В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития. Данным учащимся характерны нарушения высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, ощущения, познавательных процессов), низкий уровень врабатываемости, работоспособности, высокий уровень утомляемости. Долгое время ведущим видом деятельности для них остается игра. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нервно-психического развития, которые влияют на уровень успешности учебной деятельности данной категории школьников - ее низких показателях. Для успешности в учебной деятельности, улучшения здоровья они нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у младших школьников с ЗПР в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.
Данный урок был составлен для 3 класса, для детей с задержкой психического развития. В классе 12 человек (4 девочки и 8 мальчиков), два ученика с РАС. Половина ученико в классе имеют инвалидность. Средний возраст класса 10 лет. Для детей характерны: незрелость мышления; нарушен механизм приема и переработки информации; нарушение внимания и памяти; низкий уровень речевого развития; излишняя двигательная активность. Много детей с нарушениями звукопроизношения. У большинства детей работоспособность низкая, дети быстро утомляются. Часто отвлекаются на посторонние раздражители во время урока. Особенности внимания – низкая устойчивость и концентрация, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Особенности памяти - медленно запоминают и быстро забывают учебный материал. У многих детей низкий уровень самостоятельности.
Предварительная работа: на предыдущих уроках дети повторили и закрепили знания о корне слова, умеют выделять окончание слова.На предыдущих уроках дети выучили пальчиковую гимнастику. Один из учеников подготовил и разучил новую физ.минутку к уроку.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения |
Предметные действия | Познакомить с ролью окончания в слове, дать определение окончанию, учить подбирать однокоренные слова. | Формулировать определения окончания, выделять его в слове, осознавать значимость окончания в слове |
Метапредметные | Познавательные УУД | Формировать умение анализировать объекты, различать корень и основу слова | Умение анализировать объекты, различать корень и основу слова |
Регулятивные УУД | Выдвигать версии решения проблемы (пытаться выделить общую часть) Высказывать и обосновывать свое мнение. | Уметь определять и формулировать цель на уроке Делать выводы по теме. Оценивать правильность выполнения действий. |
| Коммуникативные УУД | Формирование умения формулировать высказывание, обогащение активного словаря. | Умения формулировать высказывание, обогащение активного словаря. |
Личностные УУД | формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности; | Адекватная оценка себя и одноклассников, на основе критериев учебной деятельности. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | Примечания |
1.Организацион-ный этап. 1мин. | Настроить на урок. | Контроль | Индивиду-альная | Проверьте свою готовность к уроку русского языка. Все на месте, все в порядке, учебник, ручка, линейка, карандаш, тетрадка? Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку. | Р.:самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности; | |
Мотивация учебной деятельности 10 мин | Психологи-чески настроить на успех. Эмоциональный настрой на урок. Подготовка к учебной деятельности. | Контроль, фронтальная форма работы. Парная работа с деформированным текстом | Индивиду-альная Парная | Подготовим наши пальчики к работе (гимнастика для пальцев с массажером су-джок) Это большой пальчик, Он, как толстый мальчик, Десять порций каши съел, Оттого и растолстел. Это пальчик - указательный, Он самый внимательный, Всё увидит, но не скажет, Только в сторону покажет. Средний пальчик - это вот, Он в серёдочке живёт. А другому пальчику Имени не дали, Потому и безымянным Его все прозвали. Ну а этот пальчик - Маленький мальчик, Мизинец называется - На нём рука кончается. Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. - У вас на столах даны карточки с текстом. Прочитайте текст. Что необычного вы заметили? Наш город. Наш город стоит на реке. Улицы город прямые и красивые. К город ведут широкие дороги. За город раскинулись поля и леса. - Что нужно сделать, чтобы текст был понятными? - Поработайте в парах и раскройте скобки. -Прочитайте, что у вас получилось? Читают по цепочке по 1 предложению. - Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце? | Выполняют гимнастику для пальцев Слушают учителя. Работают в парах Отвечают на вопросы | Р.: принятие и сохранение учебной задачи. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний., учет различных точек зрений. участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | |
III.Постановка учебной задачи 4 мин. | Подготовка к изучению нового материала | Фронтальная форма работы. | Индивидуальная | Кто из вас знает, как эта часть слова называется? - Сформулируйте тему урока. - Что мы сегодня можем узнать на уроке? | Отвечают на вопросы. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К: учет различных точек зрений. | |
IV.Открытие нового знания 10 мин. | Подготовка к изучению нового материала | Наблюдениеиндивидуальная форма работы. Фронтальная форма рабо ты. Метод постановки проблемной ситуации. Групповая форма. | Индивидуальная Групповая | Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишите сегоднящнее число. Пропишите красиво соединение букв: Гг Гго ого - Какое словарное слово в тексте вы изменяли? (Город) - Запишите. Поставьте ударение и выделите орфограмму. - Назовите однокоренные слова. - Выпишите из текста это слово, подбирая правильное окончание. Выделите окончание. - Для чего мы изменяли окончание слова? - Давайте попробуем составить это правило сами в минигруппах. У вас в конвертах перемешаны два правила. Вы должны выбрать и составить правило правило об окончании. Учитель организует проверку, вывешивает карточку с правилом на доску. | Выполняют действия. Выполполняют задания. Отвечанию на вопросы. Один человек работает у доски Работа в группах. Решают проблемную ситуацию, составляют правила. Озвучивают правила, начиная с сильных учеников. Проверяют свой вариант с оригиналом на доске. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществлени Л: развитие учебной активности П: переработать информация, обобщить, классифицироватьсравнить, овладение основами грамотного письма; К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия | |
Физ мин. 3 мин. | Преодоление утомляемости. | Групповая форма работы. | Индивидуальная | Учитель повторяет движения сопровождаемые стихами. | Один ученик показывает движения у доски, сопровождая движения стихами. Остальные повторяют. | Л: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни Р: элементы волевой регуляции | |
V.Первичное закрепление 10 мин. | На основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. | Фронтальная и индивидуальная форма работы. Работа с текстом. Фронтальная работа. Самостоятельная работа. | Индивидуальная | -Выполним упражнение в учебнике -Прочитайте упражнение, что нужно сделать? -Давайте разберём смысл данных пословиц. -Найдите в предложении формы слова роса. -Выделите в них изменяемую часть. -Давайте обратимся к правилу. -Какой вопрос вы можете задать к первому предложению? -А какой вопрос ко второму предложению до запятой? -И какой вопрос следует дальше? - Что вы можете сказать про окончание? -Окончание -это…. -служит … - Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом. - Самостоятельно выполните упражнение в тетради. | Отвечают на вопросы учителя. Читают правило. Делают вывод Выполняют упражнение | П: овладение основами грамотного письма; Р.: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатаП.:структурирование знаний К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учитывая разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию. Л: развитие учебной активности | |
Дом. Задание 5 мин. | Подготовка к выполнению домашнего задания. | Фронтальная работа | Индивидуальная | -Давайте запишем ваше домашнее задание. правило учить. - Откройте учебник, прочитайте задание. - Разберем первую пару слов. - Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию? | Устно подбирают слова . | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач | |
VI.Рефлексия 2 мин. | Определение успешности своей работы на уроке. | Фронтальная форма работы. | Индивидуальная | А теперь давайте подведем итоги. Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить? | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. | К.: построение речевого высказывания | |