СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка Правописание безударных гласных в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова.»

Шайнуровой Марией Евгеньевны

  1. Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

  2. Класс: 2

  3. УМК «Школа России»

  4. Тип урока ОНЗ (открытие нового знания)

  5. Цель урока: создание организационных и содержательных условий для формирования у обучающихся умения проверять безударную гласную в корне слова.

  6. Планируемые результаты урока (задачи)

- обучить умению правописания безударных гласных в корне слова в процессе работы с языковым материалом (устно и письменно);

- совершенствовать у обучающихся умение находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом;

- развивать мышление, в процессе выполнения физкультминутки;

- совершенствовать умение формулировать свою речь в процессе устных ответов;

- воспитывать уважение к одноклассникам в процессе беседы, оценивания.

  1. Оборудование: доска, карточки, распечатки пунктов алгоритма проверки безударных гласных.


Оформление доски перед уроком

Ход урока:

Этап урока


Деятельность

педагога


Деятельность

детей


Методическое обоснование


Организационный момент.

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Посмотрите на парты, все ли у вас готово к уроку?

- Я желаю всем маленьких удач на уроке. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Я тетрадочку открою,

И как надо положу,

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Дети приветствуют стоя учителя, улыбаются, проверяют свою готовность к уроку.

Создание положительного настроя на урок.







Контроль правильной посадки при письме.

Актуализация опорных знаний.

-Ребята, посмотрите на доску. Перед вами слова, что в них общего? Что мы о них можем сказать?

На доске слова: вода, водяной, водить, водный.

- Что такое корень? Давайте выделим корень в однокоренных словах.

вода, водяной, водный.

- Ребята, обратите внимание, что корень в родственных словах одинаковый. Какой?

Давайте запишем в тетрадь только однокоренные слова и выделим в них корень.

-Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать к этим словам?

- Молодцы? И правда, все эти слова связаны с водой. Ребята, а знаете ли вы о важности воды в нашей жизни?

- Молодцы, все правильно, и помните о том, что воду нужно беречь, экономить её для следующего поколения людей. А также человеку будет трудно жить, если он не будет развиваться, ведь я права? Давайте сейчас и займемся нашем развитием.

- В этих словах есть лишнее слово «Водить» - оно не родственное остальным словам.

Слова вода, водяной, водный – родственные (т.к. связаны с водой), однокоренные.

- Корень – это главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.


Дети записывают в тетради: вода, водяной, водный.

- Корень -вод- (выделяют)

- водолаз, водопад, водохранилище, водоросли, и др.

- Человеку нужна вода, чтобы жить. Без неё мы умрём. Организм человека на 70 % состоит из воды.




- Да.

Совершенствование у обучающихся умения находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом.

Выявление уровня усвоения у обучающихся знаний о корне слова.

Задача: совершенствовать у обучающихся умение находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом;

Прием: Беседа.





Воспитание бережного отношения к воде в процессе беседы.

Постановка учебной задачи.

- Прочитаем пословицу.

«Каждый день жизни нам приб_вляет ч_стицу мудрости

- Как вы понимаете её?

- Вы, наверное, заметили, что в пословице есть недостающие буквы – гласные. Предлагаю вам заполнить пропуски. Что нужно для того чтобы это сделать?




- Если мы просто так поставим букву, можем ли мы быть уверены в том, что правильно её поставили?


- Для начала, давайте посмотрим в какой части слова нам не хватает буквы?


- Мы заметили, что нам не хватает гласных в корне слов, какую цель мы перед собой поставим на этот урок?

Дети читают пословицу.



- На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее.


Дети предлагают варианты:

- Поставить О или А в слове приб_вляет, и букву И, А или Е в слове ч_стицу.


- Нет, не можем, нужно как-то проверить.

- В слове приб_вляет – в корне (убавить, добавить, сбавить – корень -бав-), в слове ч_стицу – тоже в к корне (частичка, часть – корень -част-)

- Мы научимся правильно писать гласную букву в корне, проверять её.

Развитие мотивации к получению знаний в процессе выявления смысла пословицы.









Мотивация изучения правила- устанавливается наличие орфограммы и необходимость ее проверки;


Совершенствование умения обучающихся целеполаганию в процессе постановки цели урока - формулируется учебная задача.

Изучение нового

материала:

1)Раскрытие сущности правила




















2)Работа над формулировкой правила.


- Ребята, а теперь посмотрите, вы выделили корни в этих словах, подбирая родственные слова, у вас это получилось. Давайте во всех словах поставим ударения.


- Ребята, а что мы с вами помним о написании корня слова в родственных словах.

- Сделайте вывод, какую букву мы напишем в слове прибавляет?

- А какую букву тогда поставим в лове частицу?


- Запишите в тетрадь эту пословицу, подчеркните буквы, которые мы проверили и вставили на место пропусков.

- Попробуйте на основе нашего анализа сформулировать правило, которое поможет нам в дальнейшем.

-А поможет нам с вами окончательно в этом разобраться наш учебник. Давайте откроем стр. 95

-Прочитайте правило.












- На примере наших слов, определите, какие из них проверяемые, а какие проверочные.










Все верно, а теперь переверните страницу и прочитаем правило на стр. 96.

- Мы с вами оказались правы, когда формулировали своё правило проверки безударных гласных в корне?

- Дома эти правила еще раз повторите.

- Я предлагаю вам выполнить упражнение 145 из учебника. Кто желает пойти к доске?



- В слове приб_вляет – ударение падает после корня, поэтому недостающая буква – безударная. В однокоренных словах убавить, добавить, сбавить – ударение падает на гласную в корне и это всегда буква -а-.

- Корень в родственных словах пишется одинаково.

- Скорее всего, в слове приб_вляет будем писать тоже букву -а-. Прибавляет.


- В слове ч_стицу – ударение падает на букву и, она не в корне. Однокоренные слова частичка – ударение тоже не в корне, в слове часть –ударение падает на букву -а-, она находится в корне. Значить писать будем букву а.


\




Дети записывают пословицу.


- Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне, нам нужно подобрать такое родственное однокоренное слово, чтобы ударение падало на эту букву в корне.

(стр.95)

- Слово прибавляет - проверяемое. Слова убавить, добавить, сбавить – проверочные.

- Слово частицу – проверяемое, слово часть – проверочное.



- Да были правы, но немного неточны. Чтобы проверить безударную гласную в корне, не обязательно подбирать однокоренное слово, можно просто изменить форму слова.

Один ученик выполняет у доски, остальные у тетради.

(Образец выполнения представлен после конспекта)

Образец объяснения: в слове холмик, ударение падает на корень – значит это слово проверочное. Слово холмы, здесь ударение после корня, значит это слово проверяемое. Записываю: холмик – холмы.








Раскрытие сущности правила - наблюдение над языковым материалом, для того чтобы установить основания для выбора буквы-орфограммы и определить способ проверки.




Формулирование правила обучающимися.






Формирование умения работать с учебником, находить в нем нужную информацию.



Работа над содержанием правила.

Раскрытие сущности правила.













Анализ и корректировка собственных выводов, в процессе работы с теоретическим материалом (правилом).







Работа с учебником.

Совершенствование умения построение устных высказываний в процессе выполнения упражнения.

Физкультминутка

- Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы, повторяя движения, должны проявить смекалку и продолжить за мной.

Внимание:

На берегу растёт сосна,

А рядом с нею – … (сосны)

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею – … (звёзды).

А на траве лежит роса,

А рядом с нею – … (росы).

Вот по траве спешит коса,

А рядом с нею – …(косы).


-Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые?

Обучающиеся выполняют движения вместе с учителем, говорят пропущенные слова.





Изображают дерево – руки вверх.

-сосны (хором)

Руки разводят в стороны.

- звезды

Наклон, руками достают пол. – росы.

Изображают, будто косят траву

- косы.

- проверочные.

Смена видов учебной деятельности.

Физкультминутка соответствует теме урока и способствует раскрытию сущности правила.


Проходит наблюдение над языковым материалом, для того чтобы установить основания для выбора буквы-орфограммы и определить способ проверки.

Задача: развивать мышление

Первичное закрепление

-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас, давайте закрепим в наших головах новое правило, я приготовила для вас карточки с двумя заданиями. (приложение)


Задание 1. Установите порядок выполнения действий по проверке безударной гласной в корне слова.


Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. Расставьте цифры в клеточки, показывая, что будем делать сначала, а что потом. Пока ставьте карандашом, позже мы проверим правильность вашего варианта. Даю вам минутку, приступаем.


Проверка. (учитель на доске выкладывает крупные распечатки пунктов данного алгоритма по порядку в процессе речи ученика.)







- Теперь выполните самостоятельно второе задание, позже проверим.


Задание 2. Вставьте безударные гласные.


На пруду к_ток хороший

Лед сверкает, как ст_кло.

На к_ньках б_жит Алеша

И в мороз ему т_пло.


- Обменяйтесь с соседом по парте своими карточками, давайте проверим.




- Какой вывод мы можем сделать, выполнив второе задание?




- Ребята. Скажите мне теперь, чьи работы (оба задания) выполнены безошибочно или одна ошибка? Те получают отметку 5.

У кого 2-3 ошибки – отметка 4.

У кого 4-5 – отметка 3.


- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. У кого пока плохо получилось, дома еще раз потренируется проверять безударную гласную.


-А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я говорю вас словосочетания, в которых есть слова с безударной гласной, а вы быстро подбираете проверочное слово:

- пол_скать белье, пол_скать собачку.

- зал_зать в огород, зал_зать рану.

- ч_стота пульса, ч_стота в квартире.

Дети получают карточки с заданиями.

В течении минуты выполняют «Задание 1» самостоятельно. Затем 1 человек читает свой вариант, остальные или соглашаются, или исправляют.

Алгоритм проверки безударных гласных

(на доске)

  1. Прочитать слово.

  2. Поставить ударение.

  3. Выделить корень.

  4. Определить безударную гласную.

  5. Подобрать проверочное слово.

  6. Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике.

(в карточках)

3. Выделить корень.

6. Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике.

2. Поставить ударение.

5. Подобрать проверочное слово.

1. Прочитать слово.

4. Определить безударную гласную.


Задание 2. Ребята обмениваются карточками с одноклассником. Один человек проверяет вслух работу одноклассника, исправляя ошибки, остальные следят за ним, проверяют работы, которые у них.

На пруду каток (катит) хороший

Лед сверкает, как стекло (стёкла).

На коньках (словарное слово) бежит (пробежка) Алеша

И в мороз ему тепло(тёплый).

- Безударная гласная в корне слова может быть проверяемая (если её можно проверить), и непроверяемая (если её трудно проверить – это словарные слова, которые нужно запомнить. Например, коньки).


Дети получают отметки.














Дети подбирают проверочные слова:

- полощет, ласка.

- лезет, лижет.

- частый, чистый.

Работа над структурой правила.


Формирование умения следить за речью своего одноклассника, в процессе проверки работ.


Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне.


Работа в карточках.


Наглядный материал на доске в процессе проверки.







Самопроверка.









Применение правила на практике.






Взаимопроверка.







Выявление исключений из правила.






Оценивание.


Задача: воспитывать уважение к одноклассникам в процессе беседы, оценивания.



Итог урока.

-Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные?



- Чему научились на уроке?

Ответить на этот вопрос нам поможет плакат, который я приготовила. (Приложение)






- Как проверить безударную гласную в корне?


- Дома вы еще раз потренируетесь подбирать проверочные слова, для правильного написания безударной гласной в корне слова. Запишите в дневник домашнее задание – с. 96 упр. 146.

-Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными.


- Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, проверять работы друг друга.


- Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать родственное слово.

Обобщение.

Подведение итогов урока.












Инструктаж о домашнем задании.

Рефлексия

- Что было самым интересным по вашему мнению? А что самым трудным?


-Все ли нам удалось?


- Чему вы можете научить своих одноклассников?

Ответы желающих.

- Мне понравилось…


- Для меня самым трудным было….


- Своих одноклассников я могу научить проверять безударную гласную в корне слова.

Обобщение.

Самоанализ.

Самооценка.

Список использованной литературы: В.П. Канакина, В.Г. Городецкий «Русский язык» 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, 1 часть, УМК «Школа России»//Изд.: Москва «Просвещение», 2014, с.95-96




Приложение 1. Карточки для самостоятельной работы.


Ф.И._________________________________


Задание 1. Установите порядок выполнения действий по проверке безударной гласной в корне слова.


  • Выделить корень.

  • Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике.

  • Поставить ударение.

  • Подобрать проверочное слово.

  • Прочитать слово.

  • Определить безударную гласную.


Задание 2. Вставьте безударные гласные.


На пруду к_ток хороший

Лед сверкает, как ст_кло.

На к_ньках б_жит Алеша

И в мороз ему т_пло.

Ф.И._________________________________


Задание 1. Установите порядок выполнения действий по проверке безударной гласной в корне слова.


  • Выделить корень.

  • Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике.

  • Поставить ударение.

  • Подобрать проверочное слово.

  • Прочитать слово.

  • Определить безударную гласную.


Задание 2. Вставьте безударные гласные.


На пруду к_ток хороший

Лед сверкает, как ст_кло.

На к_ньках б_жит Алеша

И в мороз ему т_пло.



Приложение 2. Плакат.