Комитет по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Заринска Алтайского края
Разработка урока по русскому языку
по теме «Сложные предложения»
для учащихся 5 класса
Подготовила учитель русского языка и литературы
первой категории Кулинич Ирина Геннадьевна
2021г.
Урок русского языка, 5 класс.
Тема: Сложные предложения. (Союзные и бессоюзные сложные предложения).
УУД: Предметные: закрепление знаний учащихся о сложном предложении.
Личностные: умение правильно расставлять знаки препинания, различать виды сложных предложений (союзные, бессоюзные).
Метапредметные:
Познавательные: развитие логического и аналитического мышления учащихся; умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Коммуникативные: умение пользоваться интонационным богатством русского языка; воспитание культуры речи, взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока
II. Мотивация учебной деятельности школьников
Беседа с учащимися.
Что такое сложное предложение?
Чем простое предложение отличается от сложного?
Как простые предложения соединяются в сложные?
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
IV. Изучение нового материала
1. Работа со статьей учебника.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1) При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.
2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:
1) Сложносочиненные предложения. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.
2) Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Выполнение упражнения из учебника.
V. Закрепление материала
1. Работа по карточкам.
Карточка №1.
Списать, расставить знаки препинания, выделить ГО и простые предложения в составе СП, указать вид СП. Начертить схемы.
1) Зима ещё хлопочет, и на весну ворчит. 2) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. 3) Работу кончил серп на нивах золотых, и покраснел вдали ковёр лугов. 4) Ветер рванул со всей силой, и разом слетели все листья. 5) Внезапно налетел ветер и поднял пыль по дороге.
Карточка №2.
Списать, расставить знаки препинания, выделить ГО и простые предложения в составе СП, указать вид СП. Начертить схемы.
1) Мы увидели, что волчица пролезла с волчатами в нору. 2) Когда мы приближались к тропинке, звон колокольчика удалялся. 3)Всю ночь зима вязала кружевные узоры, а на утро деревья стояли принаряженные. 4)Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь. 5)Ветер зашумел и скоро затих.
2. Работа с текстом у доски и в тетради.
Солнце светило ярко, и снег быстро таял. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил это, вытащил его из воды и принёс к себе домой. Утром, когда вода спала, я отнёс поскорее бобрёнка к реке. (По Г. Снегирёву).
3. Синтаксический разбор СП.
[Я видел], (как распускался этот прекрасный цветок).4
(СПП с придаточным изъяснительным).
VI. Итог. Рефлексия.
V. Домашнее задание: знать теорию, подготовиться к изложению, из стихотворения Ф.И.Тютчева или А.А.Фета (учебник литературы) выписать 3 СП, указать ГО, графически показать части СП, одно разобрать синтаксическим разбором.4