Он уехал? – Да, вчера).

- обязательный распространитель грамматической основы. Без него смысл предложения не понятен вне контекста

(– Смотри, я уже нарисовал... – Что?

Как что? Наш дом и собаку).

Односоставные предложения

Предложение рассматривается как односоставное, если грамматическая основа состоит из одного главного члена. Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

-безличные (Стало жарко);

-определенно-личные (Пойду);

-неопределенно-личные (В дверь позвонили);

-обобщенно-личные (Это слово пишут с большой буквы);

- назывные (Весна...).

Может быть полным и неполным.

Я с вами на трамвае. Вот парадный подъезд. - В дверь позвонили. Односоставное, полное. - Кто?  Вопросительное, неполное. Односоставное, назывное, полное. Двусоставное, неполное
  • Я с вами на трамвае.
  • Вот парадный подъезд.
  • - В дверь позвонили.
  • Односоставное, полное.
  • - Кто?
  • Вопросительное, неполное.
  • Односоставное, назывное, полное.
  • Двусоставное, неполное
Я с вами на трамвае. Двусоставное, неполное Вот парадный подъезд. Односоставное, назывное, полное. Односоставное, полное.   Вопросительное, неполное. - В дверь позвонили. - Кто?
  • Я с вами на трамвае.
  • Двусоставное, неполное
  • Вот парадный подъезд.
  • Односоставное, назывное, полное.
  • Односоставное, полное.
  • Вопросительное, неполное.
  • - В дверь позвонили.
  • - Кто?
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например: Татьяна — в лес, медведь за нею. (А. Пушкин.)  По полям бегут ручьи, на дорогах — лужи. (С.Маршак.)
  • Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:
  • Татьянав лес, медведь за нею. (А. Пушкин.)
  • По полям бегут ручьи, на дорогахлужи. (С.Маршак.)
Тире обычно ставится: 1. При пропуске сказуемого (реже - других членов предложения), если оно восстанавливается из текста самого предложения, чаще всего сложного. Пример: Налево шумела забытая ель, направо – плакучая ива. 2. Для обозначения пространственных, временных, количественных пределов. Пример: Поезд Москва – Астрахань отправляется. (от…до)  Тире обычно не ставится: 1. В предложениях, для которых отсутствие сказуемого является нормой, поскольку оно подсказывается самим содержанием предложения. Пример: На улице огромные лужи. Снова дождь. Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали. А в доме стук, ходьба.
  • Тире обычно ставится:
  • 1. При пропуске сказуемого (реже - других членов предложения), если оно восстанавливается из текста самого предложения, чаще всего сложного.
  • Пример: Налево шумела забытая ель, направо – плакучая ива.
  • 2. Для обозначения пространственных, временных, количественных пределов.
  • Пример: Поезд Москва – Астрахань отправляется. (от…до)
  • Тире обычно не ставится:
  • 1. В предложениях, для которых отсутствие сказуемого является нормой, поскольку оно подсказывается самим содержанием предложения.
  • Пример: На улице огромные лужи.
  • Снова дождь.
  • Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.
  • А в доме стук, ходьба.
Какие предложения называются неполными? Какие предложения называются полными? В чём отличие неполных предложений от односоставных? Когда в неполных предложениях ставится тире? Что нового узнали на уроке? Понравился ли урок?
  • Какие предложения называются неполными?
  • Какие предложения называются полными?
  • В чём отличие неполных предложений от односоставных?
  • Когда в неполных предложениях ставится тире?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Понравился ли урок?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!