В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.
-способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости;
-воспитывать сотрудничество, интерес к предмету, умение слушать и слышать себя товарища, учителя.
4) развитие навыков грамотного письма.
Благодарности (медали) для награждения.
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Содержание этапа, деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2 мин. |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! -Настроены ли вы на работу? -Все ли принадлежности приготовлены к уроку русского языка? -Давайте улыбнёмся друг другу. - Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. -Пожелаем друг другу успеха на нашем уроке, который благодаря вашим стараниям обязательно должен быть успешным. - Положите перед собой личные карты. Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте её галочкой. -Я буду старателен. -Я буду внимателен. -Я буду активен. -Я буду доброжелателен. | Каждая группа(команда) занимаем своё место. Проверяют готовность рабочего места к работе. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Выбирают установку. |
2. Мотивационно-целевой. 5 мин. Задача: Заинтересовать ребят новой формой урока, подвести к систематизации знаний и применений их в нестандартной ситуации. |
-Ребята, какое домашнее задание? выполняли к уроку? -Прочитаем тему урока: Части речи» -Сформулируйте цель нашего урока с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать. - Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие – «аукцион знаний по теме «Части речи»» Наш урок – аукцион. Подведёт итоги он. Тот, кто много знает, Тот награды получает. -Кто из вас знает: что такое аукцион? - Все вы сегодня будете аукционерами, то есть участниками аукциона, а я – аукционистом, ведущим аукциона. - Перед уроком вы разделились на две команды и выбрали капитана своей команды. - На нашем аукционе присутствуют ваши родители. Они будут ассистентами и помогут вести подсчёт баллов. - Итак, сегодня на продажу выставлены поистине бесценные вещи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, купить которые может любая команда в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде | Ответы: повторяли правила по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение» Используя набор глаголов, учащиеся формулируют цель урока. Словарная работа. Знакомятся с новым словом. Читают с доски по табличке: Аукцион, торги – это публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену |
3. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений. 32 мин. Цель: дать детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, полученных на уроках русского языка |
Предварительный залог – задание - Прежде чем прозвучит гонг (учитель изображает сигнал с помощью молоточка по металлической тарелке), каждая команда должна внести залог, то есть доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе. - Прошу капитанов команд подойти к столу и выбрать задание для своей команды. Время на выполнение задания ограничено – 1 минута. Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах». - Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе. В аукционе знаний участвуют (прошу встать команды) команда «Знатоки» и команда «Грамотеи» (эмблемы на столах команд заготовить заранее | Развитие умений успешного общения. Капитаны получают задание, читают задание для своей команды. Команда выполняет задание. Задание состоит из двух частей: 1) Расположить буквы в алфавитном порядке (гармоети, зкинато) 2) Используя все буквы, составить слово – название своей команды По порядку выступления команды встают и приветствуют друг друга. |
Открытие аукциона знаний Торги начались (гонг). Диалог начинает команда…… -На продажу выставлено «Имя существительное». Начальная цена 10 баллов. (Установить на табло) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. К аукциону вы готовились заранее и если предоставите дополнительный интересный материал, то команда получает ещё 3 балла. -Есть существенные дополнения по теме? - Ваши ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание. (Учитель троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь»). Имя существительное продано команде….., набравшей большее количество очков. Назвать, сколько очков набрала команда – победительница. (Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её). С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор» (плата за услуги). Прошу капитана команды прочитать задание. - Что узнали из текста про существительное лыко? - Что обозначает существительное лапоть? (крестьянская обувь) - В какой русской народной игре нужно обувать лапоточки? - Вспомним слова этой игры. (Возможна игра) | Развитие навыков сотрудничеств с учителем, одноклассниками. Развитие диалогической и монологической речи. Формирование умения контролировать учебные действия. Капитан команды, как и все участники, внимательно следит за ответами и руководит диалогом в своей команде, назначает выступающего. -Имя существительное – это часть речи. -Имя существительное обозначает предметы, живые существа, растения. -Имя существительное обозначает явления природы, события, географические названия. -Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? -Имена существительные бывают собственные или нарицательные. -Имена существительные бывают одушевлённые или неодушевлённые. -Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода -Имена существительные изменяются по числам и падежам. -Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что?, стоит в начальной форме. -Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в начальную форму. Например, птицы – птица-ж.р. -В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим. Дополняют ответы. Капитан проигравшей команды получает и читает задание сам или поручает это сделать члену своей команды. Умение работать с текстом. Овладение навыками смыслового чтения текста. Учащиеся подходят к интерактивной доске, читают текст «Липа» и выполняют по этому тексту задание. При необходимости пользуются толковым словарём. Прочитайте текст. Липа. Удивительное дерево – липа! Цветёт она в середине лета. В это время стоит липа вся нарядная. Яркие цветки собраны в соцветия. У каждого соцветия жёлто – зелёное крылышко. А сколько пчёл, шмелей, дневных бабочек, цветочных мух собирается на липе! После захода солнца здесь пируют бабочки ночные и множество жуков. И всем хватает пыльцы и нектара. Древесина у липы желтоватая, лёгкая, мягкая. Она не трескается и не коробится при сушке. Удивительная древесина! Русские матрёшки, расписную посуду и многие чудесные произведения искусства делают из древесины липы. В старину на Руси липа была очень нужным деревом. Из её древесины делали миски, ложки, скалки. Липа обувала всех крестьян. Из липовой коры – лыка, плели лапти. Задание: 1) в пятом абзаце найдите все существительные во множественном числе (выполняет вся команда) (Что? Миски, что? Ложки, что? Скалки, кого? (кто? крестьяне), что? Лапти) Умение различать части речи, определять число имён существительных. При необходимости используется толковый словарь. (Крестьяне - сельские жители, занимающиеся выращиванием зерновых культур и разведением сельскохозяйственных животных) 2) запишите существительные во множественном числе в тетрадь в столбик 3) рядом запишите эти существительные в единственном числе Умение изменять форму числа имён существительных. Записывают существительные мн. ч. в тетрадь, изменяют число существительного. Комментирует выполнение задания названный капитаном член команды.
Работа со словарём. |
На продажу выставлено «Имя прилагательное» Начальная цена 6 баллов. (Торги начинает команда, набравшая меньшее количество баллов на предыдущих торгах). -Есть существенные дополнения по теме? - Ваши ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание. (Учитель троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь»). Итак, «Имя прилагательное» слова продано команде… . Она набрала большее количество очков. -С команды … взимается «комиссионный сбор». Прошу капитана команды выбрать задание. -Что обозначают все эти прилагательные? (признак одного и того же предмета) -Какое словосочетание можете составить? Запишите данное словосочетание в тетрадь, выделите окончания прилагательных. - Кто запомнил, что изготавливают из древесины липы? | Развитие навыков сотрудничеств с учителем, одноклассниками. Развитие диалогической и монологической речи. Осознанное построение речевого высказывания. Развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Формирование умения контролировать учебные действия. Диалог команд (Родители ведут счет). -Имя прилагательное – это часть речи -Имя прилагательное обозначает признак предмета -Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? -В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным -Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. -Род, число и падеж прилагательного определяют по существительному, с которым оно связано. -Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода. -Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. -В предложении прилагательное является второстепенным членом, поясняет подлежащее. Дополняют свои ответы. (Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её). Капитан команды получает задание и озвучивает его. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Повторный анализ текста. Умение различать части речи, определять род имён прилагательных. Задание: 1) перечитайте четвёртый абзац текста «Липа», вспомните, как определить род прилагательного (род прилагательного можно определить по роду имени существительного, с которым оно связано, а так же прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой?, женского- какая?, среднего - какое?) 2) в четвёртом абзаце найдите все прилагательные женского рода Отвечает ученик с комментированием (желтоватая, лёгкая, мягкая, удивительная – это всё древесина; древесина – она, моя – ж.р., значит все эти прилагательные ж. р., помогает и вопрос какая? Записывают словосочетание в тетрадь, выделяют окончания прилагательных. |
На продажу выставлен «Глагол» Начальная цена 13 баллов. (Торги начинает команда, набравшая меньшее количество баллов на предыдущих торгах). -Есть существенные дополнения по теме? Ваши ответы иссякли. Прозвучало последнее высказывание. (Учитель троекратно отстукивает окончание торгов за эту «вещь»). Итак, «Глагол» продан команде… . Она набрала большее количество очков. -С команды … взимается «комиссионный сбор». Прошу капитана команды прочитать задание. Учитель контролирует выполнение задания, при необходимости поправляет ответы уч-ся. | Развитие навыков сотрудничеств с учителем, одноклассниками. Развитие диалогической и монологической речи. Осознанное построение речевого высказывания Развитие умений успешного общения. Формирование умения контролировать учебные действия. Диалог команд (Родители ведут счет). -Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. -Глаголы отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? -Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать? стоят в неопределённой форме. -Неопределённая форма - это начальная форма глагола. -Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть, -ти, -чь. -Глагол изменяются по временам. -Настоящее время глагола показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? пою, играю) -Будущее время показывает, что действие будет происходить после момента речи (что сделаю? спою, что буду делать? буду играть) -Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? пел, играл) -Глагол изменяется по числам. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. -Частица не с глаголами пишется раздельно. -В предложении глагол бывает сказуемым. Дополняют свои ответы. (Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её). Капитан команды получает задание и озвучивает его. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Работа с текстом. Умение разбирать глагол как часть речи, пользуясь алгоритмом. Капитан руководит выполнением задания, назначает отвечающих. Задание: 1.Перечитайте третий абзац текста «Липа» Найдите глагол, который отвечает на вопрос что делают? 2.Вспомните образец устного разбора. Пируют – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? Неопределённая форма – пировать. Употреблён в настоящем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым: Бабочки и жуки что делают? пируют. 3.Запишите в тетради письменный разбор этого глагола. Пируют – гл. (что делают?). Н. ф. – пировать. В наст. вр., в ед. ч. Сказ. |
На продажу выставлено «Местоимение» Начальная цена 13 баллов. (Торги начинает команда, набравшая меньшее количество баллов на предыдущих торгах). Итак, «Местоимение » продано команде… . Она набрала большее количество очков. -С команды … взимается «комиссионный сбор». - Прошу капитана команды прочитать задание. -Какое местоимение нашли? - Кто работает у доски? Учитель контролирует выполнение задания, при необходимости поправляет ответы уч-ся. | Развитие навыков сотрудничеств с учителем, одноклассниками. Развитие диалогической и монологической речи. Осознанное построение речевого высказывания. Формирование умения контролировать учебные действия. Диалог команд (Родители ведут счет). -Местоимение – это часть речи -Местоимения указывают на предметы, но не называют их -Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения -Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит -Местоимения ты, вы указывают на того. К кому обращаются с речью. Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят. -Местоимения я, ты, он, она, оно – единственного числа -Местоимения мы, вы, они – множественного числа -Местоимения 3-го лица единственного числа по родам не изменяются: м. р. – он, ж.р, - она, ср. р. – оно. -Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются -В предложении местоимения могут быть подлежащим и второстепенными членами предложения (Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её). Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Работа с текстом. Умение различать части речи, выполнять звуко-буквенный разбор слова. Работа с текстом. Капитан команды получает задание, прочитывает его, руководит выполнением задания. Задание: 1.Перечитайте первый абзац текста «Липа» Найдите местоимение. 2.Выполните звуко – буквенный разбор этого местоимения. Капитан команды назначает отвечающего, который комментирует выполнение звуко-буквенного разбора. |
Учитель: все «вещи» проданы, аукцион завершается. Родители проводят подсчёт баллов. -Победителем в аукционе знаний по теме «Части речи» стала команда…… . (Вручается диплом) |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. 5 мин. Цель этапа: самоанализ обучающимися результатов своей учебной деятельности. |
-Ребята, приглашаю вас в круг для подведения итогов нашего урока. - Ваши главные результаты сегодня? - Благодаря чему вам удалось их достичь? - Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? -По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что…теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Перед уроком вы давали себе установку, как работать на уроке. Посмотрите в ваши карты и скажите, кто соблюдал выбранную установку. Когда вы были старательны, внимательны, активны, доброжелательны? -Кого из членов своей команды хотели бы поблагодарить? - Я тоже хочу поблагодарить вас за знания, инициативу, самостоятельность, за работу в команде. Особенно хотелось бы поблагодарить моих помощников, капитанов команд, за хорошие знания и организаторские способности. Мне хочется поблагодарить родителей за участие в нашем уроке быструю, чёткую работу. А сейчас я хочу оценить работу каждого из вас. - Итак, благодарность за проявленные знания, активное участие в аукционе знаний по русскому языку по теме «Части речи» вручается…………………………………………………… Этим ребятам я ставлю за работу на уроке «5».. Благодарность за участие в аукционе знаний по русскому языку по теме «Части речи» вручается………………………………………………………. Этим ребятам я советую стараться запоминать правила, алгоритмы, смелее высказывать своё мнение. | Встают в круг. Понимание учебных задач урока. Умение анализировать и обобщать. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
5. Домашнее задание (творческое). 1 мин. |
* Какую информацию из текста получили о липе. Чем замечательно это дерево? Написать мини – сочинение на тему «Липа осенью» (по результатам экскурсии) или сочинить стихи, загадки об этом дереве. | Ответы уч-ся. Записывают в дневник задание. |