Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.
Цели урока: Воспитание культуры речевого общения.
Развитие точной, правильной, грамотной устной и письменной речи. Развитие коммуникативных качеств (умение слушать и слышать, терпимость, общаться со сверстниками)
Задачи урока: Повторить изученное по теме «Имя прилагательное». Закрепить правописание окончаний имён прилагательных
Ход урока.
I Организационный момент
Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
Закройте глазки. Сегодня на уроке я предлагаю повторить всё то, что вам уже известно об имени прилагательном. Возьмитесь за руки. Мысленно пожелайте друг другу ясных мыслей, хороших идей, дружной работы.
Девизом сегодняшнего урока будет: «Красив тот, кто красиво мыслит.» Слайд 2
Чистописание. Слайд 3
Дрозд, груздь, друзья, кукуруза, гроздь.
II Постановка темы и цели
1. Настроились на работу на уроке.
Записали в тетради число, классная работа.
Открыли учебник на с. 129.
- В каком блоке будем сегодня работать? (ПРАВОПИСАНИЕ)
- Чему учимся на уроках этого блока ? (ГРАМОТНО И БЕЗОШИБОЧНО ПИСАТЬ)
III. Повторение об имени прилагательном.
-Сегодня на уроке будем исследовать имя прилагательное.
-Что вы знаете об имени прилагательном?
Учитель задаёт проблемный вопрос:
-Что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное»? Какая польза от них?
Дети дают варианты ответов, учитель обобщает: (Красота, точность, правильность речи.)
Задание1: поставить в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные. Слайд 4
Здравствуй, солнце ………. !
Здравствуй, небо …………!
Здравствуй, …………ветерок!
Здравствуй, ………..дружок!
Мы живём в родном краю,
Я вас всех приветствую!
После проверки, учитель зачитывает авторский вариант.
Задание 2 .объяснить написание окончаний прилагательных . Слайд 5
хорош… настроение ,весенн… капель
у высок… дома, голуб… небо
в дальн… дорогу ,каменн… ущелье
к лучш… другу ,летн… каникулы
Вывод: благодаря изучению темы «Имя прилагательное» наша письменная речь стала более грамотной.
IV. Работа над новым материалом.
1.Анализ таблицы сравнения имен прилагательных.
1) Работа по группам.
Вопросы и задания:
– Рассмотрите таблицы склонения имен прилагательных в группах
(учебник).
1 группа – ед. ч., м. р.
2 группа – ед. ч., ж. р.
3 группа – ед. ч., ср. р.
4 группа – мн. ч.
– Что вы заметили в своей таблице? (Выделенные окончания вопросов и прилагательных.)
– Сравните эти окончания. На что вы обратили внимание?
(1 гр. – совпадают окончания вопросов и прилагательных в Р., Д., П. падежах.
2 гр. – все окончания совпадают.
3 гр. – окончания совпадают во всех падежах, кроме Т. п.
4 гр. – окончания совпадают, но меняются буквы «ы» на «и».)
2. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных.
Вопросы:
– Какой вывод о правописании безударных окончаний имен прилагательных и о способах проверки вы можете сделать?
– Можно ли безударные окончания имен прилагательных проверять ударным окончанием вопроса? Всегда ли это подойдет?
3. АЛГОРИТМ написания безударных окончаний имен прилагательных Слайд 6
1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.
3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.
4..Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности.
Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
1 уровень сложности
Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.
2 уровень сложности
Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.
(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.
………………… весна пришла в наш ……… городок. В …………… небе засветило …………… солнышко. На ……………… земле показалась ………………… травка. ……………… ветерок заиграл ветками ……………… деревьев.
Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
IV Итог урока
- Какую цель ставили в начале урока? (Научиться писать окончания имен прилагательных)
- Достигли мы цели? Слайд 8
- Что повторили на уроке? (Как писать безударные окончания у прилагательных и существительных)
- Что узнали нового? (Узнали какую букву писать в окончаниях прилагательных после шипящих)
- Чему учились на уроке? (Писать окончания прилагательных после шипящих)
Рефлексия .
- Чему вы сегодня научились на уроке? Что повторили? Кому было трудно?
V Домашнее задание
Масло из пихты – пихтовое масло