Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова.»
- обучить умению правописания безударных гласных в корне слова в процессе работы с языковым материалом (устно и письменно);
- совершенствовать у обучающихся умение находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом;
- воспитывать уважение к одноклассникам в процессе беседы, оценивания.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
Организационный момент. | - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. - Посмотрите на парты, все ли у вас готово к уроку? - Я желаю всем маленьких удач на уроке. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Я тетрадочку открою, И как надо положу, Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. | Дети приветствуют стоя учителя, улыбаются, проверяют свою готовность к уроку. | Создание положительного настроя на урок. Контроль правильной посадки при письме. |
Актуализация опорных знаний. | -Ребята, посмотрите на доску. Перед вами слова, что в них общего? Что мы о них можем сказать? На доске слова: вода, водяной, водить, водный. - Что такое корень? Давайте выделим корень в однокоренных словах. вода, водяной, водный. - Ребята, обратите внимание, что корень в родственных словах одинаковый. Какой? Давайте запишем в тетрадь только однокоренные слова и выделим в них корень. -Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать к этим словам? - Молодцы? И правда, все эти слова связаны с водой. Ребята, а знаете ли вы о важности воды в нашей жизни? - Молодцы, все правильно, и помните о том, что воду нужно беречь, экономить её для следующего поколения людей. А также человеку будет трудно жить, если он не будет развиваться, ведь я права? Давайте сейчас и займемся нашем развитием. | - В этих словах есть лишнее слово «Водить» - оно не родственное остальным словам. Слова вода, водяной, водный – родственные (т.к. связаны с водой), однокоренные. - Корень – это главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов. Дети записывают в тетради: вода, водяной, водный. - Корень -вод- (выделяют) - водолаз, водопад, водохранилище, водоросли, и др. - Человеку нужна вода, чтобы жить. Без неё мы умрём. Организм человека на 70 % состоит из воды. - Да. | Совершенствование у обучающихся умения находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом. Выявление уровня усвоения у обучающихся знаний о корне слова. Задача: совершенствовать у обучающихся умение находить корень слова, в процессе работы с языковым материалом; Прием: Беседа. Воспитание бережного отношения к воде в процессе беседы. |
Постановка учебной задачи. | - Прочитаем пословицу. «Каждый день жизни нам приб_вляет ч_стицу мудрости.» - Как вы понимаете её? - Вы, наверное, заметили, что в пословице есть недостающие буквы – гласные. Предлагаю вам заполнить пропуски. Что нужно для того чтобы это сделать? - Если мы просто так поставим букву, можем ли мы быть уверены в том, что правильно её поставили? - Для начала, давайте посмотрим в какой части слова нам не хватает буквы? - Мы заметили, что нам не хватает гласных в корне слов, какую цель мы перед собой поставим на этот урок? | Дети читают пословицу. - На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее. Дети предлагают варианты: - Поставить О или А в слове приб_вляет, и букву И, А или Е в слове ч_стицу. - Нет, не можем, нужно как-то проверить. - В слове приб_вляет – в корне (убавить, добавить, сбавить – корень -бав-), в слове ч_стицу – тоже в к корне (частичка, часть – корень -част-) - Мы научимся правильно писать гласную букву в корне, проверять её. | Развитие мотивации к получению знаний в процессе выявления смысла пословицы. Мотивация изучения правила- устанавливается наличие орфограммы и необходимость ее проверки; Совершенствование умения обучающихся целеполаганию в процессе постановки цели урока - формулируется учебная задача. |
Изучение нового материала: 1)Раскрытие сущности правила 2)Работа над формулировкой правила. | - Ребята, а теперь посмотрите, вы выделили корни в этих словах, подбирая родственные слова, у вас это получилось. Давайте во всех словах поставим ударения. - Ребята, а что мы с вами помним о написании корня слова в родственных словах. - Сделайте вывод, какую букву мы напишем в слове прибавляет? - А какую букву тогда поставим в лове частицу? - Запишите в тетрадь эту пословицу, подчеркните буквы, которые мы проверили и вставили на место пропусков. - Попробуйте на основе нашего анализа сформулировать правило, которое поможет нам в дальнейшем. -А поможет нам с вами окончательно в этом разобраться наш учебник. Давайте откроем стр. 95 -Прочитайте правило. - На примере наших слов, определите, какие из них проверяемые, а какие проверочные. Все верно, а теперь переверните страницу и прочитаем правило на стр. 96. - Мы с вами оказались правы, когда формулировали своё правило проверки безударных гласных в корне? - Дома эти правила еще раз повторите. - Я предлагаю вам выполнить упражнение 145 из учебника. Кто желает пойти к доске? | - В слове приб_вляет – ударение падает после корня, поэтому недостающая буква – безударная. В однокоренных словах убавить, добавить, сбавить – ударение падает на гласную в корне и это всегда буква -а-. - Корень в родственных словах пишется одинаково. - Скорее всего, в слове приб_вляет будем писать тоже букву -а-. Прибавляет. - В слове ч_стицу – ударение падает на букву и, она не в корне. Однокоренные слова частичка – ударение тоже не в корне, в слове часть –ударение падает на букву -а-, она находится в корне. Значить писать будем букву а. \ Дети записывают пословицу. - Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне, нам нужно подобрать такое родственное однокоренное слово, чтобы ударение падало на эту букву в корне. (стр.95) - Слово прибавляет - проверяемое. Слова убавить, добавить, сбавить – проверочные. - Слово частицу – проверяемое, слово часть – проверочное. - Да были правы, но немного неточны. Чтобы проверить безударную гласную в корне, не обязательно подбирать однокоренное слово, можно просто изменить форму слова. Один ученик выполняет у доски, остальные у тетради. (Образец выполнения представлен после конспекта) Образец объяснения: в слове холмик, ударение падает на корень – значит это слово проверочное. Слово холмы, здесь ударение после корня, значит это слово проверяемое. Записываю: холмик – холмы. | Раскрытие сущности правила - наблюдение над языковым материалом, для того чтобы установить основания для выбора буквы-орфограммы и определить способ проверки. Формулирование правила обучающимися. Формирование умения работать с учебником, находить в нем нужную информацию. Работа над содержанием правила. Раскрытие сущности правила. Анализ и корректировка собственных выводов, в процессе работы с теоретическим материалом (правилом). Работа с учебником. Совершенствование умения построение устных высказываний в процессе выполнения упражнения. |
Физкультминутка | - Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы, повторяя движения, должны проявить смекалку и продолжить за мной. Внимание: На берегу растёт сосна, А рядом с нею – … (сосны) Горит прекрасная звезда, А рядом с нею – … (звёзды). А на траве лежит роса, А рядом с нею – … (росы). Вот по траве спешит коса, А рядом с нею – …(косы). -Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые? | Обучающиеся выполняют движения вместе с учителем, говорят пропущенные слова. Изображают дерево – руки вверх. -сосны (хором) Руки разводят в стороны. - звезды Наклон, руками достают пол. – росы. Изображают, будто косят траву - косы. - проверочные. | Смена видов учебной деятельности. Физкультминутка соответствует теме урока и способствует раскрытию сущности правила. Проходит наблюдение над языковым материалом, для того чтобы установить основания для выбора буквы-орфограммы и определить способ проверки. Задача: развивать мышление |
Первичное закрепление | -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас, давайте закрепим в наших головах новое правило, я приготовила для вас карточки с двумя заданиями. (приложение) Задание 1. Установите порядок выполнения действий по проверке безударной гласной в корне слова. Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова. Расставьте цифры в клеточки, показывая, что будем делать сначала, а что потом. Пока ставьте карандашом, позже мы проверим правильность вашего варианта. Даю вам минутку, приступаем. Проверка. (учитель на доске выкладывает крупные распечатки пунктов данного алгоритма по порядку в процессе речи ученика.) - Теперь выполните самостоятельно второе задание, позже проверим. Задание 2. Вставьте безударные гласные. На пруду к_ток хороший Лед сверкает, как ст_кло. На к_ньках б_жит Алеша И в мороз ему т_пло. - Обменяйтесь с соседом по парте своими карточками, давайте проверим. - Какой вывод мы можем сделать, выполнив второе задание? - Ребята. Скажите мне теперь, чьи работы (оба задания) выполнены безошибочно или одна ошибка? Те получают отметку 5. У кого 2-3 ошибки – отметка 4. У кого 4-5 – отметка 3. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. У кого пока плохо получилось, дома еще раз потренируется проверять безударную гласную. -А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я говорю вас словосочетания, в которых есть слова с безударной гласной, а вы быстро подбираете проверочное слово: - пол_скать белье, пол_скать собачку. - зал_зать в огород, зал_зать рану. - ч_стота пульса, ч_стота в квартире. | Дети получают карточки с заданиями. В течении минуты выполняют «Задание 1» самостоятельно. Затем 1 человек читает свой вариант, остальные или соглашаются, или исправляют. Алгоритм проверки безударных гласных (на доске) Прочитать слово. Поставить ударение. Выделить корень. Определить безударную гласную. Подобрать проверочное слово. Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике. (в карточках) 3. Выделить корень. 6. Проверь себя – посмотри, как пишется оно в словарике. 2. Поставить ударение. 5. Подобрать проверочное слово. 1. Прочитать слово. 4. Определить безударную гласную. Задание 2. Ребята обмениваются карточками с одноклассником. Один человек проверяет вслух работу одноклассника, исправляя ошибки, остальные следят за ним, проверяют работы, которые у них. На пруду каток (катит) хороший Лед сверкает, как стекло (стёкла). На коньках (словарное слово) бежит (пробежка) Алеша И в мороз ему тепло(тёплый). - Безударная гласная в корне слова может быть проверяемая (если её можно проверить), и непроверяемая (если её трудно проверить – это словарные слова, которые нужно запомнить. Например, коньки). Дети получают отметки. Дети подбирают проверочные слова: - полощет, ласка. - лезет, лижет. - частый, чистый. | Работа над структурой правила. Формирование умения следить за речью своего одноклассника, в процессе проверки работ. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне. Работа в карточках. Наглядный материал на доске в процессе проверки. Самопроверка. Применение правила на практике. Взаимопроверка. Выявление исключений из правила. Оценивание. Задача: воспитывать уважение к одноклассникам в процессе беседы, оценивания. |
Итог урока. | -Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные? - Чему научились на уроке? Ответить на этот вопрос нам поможет плакат, который я приготовила. (Приложение) - Как проверить безударную гласную в корне? - Дома вы еще раз потренируетесь подбирать проверочные слова, для правильного написания безударной гласной в корне слова. Запишите в дневник домашнее задание – с. 96 упр. 146. | -Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными. - Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, проверять работы друг друга. - Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать родственное слово. | Обобщение. Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании. |
Рефлексия | - Что было самым интересным по вашему мнению? А что самым трудным? -Все ли нам удалось? - Чему вы можете научить своих одноклассников? | Ответы желающих. - Мне понравилось… - Для меня самым трудным было…. - Своих одноклассников я могу научить проверять безударную гласную в корне слова. | Обобщение. Самоанализ. Самооценка. |