СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС . Соответствует воспитательной акции "Прошлое в настоящем. Победе-75!"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения."»

Урок русского языка в 4 классе

Учитель начальных классов высшей категории Кустова О.В.

Тема. Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

УМК «Планета знаний».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: провести первоначальное ознакомление с 1 и 2 спряжением глаголов.

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о 1 и 2 спряжении глаголов;

  • познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;

  • формировать умения различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения, спрягать глаголы с ударным окончанием.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к истории страны, к людям , создающим эту историю;

  • аккуратность, гигиенические правила письма, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать связную речь обучающихся при устных ответах, работе с предложением, , логическое мышление, память.

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая

Планируемые результаты:

Предметные: повторить словарные слова, орфограммы, части речи, однокоренные слова- формы слова, склонение , спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения;

Метапредметные:

познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; уважение к истории страны, к ветеранам; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки для групповой работы ( Упражнение 120), толковый словарь, логотип воспитательной акции , учебник «Русский язык: 4 класс : в 2ч. Ч.1 / Л. Я .Желтовская, О. Б. Калинина.- М.: Дрофа, 2018.»



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!



2 Актуализация знаний


























Минутка чистописания

















Словарная работа

Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

- Подчеркните орфограммы.

























На доске : ть, жу

- Запишите буквосочетания быстро, правильно, красиво.

- Прочитайте выражение, записанное на доске.

Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем войной.

- Как вы понимаете это выражение?




- Запишите это предложение быстро и правильно.

- Могут ли эти слова стать девизом нашего урока? Докажите.

- На доске слова: победить, орден, ветеран, великий

- Что объединяет эти слова?

- Какая тема их объединяет?

- Почему в этом году на многих уроках и классных часах говорим о войне и победе?

- Вы согласны с тем, что только в юбилейные года надо вспоминать об этом страшном времени - Великой Отечественной войне и о столь значимом событии- Великой Победе? Почему?




- Как называется воспитательная акция в этом учебном году?

- Мы с вами, потомки героев той страшной войны, должны чтить память о былом и быть достойными людьми в настоящее, мирное время.


-Что ещё объединяет эти слова?

- Какая орфограмма в них присутствует?



- Запишите эти слова, орфограмму подчеркните.

- Чем слова отличаются друг от друга?


- Определите части речи.

- Устно подберите однокоренные слова.


- При помощи чего образуются новые, однокоренные слова?



- Могут ли быть однокоренные слова разных частей речи?

- Измените форму слова «великий»

- Что поменялось в слове?

- Кто такой ветеран?

- Где можно узнать значение этого слова? Найдите.

- Что вы знаете о ветеранах Великой Отечественной войны?





- Что бы вы пожелали тем ветеранам, которые дожили до наших дней?

- Измените форму слова

«ветеран»

- Когда имена существительные и имена прилагательные изменяют свои окончания?

- Как называется изменение имён существительных и прилагательных по падежам?

Учащиеся комментируют: пятнадцатое – безударный гласный, проверим словом «пять»; буквосочетание «дц» надо запомнить; безударный гласный в окончании, зададим вопрос «какое?», ударное окончание «ое», его и запишем.

октября – безударный гласный «о» надо запомнить, словарное слово, безударный гласный «я» , проверим словом «октябрь».

Классная- удвоенный согласный «сс», надо запомнить, словарное слово, безударное окончание «ая», зададим вопрос «какая?», ударное окончание «ая», его и запишем.

работа- безударный гласный «а», словарное слово.









- Лучше не воевать. А победителем ты можешь стать и в учёбе, и в спортивных состязаниях, и в олимпиадах.








- Связаны одной темой.

- Война, победа









- Нет, об этом надо говорить постоянно. Ведь русский народ отстоял свою родину большой ценой.


- «Прошлое в настоящем: Победе- 75!»







- Они словарные

- Во всех словах надо писать букву е.

- Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением.


- Выражены разными частями речи.



- Победа, орденоносец, ветеранский, победитель.



- При помощи приставок, суффиксов и даже вторых корней.





- Окончание


- В толковом словаре.



Их осталось очень мало, ветеранов приглашают на День Победы. Их надо уважать и им надо помогать.






- Когда изменяются по падежам.




- склонение


3 Целеполагание. Мотивация к деятельности

-Измените форму слова «победить»

- Слова «победил», «победили» - это однокоренные слова или форма слова? Докажите


- Что можно определить у этих глаголов?

- Определите

- Что можно определить у глаголов «победим», «победишь»?

- Определите

- Как назвать изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам?

- Что нового вы хотите сегодня на уроке узнать?

- Над чем ещё можно подумать?

Сформулируйте тему урока.


- Победим , победишь



- Появился суффикс «л», значит, это однокоренные слова


- Время, число, род



- Время, число





- ???





Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

4 Первичное усвоение новых знаний

- Откройте учебник на с. 58. Прочитайте задание к упражнению 118.

- Что делают глаголы настоящего и будущего времени, изменяясь по лицам и числам?

- Откуда мы можем об этом узнать?

- Прочитайте правило

- Задайте классу вопросы по правилу










Упражнение 119 ( устно)

- Сделайте вывод , какие личные окончания имеют глаголы настоящего времени в 1 спряжении ? А во 2 спряжении?

- Обратимся к помощнику Ключику.

- На то обратил наше внимание помощник?

- К какому спряжению в отнесёте глагол победим?

- Почему?

- Составьте предложение с этим глаголом.

- Запишите его у доски и в тетрадях. Выделите окончание, надпишите спряжение.

- Как будет звучать этот глагол в 1 лице единственного числа? Что интересного вы отметили для себя?

- В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице единственного числа. Такие глаголы требуют другой формы. Надо быть внимательными при образовании этих форм.








- Из правила



- Как называется изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам?

- Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам?

- Какие окончания есть у изменяемых глаголов?

- На какие группы делятся глаголы?






Читают вывод.


















Физкультминутка


«Будем мир мы защищать»

 (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. 

Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! 

Жмут руки друг другу.
На границе встанем, 

Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. 

Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, 

Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! 

Обнимаются друг с другом.



5 Первичная проверка понимания

Прочитайте задание к упражнению 120.

Обсудите в группе, как надо распределить глаголы в колонки по спряжениям. Запишите на карточку.



- Представьте свою работу классу.

- Что помогло определить спряжение глаголов?





1 спряжение: считает, играем, пишем, дремлет, прыгаем, ищете, плывём.

2 спряжение: смотришь, стоишь, строите, спит, светит, чистите.

6 Первичное закрепление

- Прочитайте задание к упражнению 121.

- Как вы будете его выполнять?

- Что нужно сделать каждому из вас?

- Проверьте работы друг друга.

- У какой пары всё получилось, подайте знак.

- Молодцы.



В парах

7 Итог урока. Рефлексия

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Что нового вы открыли для себя?

- Получилось ли нам её достичь?

- Что нам в этом помогло?



- Какие слова были девизом этого урока?

- Как вы думаете, они помогли нам в работе?

- Тогда закончите фразы:

Сегодня на уроке я ..

Мне было…

Оцените себя на уроке, используя смайлик.







- Работали дружно. Предлагали разные варианты решения.


Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем войной.


8 Домашнее задание

Упражнение 122 с 59;

по желанию : подобрать по 3 глагола 1 и 2 спряжения по теме «Война. Победа»






Список литературы.

1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования на 2019-2020 г

2 Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина. - М.: Владос, 2001.

3. Желтовская, Л. Я. Русский язык : учебник : 4 кл. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. -М. : ACT : Астрель, 2018.

4. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.- М.: АСТ: Астрель, 2015.

5. Практический курс по русскому языку для начальной школы : справочник школьника. - М. : Филологическое общество «Слово», 1998.

6. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя/ Н.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова: под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф,2018.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!