Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Цель: совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Загадка:
Не легко ее добыть,
надо храбрым в схватке быть.
Только тем она дается,
до последнего кто бьется. (победа)
- Какая орфограмма содержится в этом слове? (непроверяемая гласная в
корне слова)
- Какие из перечисленных слов являются однокоренными, почему? :
победный(мяч), победитель, к победе, побеждать, победу.
- Составьте предложение из слов: одержала, команда «Зенит», победу,
долгожданную.
Синтаксический разбор предложения.
2. Актуализация знаний
- Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
- Что вы уже знаете о глаголе?
Приём «Продолжи фразу»
Глагол это часть речи, которая ….
Глаголы бывают двух видов …..
Сколько временных форм имеют глаголы несов. вида? (3 формы)
Сколько временных форм имеют глаголы сов. вида? (2 формы)
Глаголы изменяются по……
Не с глаголами пишется …….
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
В предложении глагол является …
Спряжение – это ...
III. Формулирование темы занятия.
Найдите “лишнее” слово и объясните, почему оно лишнее:
Слова ( на доске): красит, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.
пчела – имя существительное
трещал – глагол прошедшего времени
бегут – употреблен во мн. числе
кричит – имеет ударное окончание, в слове строит окончание безударное.
-А если оно безударное, то оно может вызывать сомнение
-Сформулируйте тему урока.
-Какую учебную задачу мы сегодня должны решить на уроке? (закрепить
умения писать глаголов с безударными личными окончаниями)
-Как правильно написать безударное окончание глагола?
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Орфографическая минутка.
- Запишите несколько глаголов под диктовку, подчеркни орфограмму. Попробуй объяснить написание данной орфограммы.
Встречать 1спр – встречает
варить 2 спр – варит
кормить 2спр - кормит
вязать 1 спр - вяжет
пожалеть 1 спр - слабеет
посолить 2 спр - посолит
- Что можете сказать о данных глаголах? (глаголы неопред. формы)
- На какие 2 группы можно разделить данные глаголы? (сов., несов., вид) Укажите спряжение над глаголами, поставьте данные глаголы в форму 3л, ед. числа. Выделите окончания.
Физминутка
Как живешь?
Как идешь?
Как спишь?
А бежишь?
Как берешь?
А даешь?
Как молчишь?
Как сидишь?
- В каком лице стоят все глаголы в данной физминутке? (во 2л.)
-Покажите карточкой спряжение названого глагола (учитель повторяет глаголы, уч-ся показывают цифрой спряжение).
- Почему вы не затруднялись определять спряжение?(ударные окончания)
2. Работа в парах на карточках.
- Определи спряжение глагола и напиши правильно окончание.
Сверка шь ( ), руга шь ( ), кида шь ( ), пыла шь ( ), хран шь ( ), враща шь ( ), вер шь ( ), грохоч шь ( ),
спор шь ( ), спеш шь ( ).
- Проверка по хлопку. Самооценка.
3. Игра « Рассели жильцов».
1 спр. 2 спр.
Детям предлагаются глаголы, нужно вставить окончание и правильно распределить их по спряжениям. (2 маркера)
Свет_т, мо_т, глад_т, рису_м, танцу_шь, тащ_т, откро_шь, выйд_шь, дума_м, леч_шь.
Проверка. Самооценка.
4. Самостоятельная работа по учебнику. с. 96 упр 197
- Работа с деформированными предложениями.
- Определение спряжения у выделенных глаголов.
5. Работа в группах игра «Исключи лишнее слово».
Пишем, вяжем, стираем, дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).
Строим, клеим, отвечаем, говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .
Молчат, посеют, думают, живут(посеют – буд. вр., а остальные глаголы в наст. в)
Читать, делать, лететь, накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)
Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (все глаголы – исключения, кроме одного).
Итог урока. Рефлексия.
Поднимите красный шарик, если вы не поняли, как правильно писать безударные окончания глаголов.
Поднимите желтый шарик, если вы затрудняетесь, как правильно писать безударные окончания глаголов.
Поднимите зелёный шарик, если вы хорошо поняли, как правильно писать безударные окончания глаголов.
Д/З с. 99 упр 202