2 Актуализация знаний Минутка чистописания Словарная работа | Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. - Подчеркните орфограммы. На доске : ть, жу - Запишите буквосочетания быстро, правильно, красиво. - Прочитайте выражение, записанное на доске. Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем войной. - Как вы понимаете это выражение? - Запишите это предложение быстро и правильно. - Могут ли эти слова стать девизом нашего урока? Докажите. - На доске слова: победить, орден, ветеран, великий - Что объединяет эти слова? - Какая тема их объединяет? - Почему в этом году на многих уроках и классных часах говорим о войне и победе? - Вы согласны с тем, что только в юбилейные года надо вспоминать об этом страшном времени - Великой Отечественной войне и о столь значимом событии- Великой Победе? Почему? - Как называется воспитательная акция в этом учебном году? - Мы с вами, потомки героев той страшной войны, должны чтить память о былом и быть достойными людьми в настоящее, мирное время. -Что ещё объединяет эти слова? - Какая орфограмма в них присутствует? - Запишите эти слова, орфограмму подчеркните. - Чем слова отличаются друг от друга? - Определите части речи. - Устно подберите однокоренные слова. - При помощи чего образуются новые, однокоренные слова? - Могут ли быть однокоренные слова разных частей речи? - Измените форму слова «великий» - Что поменялось в слове? - Кто такой ветеран? - Где можно узнать значение этого слова? Найдите. - Что вы знаете о ветеранах Великой Отечественной войны? - Что бы вы пожелали тем ветеранам, которые дожили до наших дней? - Измените форму слова «ветеран» - Когда имена существительные и имена прилагательные изменяют свои окончания? - Как называется изменение имён существительных и прилагательных по падежам? | Учащиеся комментируют: пятнадцатое – безударный гласный, проверим словом «пять»; буквосочетание «дц» надо запомнить; безударный гласный в окончании, зададим вопрос «какое?», ударное окончание «ое», его и запишем. октября – безударный гласный «о» надо запомнить, словарное слово, безударный гласный «я» , проверим словом «октябрь». Классная- удвоенный согласный «сс», надо запомнить, словарное слово, безударное окончание «ая», зададим вопрос «какая?», ударное окончание «ая», его и запишем. работа- безударный гласный «а», словарное слово. - Лучше не воевать. А победителем ты можешь стать и в учёбе, и в спортивных состязаниях, и в олимпиадах. - Связаны одной темой. - Война, победа - Нет, об этом надо говорить постоянно. Ведь русский народ отстоял свою родину большой ценой. - «Прошлое в настоящем: Победе- 75!» - Они словарные - Во всех словах надо писать букву е. - Безударный гласный в корне слова, не проверяемый ударением. - Выражены разными частями речи. - Победа, орденоносец, ветеранский, победитель. - При помощи приставок, суффиксов и даже вторых корней. - Окончание - В толковом словаре. Их осталось очень мало, ветеранов приглашают на День Победы. Их надо уважать и им надо помогать. - Когда изменяются по падежам. - склонение |
3 Целеполагание. Мотивация к деятельности | -Измените форму слова «победить» - Слова «победил», «победили» - это однокоренные слова или форма слова? Докажите - Что можно определить у этих глаголов? - Определите - Что можно определить у глаголов «победим», «победишь»? - Определите - Как назвать изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам? - Что нового вы хотите сегодня на уроке узнать? - Над чем ещё можно подумать? Сформулируйте тему урока. | - Победим , победишь - Появился суффикс «л», значит, это однокоренные слова - Время, число, род - Время, число - ??? Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам |
4 Первичное усвоение новых знаний | - Откройте учебник на с. 58. Прочитайте задание к упражнению 118. - Что делают глаголы настоящего и будущего времени, изменяясь по лицам и числам? - Откуда мы можем об этом узнать? - Прочитайте правило - Задайте классу вопросы по правилу Упражнение 119 ( устно) - Сделайте вывод , какие личные окончания имеют глаголы настоящего времени в 1 спряжении ? А во 2 спряжении? - Обратимся к помощнику Ключику. - На то обратил наше внимание помощник? - К какому спряжению в отнесёте глагол победим? - Почему? - Составьте предложение с этим глаголом. - Запишите его у доски и в тетрадях. Выделите окончание, надпишите спряжение. - Как будет звучать этот глагол в 1 лице единственного числа? Что интересного вы отметили для себя? - В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1 лице единственного числа. Такие глаголы требуют другой формы. Надо быть внимательными при образовании этих форм. | - Из правила - Как называется изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам? - Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? - Какие окончания есть у изменяемых глаголов? - На какие группы делятся глаголы? Читают вывод. |
Физкультминутка | «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах). Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. | |
5 Первичная проверка понимания | Прочитайте задание к упражнению 120. Обсудите в группе, как надо распределить глаголы в колонки по спряжениям. Запишите на карточку. - Представьте свою работу классу. - Что помогло определить спряжение глаголов? | 1 спряжение: считает, играем, пишем, дремлет, прыгаем, ищете, плывём. 2 спряжение: смотришь, стоишь, строите, спит, светит, чистите. |