I. Организационный момент. Мотивация. Самоопределение к деятельности. | Настроить детей и получение новых знаний. -Проверьте готовность к уроку. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем наш урок. Эпиграф: Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. М.Горький -как вы понимаете это высказывание? | Проверка рабочего места. Позитивный настрой на урок. Высказывания детей | Личностные: активизация творческого отношения к учению Познавательные: построение речевых высказываний |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Физкультминутка | Словарный диктант с заданиями (поставить ударение, количество слогов, подчеркнуть орфограмму, выполнить на карточке №): словарь, восток, очередь, тарелка, представление. Карточка №1: запишите первые слоги из 1, 2 слов, из 3 запишите 1и 2 слоги, из 5 слова – 4 и 5 слоги. -Какое слов у вас получилось? -Назовите тему урока. Цели. -Что уже знаем по этой теме? Самостоятельная работа. Карточка №2: подчеркните только словосочетания, укажите Х главное слово: гуляет в лесу, валять дурака, шелестят листья, пернатый друг, бить баклуши, ранним утром. Работа в группах: составьте модели словосочетаний. Составление словосочетания из слов, которые «спрятались» в классе: розовый, холодный, белые, зацвел, небо, береза, весной, утро. -Из каких слов мы можем составить словосочетания, где не нужно ничего менять? (зацвел весной) Поиск карточек | Записывают слова под диктовку, выполняют задания. Получилось слово словосочетание Высказывания детей Самостоятельная работа. Проверка Работают в парах, составляют модели, прикрепляют на доску, обсуждение в классе Дети ищут карточки со словами, прикрепляют их к доске, составляют словосочетания. Дети свободно перемещаются по классу в поисках карточек | Регулятивные: умение действовать по плану, контролировать процесс. Познавательные: выделение необходимой информации, умение сравнивать цель и результат, структурирование знаний с помощью знаковых моделей Коммуникативные: сотрудничество в группе. |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | - На какие две группы мы разделим оставшиеся слова? (прилагательные, существительные) -Почему мы не можем составить словосочетания? | Высказывания детей. | Познавательные: построение речевых высказываний, сравнение, обобщение, моделирование |
IV. Этап построения выхода из затруднения. | - Что необходимо сделать, чтобы из остальных слов получились словосочетания? (Изменить форму имени прилагательного) -Что объединяет эти словосочетания? (эти словосочетания имеют модель прил+сущ) -Как связаны слова в словосочетаниях? (с помощью подчинительной связи) - Подчинительная связь бывает разная, это зависит от модели словосочетания. | Высказывания детей | Познавательные: проводить сравнение, анализ, группировать, обобщать. Коммуникативные: умение слушать одноклассников, аргументировать свои высказывания |
V.Этап реализации построенного проекта решения исходной задачи. | Работа с учебником: откройте учебник на с.121 и прочитайте текст из раздела «Тайны языка», алгоритм. -Давайте найдем на карточке №2 (задание, которое выполняли в начале урока) словосочетания со связью согласование. | Самостоятельная работа. Обсуждение | Познавательные: выделение необходимой информации. Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: умение слушать одноклассников, аргументировать свои высказывания |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Физкультминутка | Игра «Четвертый лишний»: в каждой строке найдите лишнюю запись, подчеркните ее.1Влажный воздух, пошел к березам, сидит и слушает, светит радостно.2Лесной овраг, бить баклуши, веселый праздник, весенний дождь. 3.Душистая черемуха, снег проваливается, густой туман, первые цветы. Выполнить действия, о которых говорится в словосочетаниях: сильный ветер, круглый шар, горячий чай, сердитый взгляд, яркое солнце | Самостоятельная работа. Проверка. Показывают с помощью жестов, мимики | Познавательные: проводить сравнение, анализ, группировать, обобщать. Коммуникативные: умение слушать одноклассников, аргументировать свои высказывания |
IX. Рефлексия. | -Какая была тема урока? Цель? Что нового узнали о словосочетании? -Составьте словосочетания со связью согласование, которые охарактеризуют наш урок (можно использовать слова-подсказки на карточке №3: интересный, трудный. Скучный, увлекательный, познавательный, сложный. Веселы) | Подведение итогов. Высказывания детей | Регулятивные: самооценка деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний, умение слушать одноклассников, аргументировать свои высказывания |